Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

авторы:
дата:
рубрика:

Рубен Остлунд: «Дифференциация по цвету кожи — на редкость буржуазная история»

Режиссер шведского фильма Play о том, что такое расизм на самом деле

<iframe src="https://player.vimeo.com/video/40234773?title=0&amp;byline=0" width="885" height="498" frameborder="0" webkitallowfullscreen="" mozallowfullscreen="" allowfullscreen=""></iframe>

В российский прокат выходит самый неполиткорректный европейский фильм прошлого года — Play шведского режиссера Рубена Остлунда. Банда темнокожих подростков, почти детей, отжимают мобильные телефоны у наивных блондинов — потомков коренных жителей страны. Ограбление происходит не посредством грубой силы — это череда изощренных садистских манипуляций, в итоге которой юные жертвы расстаются с собственностью, переживают психологическое насилие и узнают что-то, чего в их возрасте знать еще не положено. Говорят, в основной конкурс прошлогодних Канн фильм не взяли из-за того, что сочли расистским. У Рубена Остлунда действительно собственный взгляд на конфликт между белыми и черными, колонизаторами и жителями колоний, о чем он и рассказал в интервью W→O→S.

 

W→O→S Один из ваших актеров рассказал, что в основе фильма Play лежит ролик из YouTube.

— Да, я и правда вдохновился видео под названием Battle in Kruger — там львы сражаются с буйволами. В первой же сцене фильма — такой же ясный расклад: вот хищники, вот жертвы. Сперва камера концентрируется на львах, которые терзают жертву. Это восьмиминутный эпизод без единой монтажной склейки. На какие бы кинофестивали я ни ездил, каким бы режиссерам его ни показывал — все были дико впечатлены. Такое бывает редко.

Я хотел, чтобы Play вызывал такую же острую реакцию.

W→O→S Ваш предыдущий фильм «Добровольно-принудительно» (со школьницами, флиртующими по скайпу, и парнями, запихивающими друг другу в задницу шведский флаг) — это по большому счету комедия. Play — скорее социальная драма...

— Знаете, я уверен, что Play — комедия тоже. У меня была задача — рассмотреть случай с ребятами, ворующими друг у друга мобильные телефоны, в комическом ключе. Я уверен, что в этом сюжете масса юмора. Не уверен, что аудитория готова была от души расхохотаться — похоже, все они боялись самим себе показаться расистами. 

 

 

W→O→S Вот-вот, я как раз хотела спросить о расизме, в котором многие европейские зрители с таким рвением вас обвиняли. После показа в Каннах я говорила с одним французом — он признался, что более омерзительного шовинистского кино в жизни не видел. Вы часто получаете такие обвинения?

— В Швеции вокруг фильма развернулись бурные дискуссии в крупнейших газетах: премьера была в ноябре, спорили до самого Рождества, меня называли даже фашистом. Что ж, я привык. С французов вообще что взять — у них такая богатая колониальная история, они пол-Африки поработили. Поэтому вопросы расизма их так беспокоят сегодня. А вот на показах, скажем, в Нью-Йорке публика гораздо больше смеялась и вообще понимала, что к чему.

Вообще, проект начался с того, что я поговорил с одной из жертв — вы же знаете, фильм основан на реальных событиях.

А также с одним из грабителей — лет 14. И он мне признался, что они в ходе разводки оперировали с устоявшимся в шведском обществе стереотипом «стремный чернокожий парень». Куда тут без расовой доминанты? Я так и предполагал, что Play выйдет фильмом-провокацией.

W→O→S Вам вообще не кажется, что европейская идея политкорректности пребывает в кризисе?

— Перечитайте учебник истории — между черными и белыми всегда был некий дисбаланс. И экономический, и социальный. Сейчас трещина стала еще глубже. Думаю, Play напоминает нам об этом дисбалансе — а мы совсем не хотели бы помнить о нем. Черные преимущественно предстают жертвами, белые — теми, кто при власти, а мой фильм меняет их местами. Что и вызывает негодование.

W→O→S Вы восстанавливаете историческую справедливость.

— В какой-то степени да.

W→O→S В фестивальных каталогах Play иногда называют документальным кино. Гордитесь этим?

— То есть все выглядит очень натуралистично, да? Мой фильм среди прочих отобрали и на крупнейший фестиваль документального кино Copenhagen Docs. Ну что ж, пускай. Но очень хотелось бы отметить, что мальчики в фильме не имеют ничего общего с их персонажами — они все очень хорошие.

В основном снимаются в рекламе, но актерской игре предпочитают футбол. 

 W→O→S Мне показалось, что в вашем фильме как минимум три концовки. Почему вы закончили именно так —  отцы ограбленных мальчиков ищут их обидчиков, чтобы наказать по заслугам?

— Эта сцена была очень важна. Помните, там за темнокожих мальчиков вступается громогласная шведская баба? Так вот она и есть настоящий расист, мыслящий стереотипами, — черные дети для нее априори жертвы. Это типичная скандинавская снобская позиция — защищая униженных, ставить себя таким образом выше других людей. Дифференциация по цвету кожи — на редкость буржуазная история.

W→O→S Как решить вопрос? Ужесточить закон об эмиграции?

— Ни в коем случае. Думаю, относительно эмигрантов мы договорились — мы всегда с радостью примем людей, которым тяжело живется в их родных краях. Думаю, Play не об этом — он о сегрегации по цвету кожи. Как люди воспринимают тех, кто на них не похож, — это мы и пытаемся исследовать.

W→O→S Вы такой режиссер-антрополог... Расскажите о своем следующем проекте — на imdb.com о нем ничего нет.

— Друзья шутят, что это будет ремейк голливудского фильма «Турист» с Джонни Деппом — это не так, просто название такое же. В общем, там будет самая грандиозная сцена с лавиной в истории мирового кино. На сей раз мы исследуем психологию толпы в опасности. Наши герои — мужчина и женщина, семья. В одной из ключевых сцен они оказываются застигнуты лавиной в горном кафе. Посетители ресторана в ужасе смотрят в окно — лавина все ближе, шум обвала все громче. В какой-то момент кажется, что лавина исчезла за перевалом — но вот она появляется снова, и мы наблюдаем буквально трехсекундный переход от восторга к ужасу. И последнее, что мы видим перед тем, как все накроет белая пелена, — мужчину, который убегает из-за стола, где сидит его семья. Жена пытается окликнуть его: «Томас, Томас!» — но он не возвращается. И все накрывает снег. Но через пару секунд мы видим, что с посетителями кафе все в порядке — лавина остановилась буквально в сотне метров от них. Все снова в норме, Томас вернулся за стол, но как они будут жить с этим новым знанием о нем? Знаете, есть такой вид экстремального спорта — каякинг, они там сплавляются на лодках по горным рекам. Мне один друг рассказал, что процент разводов в семьях каякеров очень высок, после того как они сходят в поход. Когда узнаешь своего партнера с неожиданной стороны, очень трудно продолжать жить вместе. Так что будем продолжать с нашей кинобихевиористикой.

W→O→S А вы хотели бы снять реальный ремейк голливудского хита?

— Ох, я бы снял европейский римейк «Конана-варвара» со Шварценеггером. Было бы смешно. Со всякими артхаусными делами…

W→O→S Получали предложения из Голливуда?

По теме

— Да. Как ни смешно, они предлагали мне снять американский римейк «Добровольно-принудительно». Я отказался.

 

W→O→S С американским флагом в американской заднице, да?

 

— Простите мне самую тупую шутку в моей жизни.

 

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+