Хотите прослыть человеком чутким и тонко разбирающимся в искусстве? Тогда первым делом научитесь с ходу определять классические сюжеты — по меньшей мере, античные и христианские. Видите девушку с грудью на блюде? Это Святая Агата. Другую, верхом на быке? Похищение Европы. Мерзкого старикашку и голую пьяную красотку, а то и двух? Лот и его дочери. Следующий уровень — умение различать сюжеты, на вид схожие между собой.
Вообще-то, истории двух библейских роковух, Саломеи и Юдифи, очень разные. Первая добилась казни Иоанна Крестителя, чтобы порадовать свою бессердечную маму Иродиаду, недовольную тем, что пророк критиковал ее незаконный брак с царем Иродом. Вторая очаровала ассирийского полководца Олоферна и подпоила его с тем, чтобы убить во сне и спасти родной город от вражеского нашествия. Одна — взбалмошная искусительница, другая — символ храбрости и патриотизма. Только вот различить их изображения затрудняются иногда даже искусствоведы. Сможете ли вы это сделать? Главное, помните: одной эрудиции тут мало — слушайте свое сердце.
Скорее всего, вы уже обнаружили отличительные черты, позволяющие не спутать лихую танцовщицу и благочестивую вдову. Но перечислить их тут лишним не будет.
А. Саломея очаровала царя Ирода своим танцем и, когда тот пообещал исполнить любое ее желание, потребовала голову пророка. Своими руками она никого не убивала. Так что если на картине вы видите женщину, отрезающую голову спящему, — это точно Юдифь.
Микеланджело Караваджо. Юдифь и Олоферн, 1599 г.
Б. Атрибут Саломеи — блюдо, на котором лежит голова (реже — чаша, в которую сливают кровь Иоанна). А Юдифь часто изображают с мечом. Тут надо быть осторожным: эти сюжеты так переплелись в сознании художников, что можно наткнуться и на Юдифь с блюдом. Но меч — это уж наверняка.
Лукас Кранах Старший. Юдифь с головой Олоферна, ок. 1530 г.
Лукас Кранах Старший. Саломея с головой Иоанна Крестителя, ок. 1530 г.
В. У Юдифи есть помощница — служанка с тревожным лицом, которую нередко изображают за плечом героини. В истории Саломеи, правда, тоже есть вторая женщина — ее мать Иродиада, но появляется она куда реже и на картине она, скорее всего, будет с кровожадным выражением лица принимать подношение дочери или как-то еще развлекаться с головой Иоанна.
Артемизия Джентилески (возможно, при участии Орацио Джентилески). Юдифь и ее служанка Абра с головой Олоферна, ок.1607-1610 гг.
Неизвестный художник французской школы. Саломея и Иродиада с головой Иоанна Крестителя
Г. Если ни один из перечисленных признаков вам не помог, воспользуйтесь методом любителя фэнтези Кирилла Савинова: «Когда все похожи на темных эльфов, это Саломея». Работает почти безотказно.
Ловис Коринт. Саломея, 1900 г.
Д. Не беритесь судить, кто на этой картине. Если хотите блеснуть знаниями, скажите лучше, что моделью, вероятней всего, была Адель Блох-Бауэр, муза художника.