Картопляс: Иллюзии в искусстве
Как художники и архитекторы обманывают зрителей
В Москве идет выставка Маурица Эшера — художника, популярного до слез. Известен Эшер своими фокусами с невозможными фигурами и звериными паттернами, где на каждую выпуклость одного животного найдется впуклость другого. W→O→S вспоминает, кто еще в истории искусства был увлечен оптическими иллюзиями.
Двухмерное трехмерно
Картины-обманки, или тромплёй, существовали уже в античности. Их задача — заставить зрителя поверить, что двухмерное изображение выходит за свои пределы. Поэтому предметы в настенных росписях располагались на живописных подставках, имитирующих элемент архитектуры.
Фрески-тромплеи обнаружили в Помпеях:
Там же, в так называемом Доме фавна, был вот такой пол:
В европейских живописи и архитектуре обманки появляются в XV веке.
Андреа Мантенья
Петрус Кристус. Потрет картезианца. (Обратите внимание на муху на раме)
А потом, конечно, становятся важной частью художественного языка барокко, когда все так гнались за эффектом.
Корнелиус Гийсбрехтс
Сэмюэл Диркс ван Хогстратен
Фейковые анфилады и плафоны стали неотъемлемым приемом в роскошной архитектуре:
Такие элементы есть и в русском Петергофе:
В XIX веке обманки обслуживали свои аллегории:
И в XX никуда не делись:
Пер Боррель дель Касо. Бегство от критики
Фрида Кало. Самоубийство Дороти Гейл
Конечно, этот прием используют и по сей день:
Джастин Ладда, Бронкс, Нью-Йорк
Джастин Ладда, Бронкс, Нью-Йорк
Мертвое живет
В деле оживления натюрмортов особенно преуспел итальянский маньерист Джузеппе Арчимбольдо.
Неудивительно, что у него столько последователей.
Вот только некоторые:
Клаус Энрике
Иван Теребенев
Фрейя Джоббинс
Тони Мателли
Тилль Новак
Впрочем, желающих придать самым жизнерадостным сценам макабрический оттенок в истории тоже было немало. Это целый жанр — «внезапно череп». Самые популярные из такого рода гравюр — стилизации современного венгерского художника Иштвана Ороса. Ими он проиллюстрировал новое издание «Корабля дураков» Себастьяна Брандта.
Конечно, такого рода шуточки любил и Сальвадор Дали, еще один всенародный кумир, достойный поспорить с самим Эшером.
В начале XX века такие картинки были особенно популярны среди создателей почтовых открыток.
Особенно очаровательна вот эта, увековечившая российскую царскую семью:
Неподвижное подвижно
Заставить фигуры на картине двигаться пытались еще импрессионисты. Посудите сами, получилось у них или нет.
Эдгар Дега. Батман
Эдуард Мане. Испанский балет
Созданию иллюзий наподобие тех, что вы можете найти в тематических пабликах «ВКонтакте», посвящено целое направление в искусстве и ему уже порядка 80-ти лет. Называется оно оп-арт и порой доводит посетителей музеев до тика, рвоты и обмороков.
Бриджет Райли
Виктор Вазарели
Джозеф Альберс
Ричард Анушкевич
Франсуа Морелле
Эд Мечковски
Отдельного внимания заслуживают архитекторы, умеющие расшевелить недвижимость.
Парковка в Сиэтле
Дом Роя Лихтенштейна
Лестница в никуда в Мюнхене
Фелис Варини в Кардиффе (Уэллс)
Архитектурная иллюзия в Париже
Здание в Харводре, Конннектикут
Сан-Франциско
Невозможное возможно
Изображение невозможных геометрических фигур — целое направление в искусстве под названием имп-арт. К нему относился и Эшер.
Этим занимался швейцарский художник Сандро дель Пре:
И все тот же Иштван Орос:
А началось все со шведа Оскара Рутерсварда, изобретателя 2500 невозможных фигур. Именно он придумал «треугольник Пенроуза» в 1934 году.
И родина была так благодарна Рутерсварду, что даже выпустила почтовые марки с его изобретениями.
Ну а главную оптическую иллюзию XX века создал в 1929 году Рене Магритт. На первый взгляд картина ничем не примечательна, но как бы вы ни старались поверить в обратное, это не трубка.
Подпишитесь на нас в социальных сетях