Воскресная библиотека: Настольная книга эгоиста
Здоровая самокритика как инструмент обольщения
В рубрике «Воскресная библиотека» мы каждую неделю предлагаем фрагмент из готовящейся к публикации книги от дружественного издательства.
Представляем отрывок из книги бизнес-психолога доктора Чаморро-Премузика о ловушках самосознания, посвященный анализу реалити-шоу. Доктор рассказывает, почему эксперимент со свиданиями вслепую показал, что зануды обычно видят себя завзятыми остроумцами, а те, кто считает себя неотразимым, в действительности оказываются не слишком привлекательными для потенциальных партнеров.
*Об авторе
Доктор Томас Чаморро-Премузик — профессор бизнес-психологии в Университетском колледже Лондона (UCL), вице-президент компании Hogan Assessments по научно-исследовательской работе, преподавал в Нью-Йоркском университете и Лондонской школе экономики. Автор семи книг и более 100 научных работ. На счету Томаса более 70 выступлений на телевидении, включая передачи BBC, CNN и Sky. Он регулярно печатается в Harvard Business Review и является ведущим спикером Института экономических проблем и соучредителем metaprofiling.com, электронного стартапа, помогающего организациям находить людей с талантом к предпринимательству. Живет в Лондоне и Нью-Йорке.
Томас Чаморро-Премузик
Уверенность в себе: Как повысить самооценку, преодолеть страхи и сомнения
Пер. с англ. – Альпина Паблишер, Москва, 2014.
Несколько лет назад я впервые поработал профессиональной свахой — британское реалити-шоу «Свидание вслепую» наняло меня для того, чтобы я интервьюировал, тестировал и подбирал участников. Если вы не смотрели шоу, то вот все, что вам стоит о нем знать: трех женщин и троих мужчин селят в большом доме, женщин — в одной половине, мужчин — в другой. Встречаться с представителями противоположного пола можно только в одной комнате, причем в комнате этой темно, хоть глаз выколи. Каждый раз, когда они хотят встретиться, у них происходит «свидание вслепую» — в самом что ни на есть буквальном смысле. Они могут разговаривать, играть, есть, пить, прикасаться друг к другу и целоваться, но все это в полной темноте, так что они узнают друг друга, не видя. Спустя несколько дней каждому участнику или участнице разрешается выбрать одного человека для свидания лицом к лицу и решить, продолжать ли встречаться с этим человеком, когда реалити-шоу закончится. В реальном мире внешность — первое, что на нас воздействует, и мы только тогда собираемся узнать другого поближе, когда решаем, что находим его физически привлекательным. Следовательно, внешность влияет на наше суждение о характере человека. Однако в «Свидании вслепую» на участников сначала воздействовали психологические качества окружающих, так что они составляли мнение о их личности, ценностях и установках «в чистом виде», то есть не подпадая под влияние внешности, что делает это реалити-шоу ценнейшим психологическим экспериментом.
**Об издательстве
«Альпина Паблишер» — ведущее российское издательство, выпускающее деловую и профессиональную литературу, а также книги по личному и профессиональному совершенствованию, аудиокниги, электронные книги и видеокурсы. За 15-летнюю историю выпущено более 6 млн экземпляров книг лучших российских и мировых авторов.
Учитывая, что участники сообщают о своем интересе к другим героям шоу до и после того, как их увидят, «Свидание вслепую» — великолепный инструмент для изучения относительного значения психологических факторов (индивидуальные особенности личности) по сравнению с физическими факторами (внешность). Собственно говоря, это реалити-шоу предоставляет отличную возможность проанализировать, как люди оценивают свою привлекательность в качестве потенциальных партнеров независимо от внешности и индивидуальных особенностей личности. Кто-то может быть уверенным в своих внешних данных, но при этом считать себя не слишком интересной личностью; другие могут чувствовать, что эмоционально или интеллектуально способны составить для кого-то хорошую пару, но менее уверены в своей внешней привлекательности и т. д. В то же время получить рейтинг компетентности — насколько привлекательным потенциальным партнером находят нас другие — можно до и после того, как откроется внешность, что позволяет психологам измерить по отдельности психологическую и физическую привлекательность. Другими словами, формат шоу позволил изучить взаимосвязь между уверенностью и компетентностью для физического и для психологического факторов привлекательности в качестве потенциального партнера.
Оказалось, что большинство участников совершенно неадекватно оценивают свою привлекательность в качестве потенциальных партнеров, как в отношении внешности, так и в отношении личностных качеств. Те, кто высоко оценивал свою привлекательность, в целом казались своим потенциальным парам непривлекательными. Подавляющее большинство тех, кто считал, что наделен прекрасным чувством юмора, не производили впечатления остроумных. И почти каждый участник, будь то мужчина или женщина, который описывал беседу со своей парой как «интересную», воспринимался собеседником как «скучный» или «несносный». При этом, чем больше заблуждались люди насчет своей внешности и обаяния, тем меньше была вероятность, что они покинут шоу с обретенной парой. В общем, зависимость между уверенностью участников шоу в том, что их воспринимают как желанных партнеров, и их успешностью на ниве дейтинга оказалась обратной.
Несмотря на то, что среди участников «Свидания вслепую» были люди всех возрастов и из самых разных культур — богатые, бедные, белые, черные, молодые, пожилые, какие угодно, — была одна деталь, которая не позволяла рассматривать их как типичных представителей человечества: уж очень отчаянно они искали возможность завести роман. Следовательно, они уже уступали в компетентности среднестатистическому дейтеру из общей популяции, в которую входят и люди, которые уже нашли партнера, и те, кто завязывал отношения и т. д. Но глядя, как уверенно вели себя участники шоу, вы бы никогда не догадались, что им не везет в личной жизни.
В профессиональной жизни мне встречалось множество людей с проблемами личного свойства, и самой распространенной причиной их проблем было отсутствие самоосознания. Они либо не осознавали, как их поведение отражается на других — например, на их партнерах, — либо не осознавали, насколько желанными или нежеланными они могут быть для других. Даже когда у людей имелся «послужной список» неудачных отношений, их опыт, казалось, очень мало влиял или же не влиял вообще на их оценку своей компетентности в дейтинге. Если сравнивать средний уровень уверенности людей, находящихся в успешных отношениях, и средний уровень уверенности тех, у кого отношений не было либо они были неудачными, разница будет незначительна, и главным образом потому, что вторые считают себя более привлекательными потенциальными партнерами, чем в действительности. Ничего удивительного, что склонность людей переоценивать свою компетентность в дейтинге обратно пропорциональна их способности преуспеть в поиске партнера.
Соответственно, иногда уверенность не просто не совпадает с компетентностью, но является ее противоположностью. Это применимо и к тем, кто переоценивает свой потенциал в дейтинге, и к тем, кто считает себя менее хорошим потенциальным партнером, чем на самом деле. Хорошая новость: низкую уверенность в этой сфере гораздо легче «починить», чем высокую. От переоценки себя как потенциального партнера больше вреда, чем пользы, неуверенность же поможет стать более ценным кандидатом.
Подпишитесь на нас в социальных сетях