Человек-лось и рыба с лапами
Пермяки верят: все, что вовремя не умирает, изменяется в худшую сторону
Житель Перми Корней Солодкин продолжает свой рассказ о местных аномалиях.
Через весь город Пермь, как шрам, проходит овраг. Это очень интересный овраг. Копаясь в нем, ученые открыли целую геологическую эпоху — пермский период.
Сейчас пермский период зарос травой, а через овраг проложили дорогу.
Овраг настолько глубокий, что на дне его кажется, что ты оказался в горах.
По склонам, словно ласточкины гнезда, лепятся маленькие дачи пермяков, а на дне шумит речка-говнянка.
В этот же овраг постепенно сползает Пермский планетарий — всё из-за недавно построенной рядом высотки. Планетарий, как голова богатыря-великана из сказки Пушкина, — осколок великой космической утопии. Какой-то злобный карл отрубил эту голову и оставил ее сторожить тяжелое пермское небо.
Если стоять на мосту или ехать по нему, то с одной стороны будет планетарий, а с другой — памятник в лесу. Это женская фигура, и она сделана в таком масштабе, что кажется — взрослая женщина идет сквозь высокий камыш. Темный далекий памятник пугает с первого взгляда. Непонятно, зачем эта печальная фигура размером с дерево стоит среди других деревьев. Это кладбище. Военное кладбище и гражданское.
По приблизительным данным, пермский геологический период начался 299 млн лет назад и длился 48 млн лет. За это время возникли Уральские горы, Крымские горы, Донбасс, горы Кавказа, земля пережила сильное похолодание и потепление. Подробнее — здесь
Заметка не преследует цель выявить какие-то особенности пермских кладбищ в сравнении с кладбищами других городов России, скорее это рассказ про одну прогулку.
Тем не менее нельзя не упомянуть, что пермские памятники на могилах отличаются от московских.
Чаще всего пермский памятник напоминает старинную плетеную корзину для ловли рыбы, только прутья железные. Что-то языческое в этом есть, какая-то неведомая пермская грусть. Сварят десять прутьев, обвяжут железными обручами — и готов памятник. А на вершине у него звезда, крест, а чаще всего — ничего.
В тот день, 7 мая, мы шли большой компанией с открытия выставки Елены Китаевой. Решили пойти на кладбище — где еще так порадуешься поздней весне?
Вход в некрополь был также оформлен Еленой Китаевой и поэтому немного напоминал телеканал «Культура».
Большие фанерные георгиевские ленты располагались у входа на военное кладбище. Среди белых берез и синего неба, подобно коралловым рифам, шли рядами могилы бойцов, украшенные к 9 Мая яркими пластмассовыми венками. Памятников много, но погибших бойцов еще больше. В могилах лежат по двое, по трое, на памятнике два имени, и сдвоенная береза растет из могилы.
Вокруг военного кладбища — могилы гражданских. Памятники в основном металлические — все-таки Урал, горнозаводская цивилизация. В том месте, где кладбище обрывается оврагом, — бирюзовая железная стела на могиле Марии Егоровны, которая умерла 60 лет назад в возрасте 28 лет. Как раз в этот день, когда мы пришли на кладбище, у нее был день рождения. Кажется, мы попали в мистический триллер. Бирюзовая стела на краю пропасти, среди белых берез — как будто мы приглашены на праздник.
Дизайнер Елена Китаева прославилась оформлением межпрограммного пространства телеканала «Культура»
В соответствии с местными языческими верованиями всё, что вовремя не умирает, изменяется в худшую сторону. У щуки вырастают лапы, как у собаки. Она превращается в монстра, на котором путешествует человек-лось — существо с задранной к небу головой. Так дерево растет из могилы. Вода течет вокруг мира, соединяя живых и мертвых. Те, кто вовремя умер, лежат на кладбище среди беленьких берез, остальные доживают свой век чудовищами.
Оттого так хорошо внутри кладбища и так страшно снаружи.
Подпишитесь на нас в социальных сетях