Панки не справились с бизнесом
Опыт издания хулиганского журнала Vice в России: завышение тиража, перебои с выплатой гонораров и готовящиеся судебные иски от партнеров
Русская версия глобального контркультурного журнала Vice с самого начала развивалась тяжело. Запустившись в мае 2011 года, издатель Харди Дункан и главный редактор Глеб Лисичкин смогли продемонстрировать второй номер лишь в сентябре, а третий увидел в свет только в апреле 2012-го. Дмитрий Клочков, соучредитель компании Bird''s Eye Media, отвечавшей за распространение первых двух номеров, рассказал W→O→S о финансовых претензиях к издателям, которые могут вылиться в судебный иск, и других проблемах в ведении бизнеса журнала. Свою версию событий высказали и Дункан с Лисичкиным.
Распространение
Владельцем лицензии Vice в России является американец Харди Дункан. В качестве главного редактора был приглашен промоутер и музыкальный журналист Глеб Лисичкин, а для распространения этого бесплатного издания была привлечена компания Bird''s Eye Media — в сотрудничестве с ней было сделано два выпуска. Сеть распространения была нетипично широкой для Vice и включала около сотни мест по Москве — для сравнения: в Лос-Анджелесе журнал можно взять только в нескольких десятках точек. Несмотря на это, издание быстро исчезло из города.
По словам Клочкова, это произошло потому, что реальный тираж был в несколько раз меньше заявленного — 15 000 копий вместо 50 000. «Мы не могли спорить с Харди на тему объема тиража. Это его дело. Весь медийный бизнес построен на том, что ты завышаешь тираж, чтобы тебе больше платили рекламодатели. Ему советовали уменьшить количество точек, чтобы журнал лежал там два месяца, но Харди хотел, чтобы журнал был везде», — говорит Клочков.
Харди Дункан в мыслях о России и ее судебной системе
Впрочем, сейчас в редакции Vice несколько по-другому говорят о доступности журнала. «Отчасти это специальная стратегия, потому что и в мире его тоже достать довольно-таки сложно. Журнал можно купить на eBay, подписаться, технической проблемы это не составляет. Его природа быть внезапным, случайным, без гарантий, нет какого-то специального места, куда ты за ним приходишь», — уверяет Лисичкин.
Уже после первого номера возникли проблемы с периодичностью. Главный редактор утверждает, что выпуск журнала — это «свободный жанр», и он не помнит, как именно все оговаривалось изначально. Однако, по заявлению Клочкова, условия лицензии Vice предполагали выпуск не менее четырех раз в год. К тому же пауза в выпуске журнала наносила вред его компании и отпугивала владельцев точек распространения — Bird''s Eye Media тратили деньги на менеджера для работы с Vice, который фактически простаивал. «Что меня действительно убило, — возмущается Клочков, — так это заявления Харди о том, что они DIY (Do It Yourself). Сеть распространения делала моя компания, макет журнала делали в Канаде, а материалы по большей части переводные».
Дмитрий Клочков (соучредитель компании Bird''s Eye Media):
«С самого начала мы работали с Vice не только как подрядчики, но и как люди, которым было интересно участвовать в развитии сильного бренда в Росcии, мы искали рекламодателей, партнеров, помогали с организацией мероприятий. На тот момент в России не было подобных изданий. и мы верили в безоговорочный успех журнала. Мы были уверены, что Харди, как человек, который приходит на рынок с уникальным продуктом, будет полон энтузиазма и будет готов делать серьезные шаги в расширении горизонтов бизнеса»
Контракт Vice c Bird''s Eye Media был заключен на полгода, поэтому во время распространения второго номера Харди было предложено заплатить или заключить новый контракт, но денег Клочков так и не увидел. «Я предложил Харди: давай реструктурируем задолженность в виде нового контракта. Сначала он говорил, что все будет нормально. Но тут выясняется, что он выпускает третий номер и говорит: "Я лучше пока все сам сделаю, а в вас не нуждаюсь"», — рассказывает Клочков, по словам которого Харди неоднократно ссылался на недостаток финансирования от головного офиса.
По мнению соучредителя Bird''s Eye Media, тираж журнала сейчас составляет всего 2000-3000 экземпляров и распространяется редакцией самостоятельно. Стороны пока не смогли достигнуть соглашения, и часть второго тиража так и не была распространена. Как сообщил Клочков, Bird''s Eye Media рассматривает возможность подачи судебного иска об удовлетворении финансовых претензий.
Три вышедших в России номера Vice
Рекламодатели
Не обошлось и без конфликтов с рекламодателями. Почти весь первый номер и сайт на момент появления журнала были заполнены рекламой Puma. По убеждению Клочкова, Puma — это «один из рекламных столпов, на который нельзя забить никак». «Но Харди не нашел ничего лучше, чем на самом видном месте во втором номере журнала на развороте поставить рекламу Adidas», — удивляется Клочков. Несмотря на то что реклама Puma все же появилась в третьем номере журнала, компания отказалась распространять Vice в своих магазинах.
Лисичкин: «Нам нет смысла распространять драконьи письки там, где к этому люди тотально не готовы»
Bird''s Eye Media постоянно оставляли Харди фидбэки от рекламодателей и читателей. Согласно опросам, контент читателей не устраивал. В первую очередь людям не нравился язык подачи. Проблемой была и неадаптированность контента для российской аудитории, хотя определенное движение в этом направлении в журнале все же происходило — во втором номере значительно уменьшилась доля переводных материалов и увеличилось число статей от российских авторов. По заявлению Клочкова, многие другие рекламодатели выбыли из игры из-за «жесткого контента». Лисичкин парирует этот довод просто: «Нам нет смысла распространять драконьи письки там, где к этому люди тотально не готовы».
Сотрудники
Среди тех, кто работал в Vice или сотрудничал с журналом, осталось немало недовольных редакционной политикой Дункана Харди. Бывший редактор сайта журнала Vice Сергей Лунёв утверждает, что практически все материалы проходили через контроль издателя, а так как он часто бывал в разъездах, об информационных поводах к моменту публикации уже забывали — так, например, произошло с материалами про московский гей-парад и Селигер. «Харди часто просто не нравились личности авторов. Яркий пример — интервью с "Чикой из Перми", сделанное одним чуваком, который давно доказал свою крутость. Англоязычный издатель, который в силу своего происхождения не рубит фишки, материал забраковал. Интервью, видите ли, плохое. Хотя в тот момент ничего, кроме рекламных текстов от одного бренда, не публиковалось», — отмечает Лунёв, предполагая, что первопричина отказа от материала такова: «автор посмел оставить комментарий, отличный от хвалебного, к одному из многочисленных интервью Харди».
Сергей Лунёв (бывший редактор сайта Vice):
«На сайте долгое время во всех вспомогательных разделах красовались знаки вопроса. То есть реклама на сайте, информация об издании, контакты — знаки вопроса. В качестве отмазы почему так — ну неудобная панель управления, к которой доступ из Канады. Я привел крутого разработчика, который создал не один сайт. Но он был очень тонко слит. Мол, и есть интерес, нужно сделать, да. "Давайте я узнаю пароли для того, чтобы ты переделал сайт" — таковы были слова Харди разработчику. Ну вы понимаете, что никто ничего не стал узнавать. А разработчик готов был помочь за бесплатно»
По мнению Лунёва, Харди вообще совершенно не ценит людей. «Два парня, подписавшиеся на роль стажеров, даже не получили e-mail о том, что с ними больше не работают, — рассказывает бывший редактор сайта Vice. — Молчанка, как я понимаю, — это любимая игра Харди, ни ответа, ни привета. Из авторов статей первого номера Харди заплатил лишь половине. Про фотографов я вообще молчу». Со своей стороны Лисичкин так прокомментировал гонорарную политику издания: «Гонорарная схема гибкая, но мы стараемся экономить и лишний раз не платить».
Подпишитесь на нас в социальных сетях