Куда поехать на выходные без загранпаспорта: Киргизия
Девять зарисовок из Бишкека и его окрестностей
Из России без загранпаспорта можно выехать в шесть стран — Белоруссию, Украину, Абхазию, Южную Осетию, Казахстан и Киргизию. Направлений немало, но, если весна в Москве вас совсем не радует, за настоящим теплом лететь на уик-энд стоит только в Бишкек. Плюс двадцать пять, по Чуйской долине с гор дует прохладный ветер, а по арыкам начинают течь ручьи.
Но надо сразу же оговориться, что именно туристических развлечений в Киргизии немного и что поездка станет вам в копеечку — не меньше $500 за билет в обе стороны и еще $100–150 на приличный отель. Старинной архитектуры в Бишкеке нет, он состоит из типовой советской застройки — полное ощущение, что вы находитесь на окраине Уфы или Казани. И поскольку, скорее всего, по доброй воле вы туда не полетите, практические советы вам вряд ли нужны — вот лишь некоторые зарисовки.
1. Все вывески дублируются на русском языке, да и сами киргизы друг с другом говорят по-русски, по крайней мере в Бишкеке.
2. До предгорий совсем недалеко — минут 20 на машине. Там можно взять лошадей напрокат и отправиться в горы с проводником. Ехать в Киргизию стоит хотя бы ради этих горных ручьев, камней и ущелий.
3. В Бишкеке совсем не ощущается, что Киргизия — исламская страна. Девушек с покрытой головой едва ли не меньше, чем в Москве. Напротив, много мини-юбок, везде продают и употребляют алкоголь. Разве что иногда попадаются забавные вывески вроде «Халяльные гамбургеры здесь». Гамбургеры — тамошний кулинарный тренд, но «Макдоналдс» до Чуйской долины пока не добрался.
4. Кроме двух-трех центральных проспектов вечером в столице улицы практически не освещаются. В 90-е годы электричество отключали из экономии, объяснили нам, а теперь просто не видят смысла. На темных улицах никого нет. При этом, несмотря на небольшие доходы, местные жители любят потусоваться. Кафе, баров и ресторанов довольно много — среди них есть модные вроде Olives, где можно встретить местных политиков, бизнесменов и блогеров.
5. Приезжие из сел (с юга страны) фотографируются на главной площади города — у памятника легендарному богатырю Манасу, поют в уличном караоке, едят семечки и сидят в спортивных штанах на корточках вдоль бульвара. Горожане к этим соотечественникам относятся, кажется, снисходительно-доброжелательно.
6. На ограде местного Белого дома до сих пор видны следы от пуль. В апреле 2010 года, несмотря на прицельный огонь снайперов, вооруженная толпа демонстрантов захватила резиденцию президента, который, кстати, и сам пришел к власти в результате революции тюльпанов в 2005 году. Тогда погибло 84 человека. Прогуливаясь вдоль этого изрешеченного забора, думаешь о том, что брат или сын одного из тех бесстрашных революционеров может мне встретиться на улице Москвы в виде обыкновенного разнорабочего. Сейчас у бишкекского Белого дома открывают памятник тем событиям (люди отталкивают черное от белого).
7. В стране — разгар борьбы с коррупцией, о чем объявляют многочисленные билборды. Нас, например, остановила по дороге из аэропорта дорожная полиция и, несмотря на то что это была машина пресс-секретаря президента, не отпустила, пока водитель не ободрал тонировку с передних стекол.
Всего в Киргизии после распада СССР было три президента, причем Курманбек Бакиев занимал эту должность дважды, а смена власти каждый раз происходила в результате политического кризиса
8. Оказывается, российские телеканалы формируют повестку дня и тут, поскольку местное телевидение рассказывает только о внутренних новостях. Оставшийся незамеченным у нас компромат НТВ на одного из фаворитов местной парламентской гонки оттеснил его сразу на пятое место, после чего поступило предложение в предвыборный сезон пускать российские теленовости только в записи.
9. ЖЖ в большей части страны не работает только потому, что он запрещен в соседнем, более авторитарном Казахстане, а интернет тянут оттуда. При этом в Киргизии законодатели запретили российское информационное агентство «Фергана.ру», но президент Алмазбек Атамбаев дает ему интервью. Из таких на первый взгляд нелепых противоречий и состоит местная жизнь — небогатая, но при этом, кажется, куда более свободная, спокойная и жизнерадостная, чем наша.
Подпишитесь на нас в социальных сетях