Искусство классного извинения: Метод Лабафа
Как превратить свою оплошность в арт-проект?
Мы привыкли, что безумные поступки совершают эксцентрики вроде Николаса Кейджа, Вернера Херцога или Ларса фон Триера. Нормальный актер или режиссер могут позволить себе разве что супружескую неверность. Но жизнь разрушает эти стереотипы. Актер Шайа Лабаф, звезда «Трансформеров» и ненавистного большинству последнего «Индианы Джонса», казался скучным голливудским профессионалом. Но обвинение в плагиате по поводу его короткометражного фильма и последующие за этим оригинальные извинения, превратили скучного актера в безумного героя поколения. Учитывая, что плагиат (например, в диссертации) и публичные извинения (например, по поводу блокады Ленинграда) – важные темы для России. W→O→S решил разобрать подробнее метод Лабафа.
Читайте и запоминайте:
1. Искренне совершите некрасивый поступок
Шайа Лабаф снял короткометражный фильм HowardCantour.com о жизни кинокритиков. Короткометражка получила позитивные отзывы и ее показали на Каннском фестивале в 2012 году. Но практически сразу выяснилось, что фильм является плагиатом короткой истории известного андеграундного комиксиста Дэниэла Клоуза (по его комиксам сняты фильмы «Мир призраков» и «Реклама для гения»). Дело не только в похожем сюжете и теме (история кинокритика и рассуждение о той роли, которую критики играют в судьбе произведения), но и в покадрово переснятых сценах и дословном воспроизведении открывающего фильм и комикс диалога. На волне интереса к короткометражке, плагиат был найден и в комиксах актера, написанных на несколько лет раньше.
2. Оригинально извинитесь, чтобы все стало еще хуже
Лабаф немедленно отреагировал на обвинения: удалил фильм из интернета и заявил, что лишь вдохновлялся комиксом Клоуза и тема критики волнует его самого, поскольку актер был затравлен рецензиями на фильмы о трансформерах. Затем последовала серия твитов с извинениями перед комиксистом, рассуждениями о плагиате, вдохновении и авторских правах. Все бы хорошо, только выяснилось, что эти извинения были намеренным плагиатом!
Дальше последовала целая волна полностью или частично позаимствованных твитов с Yahoo! и аккаунтов знаменитостей. Апофеозом стал твит, украденный у противоречивого рэпера Гучи Мэйна:
И это уже после того как Лабаф заказал огромную, длинной в восемь километров надпись в небе с извинениями по отношению к Дэниэлу Клоузу
3. Устройте драму
Устав от извинений и преследований, Шайа нанял ту же компанию, что написала извинения в небе, для того, чтобы они написали фразу «прекратитесоздавать» (stopcreating) вокруг Лос-Анджелеса несколько раз и заявил, что «завязывает с публичной жизнью». Отныне твиттер, который источал плагиат, заполнился сообщениями: «Я больше не знаменит».
4. Неожиданно возьмитесь за старое!
В январе Шайа Лабаф сделал несколько роковых поступков, которые превратили его из методичного идиота в гениального безумца.
Во-первых, актер объявил о том, что напишет новый комикс Daniel Boring, который напоминает название комикса Дэниэла Клоуза David Boring и полностью копирует сюжет!
А на пресс-конференции, посвященной «Нимфоманке», где Шайа играет одну из главных ролей, актер молчал, жевал жвачку и ответил только на вопрос журналиста «Каково это сниматься в сценах с сексом?» знаменитой фразой футболиста Эрика Кантона: «Чайки летят за траулером, потому что надеются, что сардины будут падать в море», – после чего встал и вышел.
Лабаф продолжил свои игры с ложными цитатами и игру с копированием несчастного комиксиста. Терпение Клоуза (который до последнего не обращал внимание на эту историю) лопнуло, и он обратился в суд.
5. Снова извинитесь!
Если бы этим все кончилось, но нет. На премьеру фильма Ларса фон Триера, Лабаф пришел с пакетом на голове, на котором было написано «Я больше не знаменит». Многие задумались, не плагиат ли это, но примеров использования бумажного пакета слишком много, чтобы найти прямой аналог.
Выход с пакетом оказался только прологом к масштабному арт-проекту Лабафа «МНЕЖАЛЬ». Он открыл галерею в Лос-Анджелесе, куда каждый может прийти с 11 по 15 февраля, выбрать орудие наказания (фигурку трансформера или кнут Индианы Джонса) и поговорить с Лабафом, сидящим с пакетом на голове (при этом сам актер беззащитен и безответен). Все бы ничего, но перформанс слишком напоминает работы художницы Марины Абрамович.
К этому моменту способности Лабафа превращать плагиат в искусство стали очевидны для всех. Актер Джерри О’Коннелл открыл свою арт-инсталляцию под названием «МНЕТОЖЕЖАЛЬ» в близлежащем здании, чтобы показать, что и другие умеют как следует копировать.
Будем надеяться, что эта чума не распространится дальше двух соседних галерей.
Теперь представьте, как шикарно мог бы извиниться министр Владимир Мединский перед историком ленинградской блокады Даниилом Граниным за то, что назвал враньем его данные о привилегированных условиях питания партийного руководства города, если бы воспользовался «методом Лабафа».
Подпишитесь на нас в социальных сетях