Возрождение легенды: итальянский Ренессанс в фактах
Что нужно знать о великой эпохе в искусстве
До конца июля в Пушкинском музее продлится масштабная выставка «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо». Чтобы подготовить вас к походу в музей и напомнить, что итальянское Возрождение подарило миру не только имена Черепашек-ниндзя, W→O→S и ГМИИ собрали 14 фактов о Ренессансе, которые полезно знать всем.
Что нужно знать о великой эпохе в искусстве
1. Сегодня для нас естественно, что далекие предметы кажутся меньше, а когда мы смотрим на рельсы, видим, как они сходятся на горизонте. И рисуем мы именно так. А все благодаря итальянскому Ренессансу. Теория прямой линейной перспективы впервые появилась в трудах художника Амброджо Лоренцетти в XIV веке и потом была разработана архитекторами Леоном Баттиста Альберти и Филиппо Брунеллески.
2. На фреске Микеланджело «Сотворение Адама» Бог-отец и окружающие его ангелы образуют фигуру, напоминающую человеческий мозг.
3. Расцвет итальянского искусства в эпоху Возрождения не случился бы без щедрых меценатов. Самими известными покровителями художников и архитекторов были представители олигархической династии Медичи. Благодаря им Флоренция стала культурной столицей Европы.
Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. Ок. 1478– 1480 гг.
4. Написать портрет мецената было настоящей честью. Так, в 1441 году за право рисовать правителя города Феррара Лионелло Д’Эсте сражались художники Пизанелло и Якопо Беллини. Первый выиграл.
5. Самым дорогим пигментом в эпоху Возрождения был ультрамарин, который получали из натурального камня — ляпис-лазури. Художники часто не могли позволить себе такую роскошь и ждали, пока заказчики купят им синюю краску. В раннем Ренессансе ультрамарин использовали только в изображении плаща Девы Марии.
Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем. 1483–84 г.
6. Слово «кватроченто» («четыреста») — сокращение от mille quattrocento («тысяча четыреста»). Так обозначают XV век (а не XIV, как можно предположить интуитивно) в истории итальянского искусства. XIII и XIV века — время Проторенессанса — называются «дученто» и «треченто» соответственно, а XVI век — «чинквеченто».
7. Важнейшим культурным институтом Ренессанса стала художественная мастерская: там учились и учили, занимались естественными науками, вели ученые диспуты и даже жили. По преданию, Джотто был обычным пастухом и рисовал палочкой на песке, пока его случайно не заметил живописец Чимабуэ и не отвел к себе в мастерскую.
Джотто и мастерская. Пятидесятница, ок. 1310–1318 гг.
8. Живопись в эпоху Возрождения стала не только цеховым делом, но и семейным бизнесом. Например, сыновья Якопо Беллини Джованни и Джентиле, а также его зять Андреа Мантенья были знаменитыми художниками.
Джованни Беллини. Пьета, ок. 1455 г.
9. Несмотря на представление о том, что Ренессанс был эпохой просвещенных мыслителей, в это время процветали магия и всевозможные мистические учения: неоплатонизм, герметизм, орфизм и так далее. А охота на ведьм в эпоху Возрождения достигла таких масштабов, какие и не снились людям Средневековья.
10. Художники Возрождения не порывали с изобразительными традициями готики и, конечно, искренне интересовались христианскими сюжетами. В то же время, с развитием нового живописного языка святые мученики делаются в их полотнах все более чувственными, земными и современными. Такова, например, святая Екатерина, которой игривый младенец Христос надевает на палец обручальное кольцо.
Лоренцо Лотто. Обручение святой Екатерины, 1524 г.
11. В «Тайной вечере» Леонардо да Винчи зашифрована мелодия. Ее обнаружил компьютерный техник Джованни Мария Пала: если нарисовать вдоль картины нотный стан, то ломти хлеба на столе и руки апостолов можно прочесть как ноты. Даже скептики признали, что гармония этой мелодии безупречна и случайно появиться на картине она не могла.
12. Для зарисовок с натуры художники Ренессанса нередко использовали прототип фотоаппарата — камеру-обскуру. Она представляла собой черный ящик с отверстием и экраном, на котором появлялось перевернутое изображение наблюдаемого объекта. Последнее и копировал художник.
13. Художник Фра Филиппо Липпи (1406-1469) был священником в женском монастыре св. Маргариты в Прато, но бежал оттуда с юной монашкой Лукрецией Бути. Позже беглянка родила ему сына, Филиппино Липпи (1457-1504), еще одного знаменитого художника. И все мадонны, написанные Липпи-старшим, походили на эту лихую монахиню.
14. Первой знаменитой женщиной-художником была Софонисба Ангиссола (1532–1625). В 27 лет эта ломбардийка стала придворной художницей испанской королевы Елизаветы Валуа. Вдохновившись примером Ангиссолы, профессиональными художницами стали Артемизия Джентилески, Феде Галиция и другие талантливые женщины.
Подпишитесь на нас в социальных сетях