Воскресная библиотека: О весенней медиадиете
Как поддерживать форму и сохранять рассудок в информационных потоках?
Новая книга издательства «Манн, Иванов и Фербер» поможет избегать информационных перегрузок, научит управлению потоками данных, информационному дзену и искусству ухода за соцсетями. Интернет-гигиена, или, в терминологии автора Марка Херста, цифровая грамотность, — важнейший навык современного человека новейшего вида Пользователь. W→O→S представляет главу, посвященную принципам эффективного потребления нужной информации в режиме информационной диеты.
*Об авторе
Марк Херст — бизнес-тренер, специализирующийся на сфере IT, основатель консалтинговой компании в области информационных технологий и личной продуктивности.
**Об издательстве
«Манн, Иванов и Фербер» — издательство деловой литературы, созданное в 2005 году тремя маркетологами, которые и сами пишут книги.
Марк Херст
Горшочек, не вари! Как обуздать бесконечный поток писем и задач
М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2014.
Первый шаг к тому, чтобы обрести контроль над перегрузкой информацией, — не чувствовать себя виноватым. Не ваша вина, что информации слишком много. Надо просто смириться с тем, что ее больше, чем времени, и объем ее ежедневно увеличивается. Свободный доступ к битам означает, что, как бы много информации ни было сегодня, завтра ее будет еще больше.
<…>
Подход, связанный с цифровой грамотностью, подразумевает медиадиету, которой и нужно придерживаться. Это постоянно сокращающийся набор цифровых, печатных и иных источников информации, с помощью которого мы остаемся в курсе того, что имеет для нас профессиональное или личное значение. Как и другие отрасли цифровой грамотности, эта тоже требует полной ответственности пользователя. Никто не создаст нам медиадиету. Более того, современные СМИ не хотят, чтобы мы на нее сели. Мы оказываемся более сговорчивыми как покупатели и граждане, если живем по инерции. Создание же медиадиеты — это своеобразный бунт, поскольку она позволяет существовать независимо от того, что хотели бы от нас издатели, а хотят они, чтобы мы потребляли больше информации. Но это единственный разумный выбор. В условиях, когда информация в избытке, а время в недостатке, мы должны чаще говорить «нет» — просто поразительно, насколько часто. А «да» говорить только в том случае, если это служит и нашим целям. Нам по-прежнему нужны газеты, но на наших условиях, а не на их собственных.
<…>
Здоровая медиадиета приносит долгосрочные дивиденды при сравнительно небольших вложениях времени и не очень строгой самодисциплине. С помощью цифровой грамотности вы сможете создать медиадиету, которая:
— основана на том, что важно для вас, а не для кого-то другого, например издателя или компании;
— опирается на минимум источников информации, которые, однако же, служат нужной цели;
— отсекает целый океан не имеющих значения или избыточных источников;
— станет активным инструментом, который можно будет изменять для своих целей;
— по мере возможности мала.
Нужно обратить особое внимание на последний пункт — уменьшение размера. Создавая свою медиадиету, следует опираться на возможно меньшее количество источников и тратить как можно меньше времени, но при этом оставаться полностью информированным. Никогда не забывайте, что время — ваш самый драгоценный ресурс, так что всегда ищите возможности пропустить, бегло просмотреть, отложить, сократить и удалить лишние источники из своей медиадиеты. Принцип «оставьте биты в покое» применительно к этой сфере значит «оставьте в покое источники». Как и в случае с электронными письмами и списками дел, устранение бремени ведет к увеличению продуктивности и жизни в мире с самим собой.
Медиадиета — это набор источников с двумя главными компонентами: основным составом и группой просмотра.
Основной состав
Основной состав — это набор периодических изданий и других источников, которые заслужили место в вашей медиадиете и взглядов которых вы более или менее придерживаетесь (хотя всегда есть возможность от них избавиться). Это самые ценные ваши источники, и всегда нужно знать, как задействовать каждый из них. В основном составе есть три типа источников: звезды, рабочие лошадки и точечные игроки.
— Звезды. Это те редкие источники, которые постоянно предоставляют важную и полезную информацию, касающуюся одной или нескольких областей вашего личного или профессионального интереса. Это источники, к которым полезнее всего постоянно обращаться (читать, смотреть или слушать) с начала и до конца, или близко к тому. Конечно, это отнимает много времени, так что в вашей медиадиете их должно быть немного. Собственно говоря, в зависимости от наличия времени и областей вашего интереса можно легко обойтись вообще без звезд. Впрочем, обычно полезно иметь в этой категории одно периодическое издание и по меньшей мере один сайт.
— Рабочие лошадки. Их в составе диеты большинство — возможно, три или четыре источника различных типов. Это источники, которым можно верить в отношении неко-торой важной информации. К таким источникам можно прибегать либо для постоянного пролистывания, либо для полноценного чтения. Несколько тщательно подобранных аккаунтов Twitter могут хорошо дополнить картину.
— Точечные игроки. Есть источники, которые хороши для решения конкретной задачи. Например, можно подписаться на новостную рассылку ваших конкурентов, чтобы быть в курсе, чем они в последнее время занимаются. Или же читать журнал о торговле в поисках упоминаний клиентов или потенциальных клиентов, что позволит вам проинформировать их об этом. Читая такие издания, готовьтесь резать: ножницами — если они бумажные, командами «Копировать» и «Вставить» — если имеете дело с онлайн-ресурсами.
Все эти источники попадают в основной состав одним и тем же способом — через группу просмотра.
Группа просмотра
В группу просмотра входят источники, которые еще не попали в основной состав, но могут там оказаться. Они должны пройти через просмотр — это своего рода длительное собеседование, в ходе которого они могут доказать, что пригодны для медиадиеты. Поскольку здоровая медиадиета должна как можно больше сужать круг источников, скорее всего, источника из группы просмотра в нем не окажется, но имеет смысл постоянно подыскивать потенциальные новые источники. Например, я, бывает, покупаю новые журналы и просматриваю только что запущенные сайты, чтобы убедиться, что не пропускаю новый важный голос.
Перечислим некоторые правила просмотра.
— Будьте разборчивы в отношении просматриваемых источников. Этот процесс требует времени, так что если вы уверены, что данный источник ценности не имеет, то нечего на него тратить время.
— Просматривайте с определенными намерениями, понимая, что вы изучаете и зачем, как долго вы намерены пробовать этот ресурс. Например, я могу по одному печатному экземпляру сказать, какова точка зрения этого источника, какой объем информации в нем содержится и стоит ли его включать в свою медиадиету. Некоторым источникам полезно дать второй или третий шанс.
— Помните, что в команде не так много места. Любое попадание нового игрока в состав оборачивается тратой времени, так что лучше избегать этого. Когда вы берете игрока из группы просмотра в основной состав, подумайте, не стоит ли исключить один из прежних источников, чтобы состав остался прежнего размера.
Полезно порой один раз попробовать что-то новое, неожиданное — телепередачу или радиопрограмму. Вы даже не просматриваете источник на предмет включения в основной состав. Вы читаете, смотрите или слушаете его один раз: вдруг, по счастью, повстречается удачная идея, тенденция или человек, каких не найти в обычном круге информации. Если окажется, что источник достаточно хорош, чтобы добавить его в основной состав, тем лучше.
Подпишитесь на нас в социальных сетях