Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Гид по перестроечному кино:
35 лучших

дата:
29 января

Фильмы, которые на вас повлияли, даже если вы их пока не видели

Представляем гид по лучшим образцам вывихнутого кинематографа перестроечного периода. Мы убеждены, что сейчас самое время устроить себе обстоятельное знакомство с материалом-отпечатком эпохи, когда хрестоматийные дураки неизбежно становились подонками, а поистаскавшаяся номенклатура конфликтовала с провоцирующей контркультурой под треск разрушающейся империи. Возможно, эффективно будет уложить просмотр всех пропущенных фильмов в своеобразный кровавый кино-уикенд, чтобы фрагменты воспоминаний о когда-то увиденном сложились в единую картину.

Под перестроечным кино мы подразумеваем фильмы, снятые с момента заступления Горбачева на пост генсека и до распада СССР. Далее настало время «нашего нового кино», которое требует отдельного путеводителя. 

1. «Курьер»

Год: 1986

Режиссер: Карен Шахназаров

В ролях: Федор Дунаевский, Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Светлана Крючкова, Александр Панкратов-Черный, Владимир Меньшов

Звучит: Эдуард Артемьев

Библия «молодого рассерженного» по-русски. То есть без скандалов, ночной игры на трубе и доведения окружающих до истерики, зато с хоровым пением «Травы у дома» и отчаянием как естественным итогом всего, что происходит вокруг, единственной финальной точкой. Но это все сейчас, а тогда, в контексте прочего, главной была схватка характеров, один-единственный эпизод, сломавший идеологический лед: эпохальный диа- (или моно-) лог персонажа Владимира Меньшова с главным героем. С рефреном о консервированном молоке.

2. «Исключения без правил»  

Год: 1986

Режиссер: Владимир Бортко, Александр Рогожкин,
Виктор Бутурлин

В ролях: Виктор Бычков, Семен Фарада, Ольга Самошина, Екатерина Васильева, Александр Галибин

Звучит: Владимир Дашкевич

Отправная точка великой традиции перестроечной сатиры — без страха и упрека, а также без тормозов. Взяв за основу модель журнала «Фитиль» с рассказами про недостатки на местах, главные лица нового ленинградского кино Бортко и Рогожкин взялись за натуральное обвинительное заключение по делу «гомо советикус». Что ни новелла — пункт в заключении. Лентяи, бездари, жулики, попросту безмозглые идиоты — никому не будет пощады. Пути назад теперь нет: Бортко с Рогожкиным, как какие-нибудь товарищи Гдлян и Иванов, взялись развенчивать мифы, и очень скоро от них, а также и от всего советского кино, ничего не осталось.

3. «Асса»  

Год: 1987

Режиссер: Сергей Соловьев

В ролях: Сергей «Африка» Бугаев, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин, Александр Баширов, Виктор Цой

Звучит: Борис Гребенщиков и группа «Аквариум», группа «Кино», группа «Браво»

Участники событий, так сказать, до сих пор недолюбливают Сергея Соловьева — и есть за что. По сути, что это, как не рубрика «Их нравы». Соловьев сам говорил, что ориентировался в сценарии на худшие образцы, эдакое индийское кино со злодеем, молодым красавцем — то примерно и вышло, только вместо «джимми-джимми-ача-ача» тут «Старик Козлодоев». И экзотика жирным слоем: фотка в ухе, Ник Кейв, «певец мой любимейший» (чем виноват бедняга, что его то ангелы слушают, то юный гопник, примазавшийся к хорошей тусовке), «коммьюникейшн тьюб». Лохи в восторге, скрытое королевство вытащили из подполья и продемонстрировали широкой публике. Так что «Асса» — это исторический рубеж, безусловно. На этом этапе истории Юрия Антонова сменила Жанна Агузарова — событие космического масштаба.

4. «Покаяние»

Год: (1984)1987

Режиссер: Тенгиз Абуладзе

В ролях: Автандил Махарадзе, Ия Нинидзе, Кетеван Абуладзе

Звучит: Нана Джанелидзе

Истинный фильм-манифест перестроечного кино был снят за год до прихода к власти Горбачева, когда ни о какой остроте еще речи быть не могло. Но когда в 1987 году фильм добрался до экранов, он оказался уже готовым примером новояза. Притча о дороге, которая ведет к храму, и о трупе, который надо раз за разом откапывать, задала тон и перестроечному, и русскому кино, сформировала дискурс так, что до сих пор как-то не расформировать все. Барочное зрелище, по действенности сравнимое с установкой «Град»: танцы, визуализации сновидений, пиросманиевские цвета, диктатор, поющий оперные арии. Все вместе — дурное сновидение как код, сим-сим к «русской жизни». Единственное — у эпигонов абуладзевского отстранения уже не было. Но это (снова/уже) никого не волновало.

5. «Забавы молодых»

Год: 1987

Режиссер: Евгений Герасимов

В ролях: Станислав Любшин, Марина Зудина, Нина Русланова, Валентина Теличкина

Звучит: Геннадий Гладков

Исполнитель роли Вертера в «Гостье из будущего» Евгений Герасимов капитально отличился в режиссуре. Но больше всего в раннеперестроечном памфлете размышлений на тему «любовь нечаянно нагрянет». Это не столько начало новой традиции, сколько жирная точка в старой — здесь кончается советский идеализм. Возможно, и задуманный как раскрытие острой темы юношеской любви, в итоге он стал последним экземпляром «доброго кино» в его советской форме.  

6. «Раз на раз не приходится»

Год: 1987

Режиссер: Ара Габриелян

В ролях: Армен Джигарханян, Леонид Куравлев, Любовь Полищук, Борислав Брондуков

Звучит: Евгений Крылатов

Советская комедийная традиция дала сбой. Когда встретились журнал «Фитиль» и гайдаевско-рязановско-данелиевская поляна полнометражных комедий, раздался страшный треск, и из него вылезли помоечные остросоциальные ленты, срывающие покровы и претендующие на лавры Ильфа и Петрова (ну и еще Гайдая, Рязанова и Данелии вместе взятых). Суть здесь — именно в обличении. Вот чем они, сволочи-строители, заняты — поиском сокровищ. Вот они какие — не знают, что с ними делать. Появись антикапиталистическая комедия Араика Габриэляна лет на двадцать раньше, прошла бы на ура как обличение шабашников. А накануне больших перемен осталась дурновкусным штрейкбрехерством.

7. «Будни и праздники Серафимы Глюкиной»  

Год: 1988

Режиссер: Ростислав Горяев

В ролях: Алиса Фрейндлих, Николай Еременко мл.,
Вацлав Дворжецкий

Звучит: Андрей Петров

Поставленный театральным режиссером Ростиславом Горяевым фильм — вольно или невольно — оказался финальным аккордом советского кино в его спокойном, инкубационном виде. Пусть у героини тут фамилия как у карикатуры — ее играет Алиса Фрейндлих. Прекраснодушие здесь дает последний бой: советская зрелая любовь, советская социальная ответственность, советские паузы. Все спокойно и монументально. Как надгробие, каковым лента Горяева и является.

8. «Дорогая Елена Сергеевна»  

Год: 1988

Режиссер: Эльдар Рязанов

В ролях: Марина Неелова, Наталья Щукина, Федор Дунаевский, Эльдар Рязанов

Звучит: Геннадий Александров

Веяние времени дало о себе знать, и даже добрейший лирик Эльдар Рязанов, певший осанну веселью, улыбке знакомого и салату Оливье под бардовскую песню, перековался в яростного «КуКрыНикСа». «Дорогая Елена Сергеевна» — такой кремлевский концерт уродов, в роли генсека — единственное нормальное лицо в галерее козлов и баранов, Марина Неелова. Все остальные же пляшут, поют, вымогают, канючат и хамят, лишь бы выцыганить свое. Кругом сплошные сволочи — главный урок, который обыватель вынес из перестройки, и нигде он не артикулирован так внятно, как в худшей работе в фильмографии Эльдара Рязанова.

9. «Господин оформитель»  

Год: 1988

Режиссер: Олег Тепцов

В ролях: Виктор Авилов, Анна Демьяненко, Михаил Казаков

Звучит: Сергей Курехин

Прицепившись к музыке как искусству времени, кино с этого конька-горбунка слезать уже не собиралось. В этом смысле «Господин Оформитель» — преемник «Ассы», та была презентацией сборника «Бест оф совьет рок», тут представляют дебютный для широкой публики альбом Сергея Курехина. Городской анекдот про Галатею двадцатого века на фоне трелей, фанфар и механических сюит казался антрактом. Ну а Олег Тепцов подарил зрителям кинокомпозитора Курехина, а Курехину — длиннющий клип в цветах болотной лилии. Хотя и тут есть уместность — стиль умирающей империи, нажравшейся уксуса, для восемьдесят восьмого года куда актуальнее, чем кажется.

10. «Игла»  

Год: 1988

Режиссер: Рашид Нугманов

В ролях: Виктор Цой, Петр Мамонов, Марина Смирнова, Александр Баширов

Звучит: группа «Кино»

Казахский боевик с Цоем в главной роли — такая аннотация наиболее верна. Что рок-музыканты — актеры будь здоров какие, стало ясно быстро (потом Сергей Сельянов перекрестит в лицедейскую веру Юрия Шевчука, Валерий Огородников снимет Кинчева во «Взломщике»), здесь же об этом заявляется открыто и внятно. Питерский рокер Цой бегает в трусах, показывает фак проводнице (что до сих пор производит эффект похлеще плясок спиной к священному гвоздю) и цитирует «Хорошего, плохого, злого». Московский рокер Мамонов плавает в бассейне и являет собой номенклатуру в чистом виде. Все, что между — Баширов и странные казахские виды. Формула русского боевика — попробуй, измени: номенклатура-степь-бунт.

11. «Маленькая Вера»   

Год: 1988

Режиссер: Василий Пичул

В ролях: Наталья Негода, Андрей Соколов, Людмила Зайцева, Андрей Фомин, Александр Негреба

Звучит: Владимир Матецкий

«Первый советский фильм с постельными сценами» — как-то маловато для такого значительного явления, как фильм Василия Пичула. Определенно, что-то есть в том, что автор разрывающей шаблоны ленты продолжил карьеру уже не в кино, а на «старом» НТВ — его руками сделаны все самые главные тамошние шоу. Сюжет получается завершенным — от советского кино «про это» до передачи Елены Ханги «Про Это». Только этого, опять же, мало: рифма секса и свободы очевидна, и здесь раскрыта исчерпывающе. Это не про то, как ужасно заниматься сексом на скрипучей кровати, а потом закусывать добытой с боем в соседнем гастрономе жратвой. Это про диктатуру и судьбу раскрепощения в патриархальном обществе. И как высказывание на тему «луч света в темном царстве» «Вера» не устарела по сей день, реакция обывателя — все та же.

12. «Операция "Кооперация"»    

Год: 1989

Режиссер: Леонид Гайдай

В ролях: Наталья Негода, Андрей Фомин, Андрей Соколов,
Юрий НазаровДмитрий Харатьян, Спартак Мишулин, Михаил Кокшенов, Ирина Феофанова, Леонид Куравлев

Звучит: Александр Зацепин

Леонид Иович Гайдай создавал фильмы, которые заменяли собой аналитические журналы — по его картинам можно изучать историю СССР последних трех десятилетий. Этот режиссер и был Советским Союзом, кривым зеркалом реальности, он и умер вместе с нею. Прощальное кривое зеркало — именно «Операция...». Гайдай здесь выводит характеры с поистине хогартовским талантом — это изображение ядовитое и злое (это тем привет, кто ностальгирует по «добрым советским комедиям»), после застоя семидесятых, когда просто нечего и некого было дразнить (пришлось спрятаться в эскапизм плохих экранизаций Ильфа с Петровым, Гоголя и Зощенко), режиссер пробудился и на прощание сделал фотоснимок своего паноптикума. На ней, в обнимку — продажные менты, шлюхи, маньяки, ушлые фарцовщики тухлятиной, жирные бабы, трусливые м***ки. И фоном — не веселенький твист, а злобное «И даже Энгельс и Маркс глядят с восторгом на нас».  

13. «Авария — дочь мента»    

Год: 1989

Режиссер: Михаил Туманишвили

В ролях: Оксана Арбузова, Владимир Ильин,
Анастасия Вознесенская, Николай Пастухов

Звучит: Виктор Бабушкин

Михаил Туманишвили попробовал убить не двух, а как минимум трех зайцев одним ударом. Показать жизнь зоологических неформалов — с ирокезами, жовками и размалеванными рожами. Живописнуть конфликт поколений в лице приговского «милицанера» и его дочурки. Наконец, всех примирить и согласить перед лицом опасности: «на улицу страшно выходить». Вроде, ему все удалось. На каждую задачу по жирному, в духе времени, мазку. Вместе — чистый фовизм, искусство веселых городских дикарей.  

14. «Пиры Валтасара
или ночь со Сталиным»     

Год: 1989

Режиссер: Юрий Кара

В ролях: Александр Феклистов, Алексей Петренко,
Евгений Евстигнеев, Валентин Гафт

Звучит: Элисон Денисов

Самый психопатический отечественный режиссер, с выхолощенностью Гринуэя и эстетикой Дейнеки, Юрий Кара только раз раскрыл свой талант во всю свою мощь. «Мастер и Маргарита» 1994 года был уже рудиментом с помойки истории, «Завтра была война» еще слишком осторожна (хотя тут впервые Наталья Негода показала себя во всей красе). Антисталинский манифест по мотивам Фазиля Искандера же — полотно батальное, написанное мощно и страшно. Сталин и члены ЦК здесь — бандиты-психопаты, зависающие на кавказкой малине. Не зря их играют заправские комики: Евстигнеев дает Калинина-маразматика с расстегнутой ширинкой, Никоненко-Ворошилов — придурка-солдафона, Гафт-Берия — извращенца. Все вместе — скорее фильм «Гараж», чем «рефлексия на тему недавней истории». И дальше уже в сталиниане не продвинуться. Кара создал настолько бронзовый, монолитный образ времени, что рефлексировать на тему сталинизма после «Пиров» уже просто некуда. Чего над этими уродами скрипеть мозгами? И если кто-то ищет ответ на вопрос «почему мы так быстро забыли ужасы ГУЛАГа» — посмотрите «Пиры», этот ответ всех устроит.

15. «Интердевочка»    

Год: 1989

Режиссер: Петр Тодоровский

В ролях: Елена Яковлева, Анастасия Немоляева, Ирина Розанова, Любовь Полищук, Ингеборга Дапкунайте

Звучит: Петр Тодоровский

Перестроечное кино — это золотой век карикатурного жанра, эра обличения. Вот и добрейший лирик Петр Тодоровский свой талант отправил на срочную службу злой сатире. Эффект — как если бы Левицкий или Боровиковский взялись за сюжеты Федотова вроде «Свежего кавалера». Вместо свиных рыл и пьяных рож — точеные личики Дапкунайте, Яковлевой, Розановой, одно другого румяней и белее. И сатира вдруг мутирует в позитивистский манифест: все будет хорошо, на свете живут добрые и хорошие люди. Проститутки — не расфуфыренная поросятина, а девушки с мечтой, дальнобойщики каким-то чудом мотаются в Стокгольм. Ну а с милым рай и в шалаше (советская поговорка добавляла: «если милый — атташе»).

16. «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви»   

Год: 1989

Режиссер: Сергей Соловьев  

В ролях: Татьяна Друбич, Александр Абдулов, Александр Збруев, Александр Баширов, Людмила Савельева

Звучит: Борис Гребенщиков и группа «Аквариум»

Может, и не лучшая часть соловьевской трилогии, выражаясь языком Чернышевского, «о новых людях», но по числу и качеству поговорок — рекордсмен. Здесь «новые» — это хорошо забытые «бывшие», все друг у друга на ушах сидят. Дискотека 1880-х поет, пляшет и то ли топит, то ли спасает «корабль уродов» образца 1980-х. Связи с реальностью у всего этого такие же, как у Толика Гнилюги, дяди Джо с трубкой и князя Лобанова-Ртищева. Примерно на одной палубе расположились с пожитками — и только.

17. «Город Зеро»  

Год: 1989

Режиссер: Карен Шахназаров

В ролях: Леонид Филатов, Олег Басилашвили,
Владимир Меньшов, Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев

Звучит: Эдуард Артемьев

Еще один фильм, от которого ведет свою историю новое русское кино. В понимании места никто дальше Шахназарова не сдвинулся — русский город как центростремительное адище, засасывающий и не выпускающий, опутывающий тухлыми, вонючими и склизкими щупальцами. Дальше, правда, упражнялись именно в живописности пиранезианских тюрем и психушек, упивались эстетикой разложения красоток на фоне мертвой земли. Шахназаров же поставил точку там, где следовало — выбрал интонацию абсурдиста. Именно поэтому «Город» — вещь завершенная, точка, в которую всегда возвращаются, снимая про русскую глубинку. А все эпигонские творения — проходное, еще одно кольцо и только.

18. «Оно»  

Год: 1989

Режиссер: Сергей Овчаров

В ролях:  Ролан Быков, Наталья Гундарева, Светлана Крючкова, Леонид Куравлев, Олег Табаков, Виктор Бычков

Звучит: Сергей Курехин

Сергей Овчаров — забытый гений карикатурного жанра, изменивший язык советско-русского кино, но отошедший от дел к преподаванию. После перестройки он снял только две вещи, и обе ниже плинтуса: «Сказ про Федота-Стрельца» да вовсе стыдный «Сад» по Чехову. «Оно» же, наряду с «Покаянием», — шедевр политического эпоса и, наряду с «Операцией», — великое творение карикатурного жанра. Салтыков-Щедрин тут — не (со)автор, а только камертон. «История одного города» — примерные очертания истории России двадцатого века. А сама она как череда жутких физиономий, кончающаяся пустотой.

19. «Такси-блюз» 

Год: 1990

Режиссер: Павел Лунгин  

В ролях: Петр Мамонов, Петр Зайченко, Дмитрий Пригов, Владимир Кашпур  

Звучит: Владимир Чекасин

Дебют Павла Лунгина стал определенным рубежом в развитии перестроечного сюжета «номенклатура-контркультура». Теперь это уже вовсе безнадежная битва совка и нового человека. Совок обречен, новый человек только входит в свой мир. Но все решает не расстановка сил, а характеры. В них тут великое попадание — лучшего дуэта русское кино не знало ни до, ни после. Петр Зайченко в роли монументального таксиста — прощальный привет эстетике «Строгого юноши», потасканный идеалист с гантелями и контрастным душем. Петр Мамонов выводит контркультурщика из типа зоологического, каким он был у Африки и Цоя (вона какие они — с серьгами, факи показывают), и встраивает его в череду колобков-иванов-дураков, персонажей вечных. Это уже столкновение не социальных масок и типажей, это война архетипов. В которой нет победителей. А рамка ее — от Нового Арбата с буковками «СССР» из горящих окон до высотки, на фоне которой полыхает смятая машина.

 

20. «Имитатор» 

Год: 1990

Режиссер: Олег Фиалко

В ролях: Игорь Скляр, Наталья Лапина, Людмила Гурченко, Алексей Жарков

Звучит: Вячеслав Назаров

Снова тень Юрия Мамина маячит перед нами — сценарий написан именно им. Снова здесь перестройка как век триумфа интеллигенции перед тупым быдлом. По форме украинскую комедию можно обвинять в чем угодно. По сути же она — самое честное высказывание на тему. Может, даже честнее «Бакенбардов» — интель тут вырастает в самого настоящего гопаря и жулика. Ну и, конечно, дурдом как метафора русской жизни 90-х — это точное попадание, пусть и в игре наверняка.

21. «Бакенбарды» 

Год: 1990

Режиссер: Юрий Мамин

В ролях: Виктор Сухоруков, Артур Ваха, Александр Лыков,
Юрий Мамин, Александр Медведев

Звучит: Алексей Заливалов

Юрий Мамин своими лучшими фильмами отпел советскую интеллигенцию, ленинградских чудиков, мастеров ненужных наук. Для вида, чтобы совсем не хоронить, отправил позднее в Париж, но все же понимают, какой у них Париж, у учителей, битых учениками, книжных червей из Публички, филармонических бабушек. Их Париж — Южное кладбище, участок такой-то. «Бакенбарды» же — акме в этой интелевской эпопее, недосягаемая вершина. Куда более честный прогноз о «будущем русской культуры», чем могло бы показаться. Не зря все в последние годы рассматривают «Бакенбарды» не как пародию, а как сбывшуюся антиутопию. Армия Пушкиных, выступающих против люберов — может, это и фантазии еврейского мальчика со скрипочкой (как он этой скрипочкой всю гопоту отдудохает и заставит учить Мандельштама наизусть), но насколько же они близки к реальности.

22. «Ребро Адама»  

Год: 1990

Режиссер: Вячеслав Криштофович

В ролях: Инна Чурикова, Светлана Рябова, Мария Голубкина, Елена Богданова, Игорь Кваша

Звучит: Вадим Храпачев

Как писал Саша Черный, «пришла проблема пола, румяная фефела, и ржет навеселе». Тема советского секса по-настоящему раскрылась не в метафорической «Маленькой Вере», а в сочинении на тему бабьей доли авторства режиссера Криштофовича. Три поколения теток обитают в Ноевом ковчеге советского жилища, вычеркнув и продолжая вычеркивать из своей жизни мужиков, один другого мягкотелее и жальче. Ничего более беспросветного, чем «Ребро Адама», злобное и обвинительное перестроечное кино так и не создало. Вечный мрак советского жилища, бабушка, звонящая в колокол. Затхлый и пыльный женский мир, как у Лорки в его диктаторском «Доме Бернарды Альбы». И просвета — нету. Так будет всегда.

23. «Лох — победитель воды»   

Год: 1991

Режиссер: Аркадий Тигай

В ролях: Сергей Курехин, Олег Косавненко, Анатолий Васильев  

Звучит: Сергей Курехин

Развите позднесоветской темы триумфа интеллигента, и снова на петербургской почве. Курехин тут уже живет не за кадром, а в кадре — он лицо этого самого технического интеля. В отличие от пророческо-отпевной маминской версии, в «Лохе» интеля ждет победа. Кстати, позже режиссер «Лоха» Аркадий Тигай будет работать с Маминым как сценарист. Но здесь это все решено как боевик и куда более уязвимо. То, чего Мамин в «Бакенбардах» избежал с помощью обобщения, здесь представлено в полный рост. Эротическая фантазия гика — ничего более. Фон из Апрашки, братвы и железных дверей — документ времени, безусловно. Но он теряется на фоне общих сладких грез о мести страшным гопникам.

24. «Мигранты» 

Год: 1991

Режиссер: Валерий Приемыхов

В ролях: Нина Русланова, Оксана Арбузова, Денис Карасев, Екатерина Васильева, Алексей Жарков

Звучит: Борис Рычков

Вторая режиссерская работа самого значительного позднесоветского актера Валерия Приемыхова идет в том же документальном русле, что и «Так жить нельзя» Говорухина. Обличение и яростная атака на прошлое, настоящее и будущее. Но если Говорухин сводил все к глубокомысленным монологам с трубкой у камина, то Приемыхов честнее. Он, хотя и не творит документалистику, предельно искренен. Обличая и проклиная, он не забывает и пожалеть — это фильм и вычеркивает из контекста с одной стороны, и дарит ему вечность — с другой.

25. «Чекист» 

Год: 1991

Режиссер: Александр Рогожкин

В ролях: Игорь Сергеев, Алексей Полуян, Александр Медведев, Нина Усатова

Звучит: Дмитрий Павлов

Важнейший представитель перестроечного вида «все эти проклятые семьдесят лет» стал еще и самым точным высказыванием о сталинских репрессиях в кино. Сейчас кажется, это экранизация «Благоволительниц» Литтелла, опередившая литературный первоисточник. В отличие от Кары, Александр Рогожкин здесь не создает эталон, монолитный монумент — это «кино социального беспокойства по-русски». Извращение тут — исток репрессивной машины. Эротизм — ее важнейший винтик. Механика, почти порнографическая, — ключевое свойство. В общем, «Чекист» — кинематографический эквивалент «В круге первом» и «Колымских рассказов», самое важное о темном прошлом, спрессованное в густое и страшное кино.

26. «Кикс»

Год: 1991

Режиссер: Сергей Ливнев

В ролях: Евдокия Германова, Любовь Германова,
Александр Панкратов-Черный, Алика Смехова

Звучит: Инна Желанная

Фильм не столько позднесоветский, сколько уже раннерусский — Сергей Ливнев снял историю про пластмассовый мир, в котором все заменяемо. Главные герои — сидящая на опиатах певица и ее продюсер, представитель новейшей профессии. Из перестройки тут только обличительный пафос. Исполнение же — уже на новый лад, за обличением маячит серьезная драма, какие вошли в отечественный обиход только к концу девяностых.  

27. «Отель "Эдем"»

Год: 1991

Режиссер: Владимир Любомудров

В ролях: Екатерина Урманчеева, Маргарита Шубина,
Татьяна Догилева, Александр Панкратов-Черный

Звучит: Александр Харютченко

Почти «Иствикские ведьмы» и точка отсчета раннерусского кино — христианский хоррор под видом похабной комедии. «Россия, одумайся — ты одурела». Вот и одуревшие обыватели тонут в грехах, а ангелы и черти борются за их душу. То, что дальше стало с сюжетом про моральное разложение на шальные бабки, всем известно. Начиналось все, как всегда, с благих намерений. Надо уточнять, чем кончилось?

28. «Нога»

Год: 1991

Режиссер: Никита Тягунов

В ролях: Иван Охлобыстин, Петр Мамонов, Иван Захава,
Наталья Петрова

Звучит: Олег Каравайчук

Манифест «потерянного поколения» — явление новых героев и нового языка на киноэкран. Увы — судьба их всех трагична. Сценарист Надежда Кожушанная умерла спустя шесть лет, оставив еще один шедевр уже раннерусского кино, «Прорву». Никита Тягунов так больше ничего и не снял. Что стало с отцом Иоанном Охлобыстиным, все знают. Поколение поколением, но высказывание само по себе — едва ли не самое значительное за все десятилетие. Тут берет не энергия юности, а выверенность и точность. Сюжет Фолкнера о солдате, нога которого стала жить самостоятельной жизнью, вырос здесь в абсолютное высказывание и о недавней войне в Афганистане, и о тех фантомных болях, которые стране только предстояло пережить.

29. «Действуй, Маня!»

Год: 1991

Режиссер: Роман Ершов

В ролях: Юлия Меньшова, Сергей Бехтерев,
Станислав Садальский, Евгений Моргунов, Евгений Весник

Звучит: Андрей Андерсен

Финальный, трагический извод советской комедиографии. Все отличительные черты налицо: гимн интеллигенции, сатира на уродливый мир вокруг, социально-обличительный пафос. Но все это, в свою очередь, уже сломано, словно гайдаевская комедия, сама по себе дразнилка, еще раз отобразилась в кривом зеркале. Что до экшена — даже «Лох» в этом деле оказался сильнее. Сергей Бехтерев морщит лоб (кто видел его Верховенского в додинских «Бесах», ни за что не поверит в благие намерения кадавра), Юлия Меньшова олицетворяет эротический сон совка, ведущую прогноза погоды, спустившуюся с небес. Отчего-то в голове «Маня» смешивается с другим фильмом, появившимся одновременно: после передачи «600 секунд» рекламировали фильм «Обнаженная в шляпе». Так они и шли рука об руку, мечта интеллигента и мечта совка — эротические Големы эпохи разложения империи..

30. «Небеса обетованные»

Год: 1991

Режиссер: Эльдар Рязанов

В ролях: Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Леонид Броневой, Роман Карцев, Нина Русланова, Олег Басилашвили,
Наталья Гундарева

Звучит: Андрей Петров

Один из троицы советских комедиографов, Эльдар Рязанов, распрощался с СССР в своем духе. Отправив Ноев ковчег с героями национального кино в далекое странствие, под «Наш паровоз вперед летит». Каждой твари по паре: кандидаты ненужных наук, старухи в линялых мехах, господин офицер, еврей, русский националист. Собственно, чего по ним горевать? А финальный полет смотрится не как вагнеровский свист Валькирий, нет. Скорее, как «До свиданья, наш ласковый Мишка». Печальное прощание с невинностью и простенькими характерами. В новом мире, который старому наступал на пятки, место этой компании уже не было.  

Михаил Климин, курировавший в 2009 году ретроспективу перестроечного кино в киноклубе Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко, о нескольких фильмах из программы: 

31. «Плюмбум, или Опасная игра»

Год: 1987

Режиссер: Вадим Абдрашитов

В ролях: Антон Андросов, Елена Дмитриева, Елена Яковлева, Александр Феклистов, Владимир Стеклов

Звучит: Владимир Дашкевич

Один из самых сложных образцов в перестроечном кино. Трудно с ходу разобраться, что перед тобой: тонкая артхаусная драма или соцреалистический воспитательный фильм, постепенно начинающий сползать в шизофрению? Гностики, смешивающие добро и зло в своем учении, предполагали частицы света во тьме, и тьму в свете. Так и главный герой, казалось бы, несущий добро и справедливость, больше похож на Омена. О том, что Руслан — сын дьявола, говорят две вещи: исполнение с родителями песни Булата Окуджавы на фоне фотообоев и сцена, где Руслан повторяет глаголы второго спряжения, раскачиваясь на качелях. Помните масодовские «дерево, пшеница, ветер»? Простая грамматика русского языка страшнее любой песни на латыни!

<iframe width="480" height="360" src="//www.youtube.com/embed/2WgTA_gFW3k" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

32. «Меня зовут Арлекино»

Год: 1988

Режиссер: Валерий Рыбарев

В ролях: Олег Фомин, Светлана Копылова, Владимир Пожидаев, Павел Рабарев

Звучит: Марат Камилов

Фильм рассказывает о молодежной группировке, которая борется с неформалами и мажорами. Группа подростков под руководством Арлекино считает своими врагами любые проявления запада. Являясь иммунной системой перестроечного мышления, они избивают скейтбордистов, металлистов, нацистов и хиппи. В целом фильм — достаточно запоздалая реакция на «казанский феномен», то есть формирование организованной преступности в Советском Союзе. Это ранняя провидческая картина, где крепкие простые парни еще занимаются ерундой вроде стрижки хиппи, но уже скоро придут к криминалу 90-х. Но визуально эта картина — торжество телок в лосинах, начесов, классных металлистов в заклепках и даже одного несчастного фашиста со свастикой в ухе. Фильм также известен скандальной сценой изнасилования, вроде как первой в советском кино. 

33. «До первой крови»

Год: 1989

Режиссер: Владимир Фокин

В ролях: Андрей Некрасов, Павел Кулаков, Виктор Матин

Звучит: Геннадий Гладков

Картина у одних может вызвать ностальгию, а у других священный ужас. Дети играют в войну в пионерлагере. Мы сталкиваемся с возрождением уже начинающей отходить советской кинематографической традицией пионера-жертвы. Играющие дети в какой-то момент теряют понимание, где игра, а где война, что враг — это просто парень из соседнего отряда, а не настоящий противник. Все балансирует на грани жизни и смерти. Этот проникновенный фильм, пожалуй, в гораздо большей степени раскрывает детскую агрессию, чем «Повелитель мух» Голдинга. Ах да, всеми любимая «Королевская битва» Киндзи Фукасаку — это вольный ремейк фильма Владимира Фокина! 

34. «За прекрасных дам!»

Год: 1989

Режиссер: Анатолий Эйрамджан

В ролях: Александр Панкратов-Черный, Александр Абдулов, Ирина Розанова, Ирина Шмелева

Звучит: Мурат Маковский

К сожалению, фильмы Анатолия Эйрамджана не так высоко ценятся. Хотя он, безусловно, — один из самых талантливых режиссеров российского эксплуатационного кино. «За прекрасных дам!» — это фильм-утопия о надеждах и упованиях, которые люди хотели видеть реализованными в наступающем новом времени, дверь, за которой фирмачки превращаются в секс-моделей, непутевые бандиты — в сексуальных инженеров, а заскорузлый социализм превращается в приятное общество потребления. Все фильмы Эйрамджана буквально выстреливают в нас пакетами Lego, дорогим виски и танцующими женщинами из видака. 90-е — это общество утопии, будущего мира знаков. В плане знаков Эйрамджан был абсолютно прав, хотя 90-е на самом деле вылились реализацией кошмаров, показанных в «Прикосновении») Альберта Мкртчяна. 

35. «Мордашка» 

Год: 1990

Режиссер: Андрей Разумовский 

В ролях: Дмитрий Харатьян, Татьяна Муха, Марина Зудина,
Лия Ахиджакова, Галина Польских, Леонид Куравлев

Звучит: Исаак Шварц

Возникает недоумение, когда этот фильм кто-то называет комедией. Собственно говоря, перед нами своеобразный сиквел фильма Карена Шахназарова «Курьер». И если «Курьер» — это любимое кино для студенток гуманитарных факультетов, то «Мордашка» у всех вызывает стойкое отторжение. Попадая в схожие ситуации, «повзрослевший» главный герой олицетворяет сексуальную потенцию и социальную мобильность. Он противопоставляется интеллигентному импотенту, который сам как старый советский мир, он пенетрирует дочку генерала и завоевывает огромную квартиру в центре Москвы. Этот фильм гораздо драматичнее развивает конфликт, который только зарождается в «Курьере», и достоверно показывает, что сила и потенция парней с окраин вытеснят из генеральских квартир советскую вырождающуюся аристократию. 

{"width":166,"columns":6,"padding":40,"line":80}

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+