Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер
дата:
22 мая

Автомобили-убийцы: 3 закона роботехники

Мрачное будущее самоуправляемых автомобилей

То, о чем еще недавно задумывались только писатели-фантасты, скоро станет реальностью: нам придется установить новые правовые и моральные нормы в отношении искусственного интеллекта. Попробуем разобраться, чем грозят человечеству автомобили, которые смогут водить себя сами.

Представленный год назад флагманский Mercedes-Benz S-класса уже практически может ехать без участия водителя: он умеет сам тормозить, разгоняться и крутить баранку. Остальные компании не отстают: ту или иную систему автопилота разрабатывает почти каждый крупный автоконцерн. Audi вовсю демонстрирует видео, в которых их тачка вполне самостоятельно пробирается через затрудненное движение на трассе, BMW кичится собственной системой ConnectedDrive, и даже Google успешно тестирует самоуправляемые автомобили на дорогах общего пользования в Штатах уже несколько лет.

Технологически мы вплотную приблизились к тому, чтобы тачки водили сами себя, и эта идея не лишена привлекательности: во-первых, если устранить из вождения человеческий фактор, дороги действительно можно сделать более безопасными. Во-вторых, даже самые отмороженные автомобильные энтузиасты были бы рады, устав, не выспавшись, будучи пьяными или похмельными, прыгнуть на заднее сиденье собственной машины и вздремнуть там, пока она везет их на работу или домой.

<iframe width="560" height="315" src="//www.youtube.com/embed/Qa_ZSRj0WM0?rel=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>
<iframe width="560" height="315" src="//www.youtube.com/embed/krJmTZ-TcMc?rel=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>
<iframe width="560" height="315" src="//www.youtube.com/embed/cdgQpa1pUUE?rel=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Три закона роботехники:

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить,
чтобы человеку был причинен вред.

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев,
когда эти приказы противоречат Первому Закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере,
в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.

Айзек Азимов

К сожалению, помимо очевидных плюсов подобные технологии влекут за собой целую гроздь проблем морально-этического и юридического характера. Кто несет ответственность за ДТП в случае, если его причиной стал автомобиль на автопилоте? Автоконцерны не хотят брать ответственность на себя, а владелец вроде как ни при чем. Пока что этот вопрос решается требованием держать хотя бы одну руку на руле для того, чтобы система работала. Мне это кажется ужасным лицемерием: водитель знает, что не ведет машину, но держит руку на руле, чтобы отвечать за ее действия с правовой точки зрения.

Что думают шишки
из автоконцерна?

 

 

 

«Уверен, через 10 лет я бы сел в мерседес и позволил ему отвезти меня из точки А в точку Б. Но, вероятно, мы все еще будем испытывать трудности с правовой стороной вопроса».

 

 

 

«Ключевой момент — безопасность. Мы должны сохранить удовольствие от управления машиной для водителя, но мы также хотим позаботиться о его безопасности. У нас есть технологии, чтобы сделать машину с автопилотом, но проблема в том, чтобы сделать ее доступной. И юридическая ответственность — это серьезный вопрос. Это не игра. Вы не играете на PlayStation, где у вас есть еще одна или две жизни».

Дитер Цетше, президент «Даймлер АГ»,
родительской компании Mercedes-Benz

Любой нормальный водитель знает, что не все ситуации на дороге могут быть подвержены алгоритмизации. Электронные системы могут филигранно вычислять оптимальную скорость движения в потоке и дистанцию до впереди идущей машины, но не в состоянии определить, ждет ли пешеход на тротуаре автобуса или собирается перебежать дорогу, или, например, оценить опасность помехи, которую создают дети, играющие около дороги в мяч, как и свою опасность для них.

Дидье Леруа,
президент европейского отделения Toyota

Что думает визионер из силиконовой долины?

 

 

«Я не могу обещать, что самоуправляемая машина от «Гугла» будет стоять у вас в гараже через год. Мы надеемся выпустить эту технологию в течение нескольких следующих лет, и нам еще предстоит определить, в какой форме она будет выпущена».

 

Энтони Левандовски, менеджер проекта самоуправляемой машины в «Гугле»

Нам предстоит разработать, усвоить и принять целый набор новых этических норм; вопрос, однако, в том, готовы ли мы к ним. Что будет, если у двухтонного S-класса лопнет шина и электронной системе придется выбирать: убрать ли в отбойник следующую параллельным курсом «оку», водитель и пассажиры которой, скорее всего, этого не переживут, или вместе с владельцем, нежащимся в кресле, которое умеет имитировать массаж горячими камнями, пойти на лобовое столкновение с фурой на встречке? А если в «оке» едут дети? А если в S-классе?

Что думает шишка
из ассоциации автопроизводителей?

 

 

«Будут случаи, когда водитель помог избежать аварии, и случаи, когда аварии смог избежать автопилот. Но будут и аварии, которых невозможно избежать в независимости от предпринятых мер. И такие, которых должен был избежать автопилот, но не смог. В любом случае, я уверен, что суды скорее будут становиться на сторону людей, чем на сторону автопроизводителей».

Ульрих Эйхорн, генеральный менеджер немецкой ассоциации автопроизводителей VDA

 

Ответов на такие вопросы пока нет ни у кого, но о них пора задуматься, потому что спрос на автомобильные автопилоты есть, а у автоконцернов есть деньги на лоббистов. И мы оглянуться не успеем, как зрелище передвигающейся по городу тачки с пустыми передними сидениями станет для нас привычной. Хорошо бы определиться с тем, что мы по этом поводу думаем, до того, как у какой-нибудь из них на трассе лопнет колесо.

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+