Чему россиян научила жизнь на чужбине?
8 историй людей, побывавших за границей
Недавно мы узнали, к чему может привести жизнь в России и что нужно знать и уметь, чтобы выжить и сойти за своего в нашей гостеприимной стране. Теперь пришло время узнать, чему учит россиян прекрасное далеко.
Быть спокойнее и не тратить деньги зря
Катя, жила в Польше более трех лет
Моя мама полька, поэтому я всегда чувствовала принадлежность к двум народам и уже после десятого класса решила, что буду поступать в Варшавский университет. Училась в школе при посольстве Польши в Москве, сдала польские экзамены, поступила в университет и переехала в Варшаву. В Польше прожила более трех лет.
Жизнь в Европе представлялась мне спокойной: тихие улочки, города со странной архитектурой, уютные кафе на каждом шагу, приветливые, никуда не спешащие люди. В общем и целом так и оказалось, жизнь была тихой и размеренной, без привычной нам беготни и суматохи. Здесь вообще никто никуда не спешит.
Взгляд европейца на жизнь отличается от нашего, к чему постепенно начинаешь привыкать. К примеру, поляки не придают такого большого значения брендовым вещам и машинам премиум-класса. Для них важно в первую очередь удобство и качество. А сэкономленные деньги они потратят на путешествие или купят абонемент в спортзал.
Для меня Польша не является чужой страной. Это мой второй дом. Когда живешь в Европе, начинаешь приобретать иную ментальность, становишься более спокойным, привыкаешь к тихой жизни и по-другому смотришь на ситуацию в мире. Я бы даже сказала, что твоя оценка того или иного события становится более независимой, ведь ты имеешь доступ к множеству разнообразных точек зрения.
Не обращать внимания на неприятности и жить дальше
Павел, жил на Кипре более трех лет
На Кипр я первый раз попал года в четыре с мамой. Сначала мы просто ездили туда отдыхать, а потом дядя окончательно туда переехал и мы стали приезжать к нему довольно часто, так как у меня были проблемы со здоровьем и там мне становилось лучше. В общей сложности на Кипре я провел больше трех лет.
Жизнь на Кипре очень спокойная, там мало что случается. Когда я был маленький, для меня это было просто как приключение. Позже — уже как обязательное времяпрепровождение на все лето.
Киприоты очень ленивые. Неважно, что происходит вокруг, — они всегда будут пытаться отлынивать от работы. Так как я был маленьким, я быстро адаптировался к происходящему вокруг и в целом ничего кардинального не замечал.
Жизнь на Кипре учит главному: забивать на неприятности и просто спокойно жить. Практически все киприоты живут именно по этому принципу, у них пол-острова отвоевали турки, а им пофиг.
Вставать рано утром и быть внимательнее на дорогах
Валерия, прожила во Вьетнаме около трех лет
Переехали во Вьетнам по причине того, что очень нравится море и тепло, но это не главное. Посетив однажды это место, просто не хочется никуда уходить, уезжать, а хочется только отдыхать и радоваться жизни. Во Вьетнаме прожила около трех лет. Первопричиной всего было то, что отец решил перенаправить свой бизнес в Нячанг.
Мне всегда хотелось верить, что море, солнце и пальмы будут радовать меня каждый день своим теплом и лаской, но как человеку, выросшему в столице, мне начало все это быстро надоедать и жить там постоянно я не смогла, хоть и семья моя перелетела туда насовсем. Поначалу все было круто: клубы, коктейли, пляжные вечеринки, все дешево, фрукты, алкоголь, можно постоянно отдыхать, но в какой-то момент понимаешь, что кроме отдыха там нечего и делать — даже если и работать, все равно так или иначе это связано либо с туризмом, либо с едой. У нас в Нячанге свой ресторан, но я все равно не сказала бы, что могла вечность там работать. Без какой-либо мозговой подпитки начинаешь тупеть, но все это относительно — кого-то все вполне устраивает.
Проблем с общением не было — я знаю в совершенстве английский, а многие вьетнамцы еще и русский знают. Странным показалось то, что все вьетнамцы очень забавно реагируют на цвет кожи, начинают подбегать и трогать, фотографироваться, как будто с достопримечательностью, тереть животы мужчинам, объясняя это тем, что это к деньгам или счастью. Еще, например, во Вьетнаме я выработала привычку вставать рано утром, так как вьетнамцы собираются на пляже к пяти утра и делают упражнения всем городом, поэтому приходилось подстраиваться под их график. Традиций много, начиная от поедания супов по утрам и по вечерам на табуретке посреди дороги до бесконечного бибиканья во время езды по городу, чтобы не сбить кого-нибудь зазря, так как правил движения они не соблюдают, а полицию я там видела там не чаще чем раз в месяц.
Быть внимательнее с документами и не откладывать ничего на потом
Аноним, живет в Великобритании с 2011 года
Переехала в Англию в сентябре 2011 года. В Москве преподавала английский в языковом центре, два раза поступала в университеты и училась по году, затем мне не нравилось и я уходила. Если вкратце — я уехала, потому что все надоело. Этим летом выпустилась и переехала в Оксфорд, работаю.
Я уже не помню, чего ожидала, если честно. Наверное, казалось, что там будет лучше. Оказалось, что действительно лучше, но работать приходится во много раз усерднее тоже: пришлось менять многие свои привычки.
В первое время самым сложным было привыкнуть к самым очевидным вещам. Я имею в виду вещи, о которых даже не задумываешься, когда постоянно живешь в одной стране: где дешевле купить еду, как удобнее и дешевле всего путешествовать по городу, где покупать одежду, чем заняться на выходных. Из дурацких вещей, к которым не могу привыкнуть до сих пор, ― что все закрывается очень рано. Даже в пятницу и субботу большинство пабов закрываются в 11 вечера.
Я научилась очень быстро адаптироваться к переменам в жизни: могу быстро найти место, где переночевать, подработку и так далее. Из новых хороших привычек: не откладываю ничего на потом, стала очень внимательна к документам ― все сканирую по получении и сохраняю на гугл-драйв и жесткий диск. Оригиналы складываю в папку. То же самое делаю с медицинскими документами.
Отстаивать свою позицию, но оставаться толерантным
Андрей, живет во Франции два года
Живу в Париже уже два года. До этого бывал во Франции практически каждый год, так как практиковал свой французский, который усиленно изучал в школе. Окончательно переехал, когда поступил в университет.
Всегда думал, что Франция ― типичная спокойная, немного ленивая европейская страна. С утра кофе и круассан, вечером ― красное вино. В принципе, Париж не такой суетливый, как родная Москва, но и спокойным его назвать трудно. Особенно когда жители чем-то недовольны и выходят на демонстрации, которые тут проходят гораздо чаще и по гораздо менее значимым поводам, чем в той же Москве.
Странного ничего не заметил. Да, были какие-то новые традиции, незнакомые привычки, но что странно для меня, нормально для француза, и наоборот. Поначалу не мог привыкнуть к метро: по утрам там жуткая вонь, потому что туда пускают ночевать бомжей, которые, кстати, выглядят куда представительнее, чем у нас. Еще речь французов — даже владея языком в совершенстве, не сразу переключился на их скоростной режим.
На самом деле не замечал за собой приобретенных во Франции навыков, пока не приехал обратно в Россию навестить родителей на пару недель. Все мое окружение заметило, что я стал заядлым спорщиком, хотя раньше был тише воды ниже травы и все такое. А теперь я с пеной у рта отстаиваю свою позицию по каждому поводу и открыто говорю, что мне нравится, а что нет. Но в то же время заметил за собой, что стал толерантнее, как-то уже не поворачивается язык шутить о том, над чем раньше с удовольствием смеялся. Теперь даже стыдно за это.
Быть доброжелательным и лояльным
Анастасия, живет в Испании два года
Переехала в Барселону, живу два года. Нет никаких интересных причин типа политический гонений и государственных репрессий, просто нравится климат и городская среда. У меня экономическое образование, я изучала глобализацию и не считаю, что должны быть какие-то веские причины для смены места жительства, и вообще — not a big deal.
До переезда я уже была в Барселоне и имела представление о жизни в этом городе, просто с переездом познаешь более рутинную сторону жизни города типа коммунальных дел: где покупать продукты, на каком углу стоит бак для определенного мусора и что бутылки выбрасывать можно до 10 вечера, чтобы не гремели.
Ничего не показалось странным, это ведь не инопланетяне, а обычные люди, к тому же уже у нас с испанцами есть давняя история отношений. Думаю, это не то же самое, что переехать в Конго и удивляться там местным традициям.
В целом Барселона ― интернациональный и лояльный город. Испания учит меня испанскому, доброжелательности и спокойствию. Самое страшное? Боже мой, самое страшное происходило со мной в моей родной стране России.
Обходить за тридевять земель неудобные темы в разговоре
Сергей, живет в Австрии с 2006 года
Я приехал в Вену в сентябре 2006, к началу учебного года. Так сложилось: нужно было провести один эксперимент, а в Венском университете это было намного проще, чем в Санкт-Петербургском. Приехал, сделал свои опыты, защитился в Петербурге и вернулся в Австрию писать диссертацию. Не было ни стратегии, ни планов, абсолютно ситуативное решение.
Австрия на моей ментальной карте была Европой, и Европа оказалась такой, какой я ее и представлял. Чистой, комфортной — от аэропорта и до пересадки с четвертой линии метро на шестую.
Привыкать не потребовалось. Общежитие было недалеко от университета, сосед по комнате положительный и незаметный, коллеги доброжелательные и англоговорящие. Все нравилось, разве что долго привыкал к магазинам, закрытым по воскресеньям. Небольшой стипендии вполне хватало на быт, свободного времени было мало. Не зная, что останусь здесь жить, я решил воспользоваться моментом и пошел на вечерний интенсив по немецкому. Это очень помогло — на английском знакомые были готовы общаться до второго пива, после переходили на родной. Как только австрийцы услышали от меня пару корявых фраз на немецком, к английскому стали возвращаться только в совсем безнадежных случаях.
Выстраивая по хронологии свои переезды и знакомства, сейчас я думаю, что ни за что бы не поехал жить в тот район, не пошел бы в тот клуб и с теми людьми. То, что я называл «нравится», было всего лишь огромным интересом. Я не знал, какой плейлист включают на вечеринках, не знал, в какие настольные игры играют гики, не до конца понятные шутки казались невероятно смешными.
На насыщение ушло года три, затем стало скучно. Повторяющиеся шутки вызывали только зевоту, окружавшая доброжелательность обернулась смолл-током, музыку на субботних вечеринках включали одну и ту же. И еще специфика — общество сильно разделено на вязкие, почти не смешивающиеся слои. Врачи с врачами, художники с художниками, юристы с юристами — как сейчас помню эту пытку весельем.
Особенно заметно это стало после того, как я закончил аспирантуру. В университете так или иначе было социальное перемешивание, и работа вынуждала постоянно решать новые задачи, поставленные природой. Но заложником делает человека любая рутина, когда у нее пропадает обаяние новизны.
Не сказал бы, что переезд на меня сильно повлиял. Но адаптации к среде не произойти не могло, поменялись привычки и представления о привычном. Худо-бедно выучился смолл-току, изменилось представление о дистанции (физической в общественных местах и психологической, чем дальше, тем лучше), появилась свойственная австрийцам черта за тридевять земель обходить в разговоре любые темы, которые могут привести к спору. Замечаю я это теперь, когда приезжаю в Россию. Значит, система отсчета изменилась.
Экономить и чаще готовить дома
Владимир, живет в Великобритании три года
Переехал, чтобы быть с любимым человеком: вступил в брак с британцем и живу уже три года в Великобритании.
На самом деле не было желания рвать когти из Москвы при первой же возможности, плюс родители дали возможность путешествовать с детства, поэтому я примерно представлял, как оно там ― за рубежом. Другое дело, что поездки были максимум на десять дней и по туристическим местам, поэтому поначалу, конечно, не верилось, что это всерьез и надолго. Ожидания с лихвой оправдались в плане качества жизни. Мне очень комфортно в Лондоне, я много хожу пешком, тут на каждом углу домики с собственными садами, цветут цветы, много деревьев и парков. Возвращаясь в Москву, ловлю себя на мысли о том, какой загазованный воздух и как серо в городе по сравнению с Лондоном. Если бы не московские друзья, думаю, не было бы причины каждый год проводить неделю в столице. Конечно, тут дороговато, но и зарплаты соответствуют.
Ну, британцы не самый странный народ, хотя тут много иммигрантов со всего мира, так что каждый добавляет свою долю сумасшедшинки в повседневную жизнь. Нелепым я тут нахожу если только привычку британцев после работы идти пить пиво, причем они берут бокал и идут стоять на улице болтать, для меня это странно ― мне нужно чинно-благородно сидеть за столиком. В метро все более или менее вежливы, и если вагон забит, то редко кто пихается и пытается протолкнуться. С другой стороны ― сколько раз наблюдал, как люди едят в вагоне (и не просто сэндвич, а макароны какие-нибудь или салат), делают себе макияж и даже ногти стригут (!). Первое время привыкаешь к левостороннему движению, но здесь очень удобно: на каждом переходе написано ― «посмотрите налево» / «посмотрите направо». Опять же везде кнопка для вызова зеленого человечка, которая действительно работает (а не так, как на переходе у Лубянки для отвода глаз). Были небольшие языковые открытия, например британцы словом pudding называют в принципе любой десерт, а слово tea легко может означать любой прием пищи, включая ужин. Такому меня в школе не учили. Непривычно еще было то, что почта работает как часы. Важные документы и банковские карты обычной почтой доходят за день-два, люди новые паспорта получают по почте. Зато в Россию новогодние открытки доходят в апреле.
Я очень легко приспосабливаюсь к новым условиям, так что особых навыков новых тут не обрел. Если только готовить стал чаще да скидки выискивать в магазинах. Плюс много хожу — в частности из-за того, что метро дорого выходит кататься каждый день, экономлю. Автобусы дешевле, там не надо платить за проделанное расстояние, самый кайф — усесться на переднее сиденье на втором этаже двухэтажного автобуса и смотреть в окно с высоты. Кроме того, в России я совсем ни капли не пил, а в Британии распробовал коктейль в бутылке под названием Smirnoff Ice, там не так много алкоголя, но для меня это был большой шаг, пьется как лимонад.
Слава богу, тьфу-тьфу-тьфу, ничего особо неприятного не случалось. Как-то забыл ключ дома и ушел по делам, вернулся и понял, что никого дома до следующего дня не будет. Выручил сосед, у которого я остался переночевать. Из этой серии неприятности. Вообще, жизнь в мегаполисе всегда может обернуться обратной стороной, будь то Москва, Нью-Йорк или Лондон, но так как я фаталист, то буду разбираться с проблемами по мере их поступления, а там будь что будет.
Подпишитесь на нас в социальных сетях