Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Таймлайн провала: советский автопром

Как российские машины стали объектом всенародного стыда

Почему в России производят такие плохие автомобили? Потому, что еще советское руководство в свое время не оставило им шансов, как, в общем, и всему советскому режиму. Были хорошие конструкторы, появлялись хорошие идеи, но они были задушены неповоротливостью государственной машины, низким качеством и культурой производства, даже репрессиями. Одни разработки десятилетиями не могли дождаться запуска конвейера, способного их произвести, и устаревали (зато их выпускают до сих пор!), другие выпускались сырыми и убогими из-за необходимости выполнить пятилетку за полгода.

Мы собрали таймлайн истории советского автопрома, по которому можно отследить его мучения и траекторию падения до нынешнего плачевного уровня. Впрочем, насчет плачевного состояния автопрома иные могут поспорить: спустя более 20 лет после развала Cоюза его изделия уже отдаленно напоминают автомобиль. Но для этого потребовались многомиллиардные субсидии и привлечение огромного количества иностранных специалистов.

дата:
16 июня

1925 НАМИ-1

Точка отсчета: первый легковой автомобиль, рожденный в СССР

Создатели НАМИ-1 поставили себе задачу сделать простой с точки зрения конструкции и неприхотливый автомобиль. Им это отчасти удалось: независимая задняя подвеска обеспечила небывалую по тем временам плавность хода, а большой дорожный просвет дал машине возможность штурмовать проселки. Но «НАМИ-1» был признан слишком «сырым» для массовой сборки и не был запущен в производство, у конструкторов пока не хватало опыта.

1932 ГАЗ-АА

Легендарный грузовик, в народе — «Полуторка»

Модернизированная копия американского грузовика Ford АА и первая серийная машина Горьковского автозавода. Самый массовый советский грузовик довоенного периода c 1933 года собирался полностью из советских комплектующих. Во время войны конструкцию упростили до самого необходимого: на передние колеса не устанавливались тормоза, двери изготавливались из брезента с деревянным каркасом, вместо двух фар ставили одну. Конструктивные упрощения не помешали «Полуторке» с честью отслужить на фронтовых и тыловых дорогах войны.

1932 ГАЗ-А

Первый советский массовый автомобиль

Лицензионная копия Ford-A заслужила место в истории как первый советский легковой автомобиль массовой конвейерной сборки. Он был почти точной копией «Форда», производившейся по оригинальной документации на купленном у американцев оборудовании. В 1936 году эксплуатация «ашки» в Москве и Ленинграде была запрещена: устаревшие автомобили портили вид больших городов. Владельцам предлагалось с доплатой обменять машину на новый «ГАЗ-М-1».

1936 ГАЗ-М-1

Главный довоенный советский автомобиль, в народе — «Эмка»

Эта основательно модернизированная и адаптированная к отечественным условиям копия Ford Model B была по-настоящему комфортабельным автомобилем для своего времени. «Эмка» широко использовалась до, во время и после войны, создала имидж службам такси и в целом стала символом эпохи.

1936 ЗИС-101

Первый советский представительский автомобиль

Продолжение проекта представительского лимузина «Ленинград-1», разработанного заводом «Красный путиловец». После того, как почти все шесть произведенных на «Путиловце» опытных образцов сломались по пути из Ленинграда в Москву, проект был передан заводу им. Сталина. Семиместный лимузин «высшего», как тогда говорили, класса был неплох, но модернизацию осложняла постоянная потеря специалистов: через два года после премьеры «сто первого» руководивший его созданием Евгений Иванович Важинский был расстрелян.

1940 КИМ-10-50

Первый советский малолитражный автомобиль

Большинство производившихся в тот момент в Союзе машин были либо слишком дорогими, либо вообще не поступали в свободную продажу. Следуя примеру немецкого национал-социалистического режима, снабжавшего немцев дешевыми «Фольксвагенами», руководство СССР задумало вернуть в казну осевшие под матрасами советских людей сбережения, продавая им массовые дешевые малолитражки. К концу третьей пятилетки (1938–1942 годы) на КИМах по плану должны были ездить 10% советских семей. Серийное производство было начато в апреле 1941 года, а поступившая в мае в продажу пробная партия в 500 штук была полностью раскуплена. Но в июне началась Вторая мировая и Советскому Союзу стало уже не до малолитражек.

1945 ЗИС-110

Первый советский послевоенный автомобиль

Приказ о создании преемника ЗИСа-101 был отдан еще до битвы за Сталинград, проектирование происходило в самый разгар войны. Сталин хотел, чтобы автомобиль был похож на американский Packard 180, но дизайн кузова был в итоге скопирован с «Бьюика», а в паккардовском стиле были выполнены фурнитура, оборудование и салон. Из-за военного положения у конструкторов не было возможности заказать линию для штамповки кузовных панелей «сто десятого» у американских коллег, и им удалось справиться с этой задачей самостоятельно. Многие конструктивные решения, повышающие уровень комфорта высокопоставленных пассажиров, были в первый раз применены на советском автомобиле. Кстати, именно на «сто десятом» разъезжает банда придурков в культовом фильме Рашида Нугманова «Дикий восток».

1946 ГАЗ-М-20

Та самая «Победа»

Культовый советский автомобиль, в котором были применены многие технические решения, передовые даже по мировым меркам. Конструкторы «Победы», опираясь на опыт эксплуатации и обслуживания трофейной и союзной техники во время войны, доказали, что способны не только с грехом пополам копировать западные аналоги. До 73-го года машина выпускалась в Польше, несколько экземпляров даже были собраны в Пхеньяне. Модель экспортировалась в скандинавские страны, Бельгию, Англию и США, где получала хорошие отзывы журналистов и автолюбителей.

1950 ГАЗ-12 ЗИМ

Первая представительская модель Горьковского автозавода

Заводу было рекомендовано скопировать «Бьюик», и, поскольку по рангу выше машин из Горького были только московские ЗИСы, негласное соперничество с Москвой подтолкнуло конструкторов ЗИМа на смелый шаг. Они решились создать автомобиль, опираясь на собственные наработки. Так получился первый в мире автомобиль с тремя рядами сидений в несущем кузове.

1956 ГАЗ-21

«Волга», преемница устаревающей «Победы»

Автомобиль должен был быть одновременно современным, динамичным и комфортабельным, и при этом не бояться бездорожья и низкоквалифицированных ремонтников. В общем, хотя без компромиссов и не обошлось, «Волга» верой и правдой служила советскому народу, повсеместно использовалась в странах соцлагеря и стала главным символом советского автопрома.

1959 ГАЗ-13 «Чайка»

Главный советский представительский автомобиль

Еще одна легенда на колесах, по количеству технических новинок превзошедшая все предыдущие советские автомобили. Несмотря на то что «Чайка» никогда не поступала в свободную продажу и использовалась в первую очередь номенклатурой, ей удалось снискать народную любовь. Может быть, потому что советским людям было приятно думать, что «мы все-таки можем, когда хотим», а может быть, потому что ее появление пришлось на хрущевскую оттепель.

1965 ЗАЗ-965

Заднемоторная малолитражка, в народе — «Горбатый»

Один из многих советских автомобилей, созданных по мотивам «Фиата». Для создания «запорожца» инженеры основательно доработали итальянский прототип, сделав его конструкцию пригодной для отечественных неблагоустроенных дорог. Заднемоторная компоновка была призвана сделать машину легкой, просторной для своих размеров и недорогой. Ахиллесовой пятой «горбатого» стал ненадежный, шумный и пожароопасный двигатель.

1962 ЗИЛ-130

Этот автомобиль, разработка которого началась в 1953 году, производится до сих пор

Это знакомый каждому советскому ребенку грузовик с характерной сине-белой кабиной, также применяющийся как пожарная машина или техничка, в роли которой он, например, появился в «Ночном дозоре». ЗИЛ удался конструкторам, за что они были удостоены золотой медали на международной ярмарке в Лейпциге.

1962 Урал-375

Тот самый грозный «Урал»

Разработанный для нужд армии и народного хозяйства полноприводный грузовик-вездеход. Широко известен, например, как носитель устрашающей системы залпового огня «Град». Снискал любовь нефтяников, геологов, полярников и сейсмологов за свою выдающуюся проходимость, хотя имел пару серьезных недостатков: некоторые водители были вынуждены сами модернизировать неудачную тормозную систему, а и без того не очень надежный двигатель расходовал 70 л бензина за 100 км пути.

1964 Москвич-408

Модель ознаменовала золотой век завода АЗЛК

«Москвич» получился вполне современным и стильным даже по сравнению с западными аналогами. До конца 60-х пользовался популярностью за границей — около половины всех «Москвичей» шли на экспорт. Стать настоящей гордостью русского автопрома ему помешали разве что двигатель, ведущий свою родословную от довоенного «Опеля», и неудобный узкий кузов, который, в сочетании с высоким центром тяжести, не добавлял машине устойчивости и управляемости.

1965 УАЗ-452

В народе — «Буханка» или «Бухаммер», производится до сих пор

Преемник оригинальной буханки 58-го года — УАЗ-450 — унаследовал ее кузов, в котором и производится, с небольшими изменениями, по сей день. Вообще-то, это прикольный микроавтобус с полным приводом, способный справиться с достаточно серьезным бездорожьем с тонной груза или 10 пассажирами на борту. К сожалению, в то же время не отличается ни надежностью, ни комфортабельностью, ни безопасностью.

1965 БелАЗ-540

Первый и главный советский карьерный самосвал

Один из советских автомобилей, которым по праву можно гордиться, на момент своей премьеры был напичкан новейшими техническими решениями, уверенно конкурировал с западными аналогами и собирал призы на престижных международных выставках. К сожалению, современные «Белазы» хоть и пользуются популярностью по всему миру, приносят гордость и деньги уже другой стране.

1967 ЗАЗ-966

Просто ушастый

«Ушастый» унаследовал от «горбатого» его потрясающий двигатель, склонный к перегреву и самовозгоранию, из-за чего в конструкцию и пришлось добавить легендарные уши-воздухозаборники. Которые, впрочем, все равно не помогали — водителю приходилось периодически останавливаться и ждать, пока двигатель немного остынет. Его преемник, ЗАЗ-968, наконец, получил нормальную силовую установку, но за те 23 года, что ЗАЗ-968 провел на конвейере, он все равно успел превратиться в насмешку над самим собой.

1967 ГАЗ-24

Маскл без мускулов, «Баржа»

Самая массовая модель Горьковского автозавода была спроектирована в стилистике «американской» школы автомобилестроения, но, к сожалению, адаптация ее принципов к отечественным условиям — тяжелый усиленный кузов и большой дорожный просвет в сочетании с архаичной подвеской и слабым двигателем — заранее лишили «Волгу» управляемости и динамических характеристик. В виде модификации 24-10 выпускалась до 94-го года, за это время конструкция успела безнадежно устареть, а качество сборки падало с каждым годом.

1970 ВАЗ-2101 «Копейка»

Культовая, но не самая удачная копия Fiat 124

«Фиат 124», как обычно, адаптированный к отечественным условиям путем усиления, утяжеления, увеличения дорожного просвета и замены части агрегатов на более архаичные ввиду их привычности низкоквалифицированным советским ремонтникам. Естественно, от ходовых качеств юркого итальянского седана не осталось и следа. Копейка породила проклятие под названием «классическое семейство автомобилей», от которого русский автопром смог избавиться только 2 года назад, когда с конвейера сошли последние «Жигули» ВАЗ-21047.

1971 УАЗ-469 «Козел»

Главный советский служебный внедорожник

Типичная армейская машина, крепкая и утилитарная, которая, к сожалению, как и «Буханка», не отличается удобством, безопасностью и надежностью. Любители продукции Ульяновского завода упорно культивируют мысль о том, что все негативные качества компенсируются простотой ремонта и проходимостью; возможно, для кого-то это верно. 469-й разрабатывался долгих 10 лет и еще 32 года провел на конвейере, при том что он изначально не задумывался как передовой автомобиль.

1976 КамАЗ-5320

Первый «Камаз»

Еще один повод с оговорками гордиться советским автопромом, передовой бескапотный грузовик, положивший начало славной истории «КамАЗа» — возможно, единственного автомобильного бренда на российском пространстве, который не вызывает жалость и презрение и пользуется уважением даже в международном автоспорте: заводская команда «Камаз-мастер» 12 раз одерживала победу в ралли «Дакар».

1977
ВАЗ-2121 «Нива»

Главный советский гражданский внедорожник, производится до сих пор

Типичная для советского автопрома история о том, как слишком долгое пребывание на конвейере превращает достойный передовой автомобиль в пародию на самого себя. Революционная для своего времени концепция полноценного внедорожника с комфортом легковой машины, низкая стоимость и передовая конструкция с несущим кузовом сделали «Ниву» мировым бестселлером на рубеже 70—80-х. К сожалению, на сегодняшний день «Нива» вызывает в лучшем случае снисхождение и уважение за былые заслуги.

1977 ГАЗ-14 «Чайка»

Чайка-2

Преемник легендарной «Чайки» ГАЗ-13, внешность которого, традиционно для советских представительских автомобилей, опиралась на лучшие образцы американского автопрома, но в данном случае не была ни с кого скопирована. Уровень оснащения салона был настоящим прорывом для советского автопрома: в новой «Чайке» было раздельное управление климатом для передних и задних сидений, дистанционное управление радиоприемником, а в некоторых — даже телефон. «Чайка» была снята с производства в 88-м году в рамках «борьбы с привилегиями», и по загадочным причинам одновременно с этим на заводе были уничтожены и сборочная линия, и техническая документация.

1979 ВАЗ-2108 «Зубило»

Передовой трехдверный переднеприводный советский хэтчбэк

И еще одна машина, которая была прорывом для своего времени. Первый советский автомобиль с передним приводом, к тому же в кузове хэтчбэк с очень агрессивным для своего времени дизайном, был разработан при содействии специалистов компании Porsche. По бесславной традиции провел на конвейере долгих 19 лет, за которые безнадежно устарел.

1981 ГАЗ-3102

 

Горьковчане могли по праву гордиться новой «Волгой»: им удалось запустить в серию автомобиль, отвечающий современным мировым стандартам. Это же стало их проклятьем: машину высоко оценили советские чиновники всех мастей, в результате чего ее выпуск был искусственно ограничен приказом сверху: не могли простые советские люди ездить на такой же машине, как номенклатура. После перестройки безнадежно устаревшая 31-я наконец поступила в массовую продажу, но было уже поздно: конкуренция с повалившими в страну иномарками была ей не под силу. В результате завод, из ворот которого когда-то выезжали «Чайки» и «Волги», теперь живет преимущественно за счет выпуска «Газелей».

1986 Москвич-2141

В перестроечный период за аббревиатурой «АЗЛК» — названием завода, на котором производился этот Москвич, — прочно закрепилась расшифровка «Автомобиль, заведомо лишенный качества». Именно на этой машине 15 августа 1990-го года ехал с рыбалки мой отец. Никто доподлинно не знает, что произошло на той трассе под Юрмалой, но мысль о том, что причиной аварии мог быть банальный производственный брак, какой-нибудь сраный недозакрученный болт, вот уже 24 года не дает мне покоя.

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+