Найди три отличия:
Моне или Мане?
Автор: Дарья Борисенко
Рубрики: арт, тест
Клод Моне и Мане Эдуард: если ваша школа не променяла курс истории искусства на какое-нибудь черчение и вы не прогуливали уроки МХК, подметая листву на школьном дворе, то, конечно, помните, сколько страданий приносит эта парочка. И даже если вы пали жертвой «Краткой истории искусства», блуждающей по интернету, не торопитесь утверждать, что все просто, ведь «Моне — пятна, Мане — люди». W→O→S поможет разобраться, чем один отличается от другого, но для начала давайте выясним, что вы уже умеете.
или
А
Начнем с того, что делает художников такими похожими. Моне был современником Мане и первое время испытывал на себе ощутимое влияние старшего товарища. В то же время, хотя Эдуарда Мане часто называют основоположником импрессионизма, его работы выглядят отнюдь не так, как мы привыкли представлять себе это направление: люди, изображенные на них, очевидно позируют, очертания фигур и предметов, как правило, не размыты, а часто, напротив, даже подчеркнуты темным контуром.
Эдуард Мане. Флейтист, 1866 г.
Б
Отличительная черта живописи Клода Моне — серии картин. Так, он 30 раз написал Руанский собор — в тумане и на закате, в сумерках и в полдень. И, конечно, кувшинки-кувшинки. Именно Клод Моне разработал основные принципы работы на пленэре и активно писал с натуры, у Эдуарда Мане же практически нет ярких пейзажей без людей.
В
Да, как вы могли заметить, оба художника написали по «Завтраку на траве» с разницей всего в пару лет. С работой Мане (это та, где есть голая женщина) связан большой скандал: в 1863 престижный Парижский Салон, одна из самых больших выставок Франции, не принял к участию порядка 3000 картин — за пренебрежение традиционными ценностями. Так появился знаменитый Салон Отверженных, а «Завтрак на траве», признанный в обществе крайне аморальным, стал его символом и положил начало новому направлению в искусстве. Под впечатлением от работы Эдуарда Клод написал свой «Завтрак» — с благопристойно одетыми людьми, но уже в чисто импрессионистской манере. Кстати, Клода Моне вообще не интересовали голые — все больше поля, водица и женщины с зонтиками.
Клод Моне. Прогулка, женщина с зонтиком, 1875 г.
Г
Знание того, что, скажем, Мане был сыном богатого чиновника, а Моне родился в семье бакалейщика, никакой практической пользой не обладает: отличить манеру Эдуарда от раннего Клода бывает действительно нелегко. Так что помните о главном инструменте в освоении истории искусства — зрительной памяти. Просто чаще бывайте в музее, ведь импрессионисты — это не только магниты на холодильник.
Эдуард Мане. Олимпия, 1863 г.