Точка входа: яхтинг
Продюсер «Бумера» Сергей Члиянц о том, как с помощью паруса добиться бесплатной выпивки в баре
«Точка входа» — рубрика для тех, кто хочет освоить новую область знаний, но не знает, как к ней подступиться. В новом выпуске продюсер фильмов «Живой», «Настройщик», «Похитители книг» и «Бумер» Сергей Члиянц рассказывает о яхтинге.
Нужно сразу оговориться, что яхтенный спорт — это профессиональная сфера деятельности, образ жизни. Люди посвящают этому всю свою жизнь. Яхтинг, который стал предметом нашего интереса, — это все же скорее хобби; яхтсмены-любители обычно занимаются чем-то другим в обычной жизни.
Ни один чемпион мира, ни один строитель яхт, ни один самый успешный гонщик не может рассказать точно, почему яхта ходит — это такое особое шаманство, магия. Есть мореходные училища, есть заслуженные известные капитаны, однако есть и другой мир — мир яхтенных капитанов, у одних — мотор, а у других — парус. Они идут до тех пор, пока есть вода и топливо, мы же ходим до тех пор, пока у нас есть запасы пресной воды.
Любой человек, а не только заядлый завзятый моряк, сегодня может управлять парусным судном — настолько упростились механизмы.
Существуют лодки с электрическим такелажем, автоматическими стакселями и т. д.
У яхтсменов есть свои специальные штучки: например, говорят, что тот, кто обогнул мыс Горн под парусом, имеет право носить серьгу в ухе (если прошел из Атлантики в Тихий океан, то в левом ухе, а если из Тихого в Атлантический, то в правом), а еще в любом баре может класть ноги на стол и просить бесплатный спиртной напиток.
На видео вы можете увидеть, как команда ставит парус под названием «генакер» — это парус, произошедший после слияния двух других парусных терминов: «генуи» и «спинакера»
Яхтинг сам по себе сейчас приносит очень много денег. К примеру, в Турции все марины заполнены лодками, которые сдаются в чартер (так называемый bareboat charter). Хорватия же за счет яхтинга вообще вырастила новую страну. Что интересно, как только в Хорватии стал развиваться яхтинг, из Италии ушли все лодки, поскольку Адриатическое море с итальянской стороны «лысое», а хорватский берег более разнообразный. В некоторые очень красивые места можно попасть только на яхте.
Очень мало людей, которые впервые проплыли на яхте, не хотят вернуться и попробовать еще раз. Бывает, конечно, что человек ломается за счет мелких неприятностей типа погодных условий, но в целом все возвращаются. Люди с характером остаются, как правило, в этом занятии на всю жизнь.
Что еще интересно, всякий человек может получить водительские права, купить автомобиль и ездить. Также каждый человек в состоянии обучиться элементарным правилам судоходства, получить права и в качестве капитана взять в аренду лодку, собрать команду и ходить в прибрежное плавание.
Меня очень удивляет позиция российского и украинского правительства по поводу законодательной базы для яхтинга. Во-первых, лодку ни в России, ни на Украине растаможить невозможно, и поэтому этого никто не делает, и все лодки российских владельцев приписаны к зарубежным портам.
Парус — это приспособление, создающее подъемную силу. Парус для лодки — все равно что крыло для самолета. Если самолет положить набок в воду, то крыло, что находится внизу, будет работать как киль, а крыло наверху — как парус.
В стандартном оснащении всегда есть два паруса, но опытные моряки обычно меняют их.
Конструктивно яхты отличаются возможностью или невозможностью менять паруса на ходу, хотя, в общем-то, опытная команда способна поменять парус при любых условиях.
Есть распространенный миф о том, что моряков не укачивает. Укачивает всех, просто есть правила поведения, которые минимизируют морскую болезнь, и тогда с годами она может пройти.
Существуют две школы парусной терминологии: голландская и британская. Когда простой человек слышит одну из этих терминологий, то он мало что понимает, однако это сделано не для того, чтобы запутать простого смертного, а для того, чтобы моряки в команде, разговаривающие на иностранных языках, всегда понимали, что с каким парусом нужно делать. В самой команде люди всегда выполняют свою отдельную роль. Есть даже человек, который на лодке ничего руками не делает, а просто сидит и наблюдает за ветром, за волнами, за поведением соперника. На длинных гонках очень важно иметь в команде метеоролога, штурмана, навигатора.
Пять книг о яхтинге
Колин Джарман «Морские узлы в обиходе»
Хороший узел в критической ситуации может спасти жизнь, и это знает каждый моряк. Булинь, рыбацкий штык, риф и еще несколько десятков узлов и затяжек помогут скоротать вам долгие зимние вечера на суше.
Бэзил Мозенталь «Ходим под парусом»
Для того, кто собрался в свой первый познавательно-любительский поход, эта книга — просто открытие. Экспериментальным способом доказано, что тот, кто хотя бы несколько часов посвятил парусной теории по этой книге, попадая на лодку, осваивается в 1,76 раза быстрее.
Йоахим Шульт «Все о парусах»
Характеристики ветров, как настраивать паруса под ветер, прокладывание курса и еще сотни аспектов, которые нужно знать для управления яхтой или швертботом. Книга больше подойдет тем, кто уже несколько раз побывал в море в качестве юнги или матроса и хочет развиваться дальше.
Роберт Дас, Харальд Шварцлозе «Морская практика в картинках»
Книга, обязательная к прочтению всем начинающим яхтсменам. Конечно, о гонках тут говорить еще рано, но для идущего на круизере — в самый раз. Доступно, на пальцах и с картинками объясняют важнейшие моменты яхтинга: швартовку и постановку на якорь. Если в море и есть правила хорошего тона, то называются они «настоящей морской практикой» и все собраны в этой книге.
ПДД в море — добавить тут нечего.
Как долго можно сплавляться на яхте?
Ходить под парусом можно до тех пор, пока есть пресная вода. На моторе — пока есть топливо и вода.
Кто может ходить под парусом в наше время?
Любой человек сегодня может управлять парусным судном — настолько упростились механизмы. Существуют лодки с электрическим такелажем, автоматическими стакселями и так далее.
Какие легенды о профессиональных яхтсменах существуют?
Говорят, что тот, кто обогнул мыс Горн под парусом, имеет право носить серьгу в ухе, а еще в любом баре может класть ноги на стол и просить бесплатный спиртной напиток.
Что нужно для того, чтобы заниматься яхтингом?
Обучиться элементарным правилам судоходства, получить права и в качестве капитана взять в аренду лодку, собрать команду и ходить в прибрежное плавание. Также важно иметь лошадиное здоровье.
Как работает парус?
Парус создает для лодки подъемную силу, как крыло для самолета.
Зачем существует такая сложная терминология?
Это сделано для того, чтобы моряки в команде, разговаривающие на иностранных языках, всегда понимали, что и с каким парусом нужно делать.
Какие люди должны быть в команде?
На длинных гонках очень важно иметь в команде метеоролога, штурмана, навигатора.
Пять книг о яхтинге
Колин Джарман «Морские узлы в обиходе»
Бэзил Мозенталь «Ходим под парусом»
Йоахим Шульт «Все о парусах»
Роберт Дас, Харальд Шварцлозе «Морская практика в картинках»
Подпишитесь на нас в социальных сетях