Ганс Гигер: «Жаль, что Чужой оставил в тени мои другие работы»
Создатель Чужого, выставка которого открылась в Москве, рассказал о своих страхах и источниках вдохновения в интервью W→O→S
На нижнем уровне московского планетария до 15 июля будет проходить ретроспектива работ Ганса Рудольфа Гигера, швейцарского художника, создавшего биомеханический стиль в искусстве. Самое известное его произведение — Чужой из одноименного фильма Ридли Скотта. Кроме того, он делал обложки для музыкальных альбомов, занимался литографией, аэрографией, шелкографией и дизайном. Лично посетить Москву художник не смог, но ответил на вопросы W→O→S по электронной почте.
W→O→S Вам не обидно, что вас знают в основном как создателя Чужого?
— Я очень благодарен фильму Скотта, за то, что он принес мне мировую известность. Но меня сильно ранит, когда люди сводят весь мой жизненный и творческий путь к шести месяцам, в течение которых я работал над этим проектом. Выставка в московском планетарии подтверждает, что это неправильно. Из 50 оригинальных графических работ только семь имеют отношение к Чужому. Показательная статистика, на мой взгляд.
W→ O→S Чужой — это полностью ваш персонаж? Ридли Скотт как-то участвовал в процессе?
— К созданию образа Чужого были приглашены разные дизайнеры, но результат не удовлетворил Ридли Скотта. Поэтому он выбрал меня.
Сначала он поделился некоторыми своими идеями по ключевому персонажу.
Дальше я работал самостоятельно. То есть создавал Чужого исходя из своих собственных представлений о пришельцах. Вообще, если вы знакомы с моим творчеством и видели фильм, ответ на вопрос, мне кажется, очевиден. Он — часть моего искусства. Я не делаю эскизов, когда рисую. Полностью отдаюсь собственной фантазии и белому листку бумаги. Образы появляются из глубин моего подсознания.
W→ O→S Английский натуралист Дэвид Аттэнборо считает, что образ Чужого был списан с существа, обитающего глубоко под водой и напоминающего креветку. Что вы об этом думаете?
— Люди часто пытаются объяснить мне, откуда я черпаю свое вдохновение. На образ Чужого в некоторой степени повлияли инсектоиды. Что касается креветки — я никогда не изучал океанографию, поэтому едва ли могу представить, что именно имел в виду Аттэнборо. Меня подобные комментарии не очень интересуют.
W→O→S Вам не надоел за столько лет этот персонаж?
— Ну он же как ребенок. Собственных детей ведь нужно любить всю жизнь, не правда ли? Иногда я, правда, сожалею, что Чужой оставил в тени остальные мои работы, но все еще люблю мое дитя.
W→O→S К какому движению в искусстве вы сами себя относите?
— Мое творчество уходит корнями в сюрреализм и фантастический реализм. На меня оказали большое влияние такие художники, как Сальвадор Дали, Эрнст Фукс, Альфред Кубин, Ханс Беллмер. Сам я однажды придумал биомеханическое искусство.
Я страшно гордился, что новый стиль в искусстве был напрямую связан только с моим именем.
Но хотелось бы отметить, что мои работы скорее представляют собой контемпорари-сюрреализм — такой, каким я его себе сам представляю. Мой стиль не копирует стиль Дали или сюрреалистские работы художников 1930-х годов.
W→O→S Ваш интерес ко всему темному и потустороннему начался с того, что ваш отец подарил вам в детстве настоящий человеческий череп. Что еще на вас повлияло?
— Художники, которых я назвал. Фильм «Красавица и чудовище» Жана Кокто и Рене Клемана. Эрнст Фукс. Мои путешествия в Вену. Научно-фантастическая литература. Вообще литература — например, «Мастер и Маргарита» Булгакова. Я даже посвятил этой книге картину.
W→O→S Вы должны были участвовать в создании «Дюны» Алехандро Ходоровски, но проект так и не состоялся. Что произошло?
— Также в проект пытались вовлечь Сальвадора Дали. Но он просил $100 000 в час, что было завышенным гонораром для середины 1970-х — даже для такой влиятельный фигуры, как Дали.
W→O→S Что думаете о «Дюне» Дэвида Линча?
— Я восхищен тем, что делает Линч. Но его «Дюну» я не хотел бы комментировать.
W→O→S В других фильмах вам предлагали принять участие?
— Если бы вы знали, как часто мне делают подобные предложения.
W→O→S Почему вы отказываетесь?
— В большинстве случаев у меня складывается впечатление, что им нужно только мое имя. Никто все равно не позволит мне делать то, что я хочу. Продюсеры будут контролировать каждый мой шаг. Поэтому я вынужден так часто говорить «нет». Когда меня звали делать «Чужого», ситуация была несколько иной.
W→O→S Какую роль в вашем творчестве играют обложки для музыкальных альбомов?
Гигер почти не участвовал в создании других частей фильмов про Чужих (кроме создания образа собаки-Чужого в третьей части) и даже судился с создателями четвертой части за то, что они не указали его имя в титрах. Однако ходят слухи, что приквел к «Чужому» — «Прометей», выходящий в прокат 31 мая, — не обошелся без заметного участия художника
— Мне нравится, что мои работы так высоко ценятся в музыкальном мире и музыканты любят ставить их на обложки альбомов. Жаль, не всегда спрашивают у меня разрешения. С другой стороны, обложки — как постеры. Их видят миллионы. Мои художественные работы никогда не имели такой широкой аудитории.
W→O→S В «Википедии» написано, что вы страдаете расстройством сна и ночными кошмарами. Что вам снится?
— Все не так плохо на самом деле. Люди много чего говорят и пишут обо мне, но у меня нет времени, чтобы уследить за всем. Если вы погуглите мою фамилию, получите множество ссылок. Но достоверная информация — только на моих собственных сайтах. Что касается кошмаров, то они связаны с неприятным ощущением клаустрофобии. Это подробно описано в моих книгах.
W→O→S Известно, что вы редко выбираетесь из дома. Почему?
— Я живу в Цюрихе. Мне 72 года. Предпочитаю сидеть дома с любимой женой Кармен, кошкой и регулярно навещающими меня друзьями, нежели выбираться наружу и отбиваться от фанатов и журналистов.
W→O→S Что вы думаете о том, что являетесь культурным героем байкеров, готов, хэви-металлистов и киберпанков?
— О, это здорово. Я горжусь, что они ценят мое искусство. Иногда меня, правда, злит, что некоторые арт-критики принижают стоимость моих работ только потому, что среди моих поклонников гораздо больше представителей субкультур, чем скучной верхушки арт-истеблишмента.
W→O→S Как вы относитесь к порнографии?
— Мои работы не кажутся мне порнографичными. Сексуальность — часть нашей человеческой жизни, иногда она становится и частью моих работ. Во всяком случае я не возражаю против умело сделанных порнографических фильмов. Но то, что нам каждый день показывают по телевизору, возможно, гораздо более непристойно, чем то, что обычно принято называть порнографией.
W→ O→ S Можете перечислить вещи, без которых немыслима ваша жизнь?
— Мое искусство. Моя жена Кармен. Мой музей, который находится в шато в Сен-Жермене. Мои друзья.
W→O→S Чего вы больше всего боялись, когда были ребенком?
— Много чего: темных мест, тараканов, белых мышей, католических монахинь.
W→O→S Что для вас настоящее зло?
— Война и политика.
Фильмы, в которых использован стиль Гигера
«Пятый элемент» Люка Бессона (1997)
В целом мир Бессона не имеет никакого отношения к Гигеру, что нельзя сказать об отдельных персонажах. Особенно стоит отметить оперную певицу Плаву Лагуну, чей внешний облик имел вполне отчетливое сходство с Чужим — за исключением голубой кожи.
«Химера» Винченцо Натали (2009)
Пара ученых из фильма Натали выращивают в домашних условиях гибрид человека и животного, который по достижении взрослого возраста будет напоминать сразу несколько персонажей из работ Гигера — в том числе Сил из «Особи», над образом которой художник трудился официально.
«Мстители» Джосса Уидона (2012)
Команда супергероев в финальной битве сходится с инопланетными тварями, которых во вселенной комиксов Marvel называют Читаури. Сходство очевидно, поскольку эти существа фактически представляют собой столь любимые Гигером биомеханизмы — соединение плоти и металла.
Пять лучших обложек для музыкальных альбомов авторства Гигера по версии W→O→S
Подпишитесь на нас в социальных сетях