50 лет невесомости
Космические технологии, тоталитарная утопия и замена людей на суррогаты — в работах словенцев Postgravity art
На прошлой неделе на «Платформе» в рамках Медиафестиваля состоялся 50-часовой информационный перформанс («информанс») «Орбитальная осцилляция: Постгравитиарт 1995–2045». Группа словенских медиахудожников Postgravity Art провела цикл лекций и дискуссий, которые вызвали у посетителей разные эмоции — от полного восторга до полного недоумения.
Дуня Зупанчич, Миха Турчич и Драган Живадинов, одержимые идеей преодоления земного притяжения, называют себя «конструкторами постгравитационного искусства». В течение трех дней без еды и сна они разъясняли посетителям Цеха Белого ускользающий смысл их медиаактивизма.
Показы схем, слайдов и документальных видео, ритуальные передвижения по сцене, хореографические номера, дегустация словенской минералки, внезапные музыкальные интерлюдии и многочасовые образовательные камлания на тему русского космизма проходили в аудиториях, которые сами художники предпочитали называть «обжектилями». Счастливчиков, прорвавшихся сквозь авторские неологизмы (умботы, аттракторы, микронные чертежи, планиты, левитационные конструкции, субституты, телелогические информансы), было немного.
Некоторым повезло узнать о главном арт-проекте коллектива — театральном спектакле «Постгравитиарт 1995–2045». Он длится 50 лет, каждые десять его показывают публике.
Актеров, выбывающих из строя по причине смерти, художники планируют методично заменять «технологическими субститутами», их речь — особыми фразами и ритмом, с тем чтобы к 2045 году (когда никого из 14 актеров уже не должно быть в живых) на сцене появились суррогаты — технологические абстрактные образы. Драган Живодинов (единственный из всей команды не собирающийся умирать) планирует отправить их с помощью космического аппарата на экваториальную орбиту и разместить в 14 равноудаленных точках вокруг Земли.
Словенская индастриал-группа Laibach создала неформальную организацию «Новое словенское искусство» (нем. Neue Slowenische Kunst, NSK), которая со временем превратилась в виртуальное государство. У NSK есть собственный паспорт, марки, электронное посольство в интернете. Гражданство NSK доступно для людей доброй воли со всего мира вне зависимости от религии, расы, национальности, пола и убеждений. Организационным принципом NSK объявлен коллективный абсолютизм, а главой государства — имманентно-трансцендентный дух
Подобно другим словенским коллективам вроде музыкантов Laibach или группы «Ирвин» Postgravity Аrt очарованы русским авангардом 1920-х годов, утопией, тоталитарными обществами и абстрактным театром, в котором одетые в одинаковую униформу и легко заменяемые актеры ценны лишь в качестве носителей авторских идей.
Художники настроены решительно. С 1995 года они тесно сотрудничают с Центром подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина в Звездном городке и раз в один-два года путешествуют по миру, разъясняя свои идеи с помощью 50-часовых информансов всем желающим и, как кажется, в первую очередь самим себе.
P.S. Вдохновленные 50-летним спектаклем Postgravity Аrt, редакция W→O→S приняла решение включиться в эксперимент и, продолжая внимательно следить за творчеством словенских художников, делать отчетные материалы о творчестве Postgravity Аrt каждые десять лет начиная с момента этой публикации. Если авторы или дизайнеры-верстальщики сойдут в какой-то момент с дистанции по причине смерти, они будут методично заменены технологическими субститутами, транслирующими телелогические информансы в безвоздушном пространстве.
Подпишитесь на нас в социальных сетях