Молодые художники о том, как делаются независимые комиксы
Нарисовать, сверстать и выпустить
Пока весь мир практикует самиздат всего что душе угодно, попутно продавая свое творчество на Etsy, в России выпуск комиксов и сборников арта только начинает набирать популярность. ВОС попросил молодых художников, дизайнеров и иллюстраторов рассказать, как самостоятельно нарисовать, издать и распространить свой комикс или зин и не умереть в процессе. Также мы выяснили, почему некоторые не хотят печатать свои комиксы и оставляют их в интернете и как в России обстоят дела с независимой от издательств культурой.
Ваня Татаринов
Полноценно я открыл для себя комиксы, только когда переехал в Москву и понял, что комиксы везде. Я стал читать и тратить на них кучу времени и денег. Для меня комикс, который делаю я, — в первую очередь язык передачи информации, как, например, книга или кино.
Первый зин было очень весело делать. В прошлом я работал дизайнером и выполнял кучу заказов с версткой, например, обложки журнала. Мне очень не нравилось этим заниматься, потому что все вечно просили сделать им отвратительное уродство. Звучит не так круто, как на самом деле, но в своем зине ты можешь сделать все что угодно. Наверное, фишка в том, что если ты сделаешь что-то ужасное, то этого не увидят даже ребята с типографии, потому что ты печатал это дома. Этот факт добавляет уверенности.
Тру-зины печатают дома на домашнем принтере. Нужны два картриджа (цветной и черный), каждый стоит примерно 900 руб. На Canon Pixma можно напечатать примерно 50 листов А4 с плотным закрасом, то есть, если делать зин формата А5, будет примерно десять десятистраничных зинов. Когда печатаешь дома, стараешься тратить меньше краски — больше тонких контуров и всякое такое.
В типографии последний раз печатал второй выпуск Pow-Wow (А6 цветной). Тираж 100 штук — 5000 руб. Менее затратный и более «рукодельный» вариант — это купить какой-нибудь аппарат для печати себе домой тысяч за пять. У меня такого нет, но скоро заведу. А на счет печати в типографиях — все зависит в основном от тиража. Конечно, играют роль еще бумага и количество краски, но чем больше ты печатаешь, тем меньше будет стоить один экземпляр.
На самом деле ребят, которые этим увлекаются, гораздо больше, чем кажется. Я не чувствую, что людей, которым это нравится, мало, не чувствую недостатка общения с единомышленниками и не чувствую сильной конкуренции.
Мне просто нравится считать себя одним из тех, кто зарождает это у нас.
Тимур Аълоев
Мне нравится зарисовывать абсурдные ситуации, которые время от времени попадают в поле зрения или случаются со мной и моими друзьями. Вообще, сам абсурд мне нравится во всех его проявлениях, будь то какая-то пришедшая в голову нелепица или странный сон про облачко. Мне кажется, что есть люди в русских селеньях, которые рисуют комиксы, и немало, но, скорее всего, они это делают с мыслями: «Ой, да кому это нужно…» И в итоге все в лучшем случае пылится на полке. Проблема не в том, что комиксистов мало, а в том, что они ссыкуны и много думают, а нужно просто найти своего внутреннего гедониста и рисовать, не бояться и не просить.
Стас Каркас
Ты делаешь зин по тем же причинам, по которым музыканты выпускают свои релизы на виниле или аудиокассетах. Просто хочется издать свое творчество в каком-то физическом виде. Все зависит от того, насколько сильно тебе хочется его сделать и сколько человек участвует в создании. Самое тяжелое — это организация. Если это художественный зин или сборник комиксов, то верстать почти не приходится, рисуешь сразу на заготовленных страницах. Оформление — это дело индивидуальное. Конечно, если ты придумал что-то особенное, то на это уже уходит гораздо больше времени, потому что почти все придется делать вручную. Найти хорошую типографию, где поймут, что тебе от них нужно, практически нереально, поэтому многие печатают самиздаты на домашнем принтере. Иногда это выходит даже дешевле, зависит от тиража.
В паблике про зины, который я основал, люди скорее смотрят на красивые работы или рисунки, нежели интересуются культурой в целом. Хочется верить, что некоторых это заинтересовало и они начали придумывать что-то свое. Вообще, нельзя сказать, что никто не занимался самиздатом до этого, в панк- и хардкор-движении это всегда было, и в России тоже. Другое дело, что эти зины имеют политическую направленность.
Ника Водвуд
Мой комикс «Пёся» получился супервнезапно — нечаянно нарисовался этот желтый пес и сразу мне очень понравился. Я назвала его Пёсей, потому что это слово постоянно употребляла одна хорошая девочка Полина, с которой я на тот момент постоянно переписывалась. А характер во многом основан на моем парне Косте и всяких милых штуках, которые он говорит. «Добрый песик, который не боится ничего, кроме грозы и пакетиков» — это вот Костя придумал. На создание самого зина и рисование комиксов меня очень вдохновили Vaughn Pinpin, Ryan Cecil Smith и Minava! До них я вообще о зинах ничего не знала, а теперь вот планирую выпускать несколько в год и уже сделала три.
Процесс издания, мне кажется, совсем не трудоемок — если удалось найти хорошую типографию с толковым менеджером и если удовлетворяют имеющиеся методы печати. Я печатаю все в Ideaprint, и я их обожаю!
Если хочется что-то крутое и необычное типа печати на ризографе, то процесс трудоемок, потому что ни в одной типографии нет нормальных цветных чернил (желтого, розового и так далее), а если есть, они либо отказывают, потому что «никогда так не делали», либо соглашаются, но получается дико дорого.
Дистрибуция — не очень сложная штука. Я думаю, оптимально распространять свои комиксы через интернет-магазин (для тех, кому не лень ходить на почту) и различные фестивали и встречи. Причем не обязательно платить много денег и участвовать во всяких Faces & Laces, где будет куча незнакомых людей. Мне кажется, важнее и приятнее постепенно набирать подписчиков, которые тебя любят и готовы поддерживать тебя на протяжении многих лет. Их можно звать на всякие маленькие недорогие фестивали или вообще в парк, и они будут не просто покупателями — они будут помогать тебе развиваться и расти.
Элина Хамидова
В детстве, вместо того чтобы бегать и играть на улице, я сидела дома и очень много смотрела мультики, один за другим. Они и послужили основным толчком к рисованию. Комиксы я рисую не очень часто, но со мной происходит довольно много глупостей, которые хочется изобразить. Иногда я просто стесняюсь рисовать что-то про себя, а зря! Как раз вчера мой лучший друг сказал мне о том, что я должна меньше жадничать и чаще делиться историями и воспоминаниями в виде комиксов. Вот я и задумалась о том, чтобы в скором времени взяться за свой первый зин. Уже начала размышлять над тем, как я начну его делать и о чем буду там рассказывать.
Маша Богатова
Когда работаешь над своим собственным комиксом, все гораздо проще. Ты сам все делаешь и не нужно никого подгонять, все всегда выходит как надо. Самое трудное — это работа над сборниками: чем больше людей, тем труднее вовремя собрать работы. В итоге обычно это тянется до последней недели, кто-то вообще может в последний день сказать, что не будет участвовать. Я вот недавно в последнюю ночь все верстала и печатала, в итоге запорола полтиража и пришлось переделывать. Хорошо, что я печатаю все сама дома — со временем купила типографский лазерный принтер. Так бы приходилось связываться с типографией, а опыт такой был: все жутко дорого и там нужно за пару дней все подавать, и то не всегда успевают напечатать в срок. Так что это не наш случай. На самом деле я просто смотрю на то, чем занимаются мои друзья. Различные истории, которые с нами происходят, часто как-то отражаются в комиксах. Скажем, у меня есть такой герой Мишка-алкоголик, который любит винчик — это, наверное, все мои друзья, совмещенные в одном персонаже
В России до сих пор так непопулярна какая-либо DIY-деятельность прежде всего из-за страха. Многие перед тем, как нарисовать комикс, уже думают о том, что его не купят и что это никому не нужно, — это самый ужасный подход. Нужно любить то, что ты создаешь. Как только начнешь ценить это, делать всякие штуки типа зинов, станет гораздо проще. На своих мастер-классах я учу всех делать зины за 40 минут, только в таких экстремальных условиях мозг думает, как надо. После таких мероприятий люди уходят уже более уверенные в себе и начинают больше рисовать.
Мне всегда не нравилось, что у нас так мало комиксов продается и совсем нечего почитать. Как-то само собой получилось, что я начала пытаться их рисовать, надеясь заполнить эту нишу. Комиксов мало, потому что на этом в России сложно заработать: в отличие от Японии и Америки, комиксы читает относительно небольшая группа людей, в основном молодежь, и издают их единицы. Гарантия на будущее нужна как авторам, так и издателям, все, как всегда, упирается в деньги, делать что-то за идею согласны далеко не все.
С экономической точки зрения самостоятельное издание комиксов совершенно невыгодное занятие — тонер деньги жрет, которых нет. Я бы хотела, чтобы люди воспринимали комикс как литературу, так что это уж точно не формат домашнего принтера.
Алексей Смирнов
Когда мы делали комикс, главной трудностью было то, что мы с Ваней (jan marcipan. — Прим. ВОС) — геи и частенько отвлекались на секс, а это изрядно тормозило процесс.
На самом деле мы так загорелись идеей, что все страницы нарисовали за пару дней, отсканили — и все, комикс был готов. Тогда же мы и нашли типографию в Мытищах — точнее, случайно познакомились с парнем, а он, оказывается, в типографии работает. И поскольку мы лентяи, нам просто не хотелось искать другие варианты.
Когда я делал недавний зин про тату, то главной трудностью был мой маленький скилл в фотошопе и прочем, но постепенно, не без помощи друзей, я его сверстал и напечатал в уже знакомой мне типографии.
В моем случае главное — не растягивать процесс создания, потому что потом уже как-то подугасает интерес.
Я думаю, у нас всегда была развита DIY-деятельность в определенных кругах, если мы говорим про самиздат. Всегда были зины, посвященные панк-хардкор-музлу, а также всякие политические и агитационные зины.
Когда ты что-то делаешь сам, ты должен тратить на это свои силы и деньги, и большинство просто не хотят этого делать и ждут, пока за них это сделает кто-то другой. А широкой публике об этом мало известно, ибо об этом не пишут в модных изданиях (что, видимо, скоро изменится).
Делать комиксы — это одна из моих основных целей. Думаю издавать их, да. На данный момент есть много сырого материала, идей, зарисовок, но это все как-то не дозревает до чего-то завершенного. Тем более печать — это всегда затратно, а окупается не всегда (в своем страшном сне я сижу среди стопок распечатанных буклетов и плачу). Зин — это классное дополнение к чему-то более весомому. Кроме зинов я рисую плакаты и постеры к мероприятиям. И круто было бы, чтобы промоутеры выпускали два раза в год зин, в котором сконцентрирована атмосфера летних танцев на песке в печатной форме. В этом есть информационный повод, и это интересно. Хотелось бы сделать нечто подобное — не только красивое или забавное, но еще и наполненное. Плодить бумажки я не думаю.
Подпишитесь на нас в социальных сетях