Топ-5: Путешествия во времени
Неочевидные фильмы о смещении прошлого и будущего, которым наследуют «Люди в черном 3»
В прокат вышли «Люди в черном — 3» Барри Зонненфельда — продолжение франшизы с Уиллом Смитом и Томми Ли Джонсом в роли борцов с внеземными захватчиками, снятое по малоизвестным в России черно-белым комиксам Marvel. Чтобы в очередной раз спасти Землю и напарника, герою Смита в третьей части придется отправиться в 60-е. W→O→S вспоминает другие фильмы, в которых путешествия в пространстве и времени имеют ключевое значение для сюжета.
«Временная петля» (Los cronocrimenes, 2007). Режиссер Начо Вигалондо
Любящая жена и загородный дом обеспечивают Гектору — уже немолодому представителю среднего класса — вполне счастливое существование. Но устоявшийся уклад жизни резко идет под откос, когда герой замечает в близлежащем лесу раздевающуюся молодую девушку. Обычное мужское любопытство запускает цепочку мало связанных друг с другом событий, благодаря которым Гектор оказывается в прототипной машине времени. Его забрасывает в прошлое — всего за несколько часов до момента, с которого начинается фильм.
Гекторов становится двое, а потом и трое.
Между ними начинается противостояние за право на существование в настоящем времени, и причинно-следственные связи не столько теряются, сколько окончательно теряют свой смысл. Малобюджетный испанский триллер, в котором машина времени использована как метафора необратимости человеческой судьбы, в свое время наделал много шума — как можно догадаться, в основном благодаря своему нетривиальному сюжету.
Самая известная трилогия про путешествия во времени — это «Назад в будущее» Роберта Земекиса. Локализованный слоган «Людей в черном — 3» — «Вперед в прошлое» — обыгрывает это название
«Зеркало для героя» (1987). Режиссер Владимир Хотиненко
Герои фильма загадочным образом переносятся из 1987 года в год своего рождения — 8 мая 1949-го. И не просто так. Одному потребуется предотвратить гибель людей в шахте, которая вот-вот должна обвалиться. Другому — по-новому взглянуть на собственных родителей, с которыми в настоящем он никак не может найти общий язык. Этот день превратится для обоих в День сурка — только, в отличие от картины Гарольда Рэмиса (где герой разбирается со своим отношением к жизни), повторение одних и тех же суток здесь использовано, дабы подчеркнуть однообразность бытия советского человека.
Молодой Хотиненко, еще далекий от превращения в придворного автора патриотического кино, рифмует разруху послевоенных лет с убожеством перестроечного времени, поднимает тему конфликта отцов и детей и между делом иллюстрирует, как жернова советской власти подминали под себя всех без разбору.
Патруль времени (Timecop, 1994). Режиссер Питер Хайамс
2004 год. Путешествия во времени стали частью повседневной рутины. Новому времени — новый тип преступников, меняющих прошлое для получения личной выгоды в настоящем. Для борьбы с ними создается специальное подразделение полицейских, одноименное названию фильма. Герой Ван Дамма, служащий в патруле, противостоит продажному сенатору, решившему изменить ход истории. Это незамысловатый фантастический боевик, являющийся экранизацией серии комиксов издательства Dark Horse, — последняя удачная роль Жан-Клода Ван Дамма. Позади «Универсальный солдат» Роланда Эммериха и «Трудная мишень» Джона Ву, впереди — нескончаемая череда творческих неудач.
«Детонатор» (Primer, 2004). Режиссер Шэйн Кэррат
Четверо продвинутых молодых ученых — физиков и химиков — в свободные от основной работы часы мастерят в гараже устройство, позволяющее управлять временем. Но эксперимент даст сбой, столь достижимый серьезный прорыв в науке обернется для каждого серьезными проблемами, о финале заранее лучше ничего не знать.
Фильм длится всего 77 минут и почти целиком состоит из написанных под явным влиянием Аарона Соркина диалогов, суть которых уловить неподготовленному человеку едва ли под силу. Ключевую мысль «Детонатора» можно свести к тому, что машина времени — это как минимум большая головная боль. Дебют Кэррата, ранее в кино никак себя не проявившего, вызвал сенсацию на фестивале независимого кино «Санденс» и получил большое признание среди гиков.
Другой фильм о сложностях перемещения во времени — «Петля времени» Райана Джонсона — выйдет в российский прокат 27 сентября. В главных ролях: Брюс Уиллис и Джозеф Гордон-Левитт
«Люблю тебя, люблю» (Je t''aime, je t''aime, 1968). Режиссер Ален Рене
После шести лет совместного проживания Клод и Кристин расстаются. Не выдержав разлуки, Клод решается покончить жизнь самоубийством. Попытка не венчается успехом, героя спасают и предлагают уникальный шанс: отправиться на два года назад, во времена идиллии с Кристин. Но никакой идиллии не будет — Клод затеряется в пути. Для Алена Рене машиной времени оказывается человеческое сознание, с помощью которого можно путешествовать по собственным воспоминаниям. Но, как показывает фильм, блуждать по своей памяти — опасное занятие.
Подпишитесь на нас в социальных сетях