Русское игровое подполье
Русское игровое подполье
Тест на знание раннего отечественного игропрома и воспоминания о лучшем, что он произвел
Вспоминаем смелые и нестандартные игры отечественного производства, вышедшие
до 2000-го года, и при помощи теста проверяем, насколько они вынесли нам мозг.
Конец 90-х был прекрасным временем для русского игропрома. В отсутствие у игроков и разработчиков рамок, заданных форматов и представлений о том, как надо и как не надо, в индустрии цвел буйный психодел. Игры отечественного производства радовали новаторскими техническими решениями, неожиданными сюжетами, игровыми механиками и вселенными. Вспоминаются первые бессонные ночи за пузатым электронно-лучевым монитором, который стрелял радиацией прямо в глаз, робкие вылазки в жутковатый веб через модем, который долго делал «пшшшш-вшшшшш-дж-дж-джинг» и все равно соединял с провайдером только с пятого раза.
Проводником в этом мире служил журнал Game.EXE, который рассматривал компьютерные игры как искусство и не скупился на культурные отсылки (в частности, к Хантеру Томпсону, Дэвиду Линчу и группе Pink Floyd), чего невозможно было представить ни в одном другом игровом издании того периода. Редакции не чужды были самолюбование, самоирония и страсть к мистификации, а журнал прививал читателям хороший вкус и создавал у них ощущение причастности к закрытому клубу, в котором были свои шутки, термины и отношения с авторами. Закрытие Game.EXE в 2006-м году многие восприняли почти как смерть близкого друга.
1. «ГЭГ: Отвязное приключение»
Разработчики: ZES''t Corporation, Auric Vision
Дата выхода: сентябрь 1997
Что это: квест с эротическим уклоном про секретного агента Гэри Бивнева, ставшего импотентом после укуса в пах ядовитым арктическим пингвином.
Игра начинается с того, что Гэри просыпается среди ночи после странного сна, в котором члены «Темного Братства» обсуждают план порабощения мира. Наутро он связывается со своей начальницей Люси, называющей его «мой импотентишка», и получает задание выяснить, что происходит.
Создатели «ГЭГа» сознательно и изобретательно использовали китч, а также черный и туалетный юмор как художественные приемы. История с ядовитым пингвином и импотенцией — это не только шокирующе придурочный сюжетный ход, но и отличный способ оправдать в игре цензуру эротических сцен, во время которых главному герою мерещится пингвин, закрывающий своим телом все самое интересное. На самом деле эротики в игре было не больше, чем требовалось, чтобы будоражить пубертатные мозги, а головоломки, подразумевавшие нестандартные решения, заставляли эти мозги работать.
Градус абсурда, не снижавшийся по мере прохождения игры, был сопоставим, пожалуй, только с творениями английской группы придурков под названием «Монти Пайтон».
Только подумайте. Русский «Монти Пайтон». Компьютерная игра. В 1997 году.
2. Z.A.R.
Разработчики: Maddox Games
Дата выхода: 1997
Что это: стрелялка с нестандартным техническим решением.
Z.A.R. вряд ли мог увлечь кого-то сюжетом про суперкомпьютер, управляющий добычей чего-то там на группе отдаленных планет, который сошел с ума после попадания метеорита и начал строить боевых роботов. Игрок, конечно же, был призван урезонить зарвавшийся искусственный интеллект.
Игра была примечательна тем, что, в отличие от большинства шутеров того времени, где отстрелом врагов надо было заниматься в тесных темных коридорах, ее действие разворачивалось на больших открытых пространствах.
3. «Паркан: Хроники Империи»
Разработчики: Nikita
Дата выхода: сентябрь 1997
Что это: сравнительно заурядная научная фантастика, но с инновационной игровой механикой.
Игрока на новом космическом корабле под названием «Паркан» отправляют в закрытый сектор космоса разыскивать потерянный исследовательский корабль. После попадания в сектор, естественно, выясняется, что во время гиперпространственного прыжка корабль сильно потрепало и в нем почти ничего не работает. Игроку, окруженному разумными роботами и напористыми космическими пиратами, приходится выкручиваться.
Отличительной чертой игры была возможность приземлиться на какой-нибудь планете или состыковаться с другим кораблем, вылезти из-за штурвала и навести немного справедливости на своих двоих с пушкой наперевес. На тот момент просто не существовало второго такого кроссовера космического симулятора и шутера от первого лица. Вдобавок разработчики «Паркана» давали игроку возможность самостоятельно решить, чем он хочется заняться: торговать, брать чужие корабли на абордаж, грабить или захватывать планеты.
4. «Вангеры»
Разработчики: KD-Lab
Дата выхода: июнь 1998
Действие игры происходит примерно через тысячу лет после этих событий. Игрок принадлежит к клану Вангеров — странников, воинов, торговцев, пиратов нового мира.
Разработчики совершили смелый ход и с корнем вырвали игрока из привычного контекста и зоны комфорта. В мире Вангеров элементы привычной нам реальности только угадываются через толщу тысячелетних мутаций.
Геймплей Вангеров — это безумный микс из вождения аппаратов, смутно напоминающих автомобили, ритуальных гонок, торговли, боев, перемещений между мирами и дикой, интригующей сюжетной линии. Вселенная игры не подразумевает быстрого и комфортного освоения и требует внимательности и вовлеченности. Пребывая в полной гармонии с выбранным авторами медиумом, Вангеры были продуманы до мелочей, от упаковки до собственной лексики и игровой музыки, заслуживающей отдельного прослушивания.
«Вангеры», конечно, стали культовой игрой, любовь к ней объединила людей со схожим складом ума и общими интересами (я неожиданно встретил знакомого по «Вангерам» человека на суперспецифической вечеринке Waveform Moscow спустя 16 лет после того, как мы последний раз общались).
Недавно «Вангеры» были переизданы и теперь продаются через Steam.
Они стоят тех 169 руб., что за них просят.
5. «Аллоды: Печать тайны»
Разработчики: Nival Entertainment
Дата выхода: сентябрь 1998
Что это: не слишком оригинальная, но качественно сделанная фэнтезийная ролевая игра с элементами стратегии.
Аллоды — это острова земли, висящие в астрале: один из них «покрыт завесой великой тайны», с него никто не возвращался. На него отправляют партию из четырех героев во главе с игроком, чтобы разобраться, что там происходит.
Игра отличалась качественной графикой, игровой механикой и сносным сюжетом, пользовалась успехом на родине и теперь считается одним из первых продуктов отечественного игропрома, снискавшим популярность на Западе.
К сожалению, разработчикам не хватило смелости выйти за рамки заурядных фэнтезийных мечей, магии, гоблинов и орков. В противном случае, игру могла бы ждать более выдающаяся судьба.
Подпишитесь на нас в социальных сетях