Асоциальная сеть
Режиссер видеорубрик W→O→S Леонид Марантиди прочел в «Афише» популярную колонку под названием «Как телефоны и соцсети меняют частную жизнь», узнал, чем живет креативный класс, и понял, что не имеет к нему никакого отношения.
Сразу оговорюсь, что, несмотря на заявленную тему, здесь не будет большой колонки о духе времени или тяжелых временах для духа. Если честно, все, что здесь написано, так или иначе связано с одной сугубо личной проблемой: я не очень люблю людей и редко хочу с ними чем-то делиться. Не раз я наблюдал, как одни мои знакомые гоготали над проникновенными статусами других моих знакомых – чаще всего это была какая-то милая сентиментальная ерунда. Но когда моя подруга выложила свой отинстаграмленный портрет с подписью «А вас часто тошнит от себя?», я начал гоготать первым, ведь, как бы ее тогда ни тошнило, нет ничего смешнее красивой девушки, которая решила красиво попереживать. В личной переписке с друзьями я цинично комментирую фотографии, которые только что лайкнул: поженились-то они поженились, но, господи боже мой, как же они за эти пару лет разжирели синхронно!
Пару лет назад, кстати, я впервые задумался, что когда-нибудь все накопленные за мою жизнь друзья и знакомые будут постепенно сходить с ума у меня на глазах. Я не знал, что это начнет происходить так быстро: недавно мой бывший одноклассник заполонил свою страницу абсурднейшими репостами из группы, кажется, «За веру, царя и Отечество!». «От одиночества свихнулся, – думаю я, – или в компанию дурную попал». То же самое он, наверное, думает обо мне, увидев на моей странице дюжину скриншотов из одного фильма с пришитыми к нему субтитрами из другого.
Так вот, я не очень люблю людей и редко хочу с ними чем-то делиться. Я боюсь оказаться не только непонятым и смешным (какое из этих слов подходит больше – надо разбираться в каждом отдельном случае), но и навязчивым. Ведь сам я то и дело отписываюсь от тех, кто ежедневно при помощи фотографий с псевдоостроумными подписями втягивает меня в свою личную жизнь, затаскивает меня на свою работу и сажает за свой обеденный стол. Наблюдение за жизнью нескольких сотен малознакомых людей развивает моторику пальцев, но провоцирует мизантропию. В результате я очень сильно не люблю всех этих бесконечно что-то осмысляющих, куда-то ходящих, где-то отдыхающих и делящихся своими впечатлениями людей. И не хочу с ними чем-либо делиться. Особенно почему-то не хочу делиться музыкой. Недавно заметил, что один сомнительный друг во «ВКонтакте» скопировал мою любимую песню из моего плейлиста в свой, так ощущение было такое, будто по карманам пошарили. Глупо, конечно.
Извините, что раскрываю тему только через две социальные сети, но я так и не приучился множить фотографии, поэтому не ориентируюсь в «Инстаграме», Foursquare не для меня, потому что я теряюсь при неожиданных встречах, о других социально адаптирующих приложениях я почти ничего не знаю. Да, я тоже не отрываюсь от айпэда даже в кровати, но использую его для удовлетворения своих маленьких задротских потребностей вроде просмотра перестроечных фильмов. А делиться впечатлениями предпочитаю с друзьями на кухне, во-первых, потому что так интереснее, во-вторых, изъясняться восторженными междометиями у меня получается лучше, чем связными текстами.
Честно говоря, странно, что вы дочитали до этого места, потому как все вышеописанное – не более, чем мои частные патологии, которые, впрочем, для небольшого процента людей являются нормой. И вряд ли я стал бы все это писать, если бы не наткнулся на описание прямо противоположной частной патологии в «Афише». Автор колонки пишет, например, что плохо помнит разговоры, не зафиксированные в фейсбуковском чате, почерк мужа впервые увидела через полтора года после свадьбы, а на работе никто не отвечает на приветствия, потому что все сидят перед мониторами в наушниках. Минимум живого общения, вся жизнь подчинена экранам, малым и большим, рабочий день никогда не заканчивается, потому что не заканчивается информация, которую необходимо обрабатывать и перерабатывать – в общем, здесь описывается типичный день работников медиа, то есть тех, на кого возложена тяжелая обязанность осмыслять нашу с вами повседневность. Ежеминутно проверять социальные сети, ежедневно в них что-то публиковать, общаться с сотней людей одновременно, следить за новостями на Украине и в ее окрестностях, создавать, порой из воздуха, инфоповоды – это вынужденные привычки тех, кто работает в медиа или хочет там работать (и последних, надо признать, немало). Я искренне восхищаюсь трудоспособностью и оперативностью этих людей: президент России скажет на прямой линии, что вчера ел на ужин куриные отбивные, через минуту среднестатистический опинион-мейкер выразит по этому поводу свое очень оригинальное мнение, через час напишет колонку о том, куда в связи с этим теперь движется страна, параллельно выйдет быстро собранный материал о том, что едят на ужин лидеры других стран. Можно смеяться, но такая работа.
Изнутри информационного потока действительно кажется, что к нему подключены все. Всем интересно, что на этот раз сказал Путин, все знают, какая выставка завтра открывается в Манеже, все умеют разговаривать на языке актуальных мемов. На деле до большинства людей доходит даже не набор актуальных фактов, а лишь туманное облако тегов. Когда я поинтересовался у приятеля, что такое гарлем шейк, тот насмешливо ответил, что он отгремел еще два месяца назад. Общеизвестная информация снова попала ко мне с опозданием. Впрочем, с тех пор, как у меня появилась настоящая работа и вполне реальные проблемы, я уже не пытаюсь за ней угнаться. И вот тут я, пожалуй, в большинстве. Несмотря на то, что мир меняется все стремительнее, ежеминутно возникает что-то новое и интересное, виртуальная реальность порабощает нас все сильнее (бла-бла-бла), мы давно и без сожаления отстали от этого поезда и занимается вполне реальными маленькими делами и проблемами.
Конечно, глупо отрицать тот факт, что мы все реже отлипаем от всевозможных экранов, но говорить, что телефон заменил нам одиночество и пустоту, и даже частная жизнь со временем окончательно переместится в виртуальное пространство, – это старая история про то, что «скоро ничего не будет – одно сплошное телевидение».
Меняются способы получения информации, но ее количество и качество всегда и всецело будет зависеть от того, кто ее потребляет. Раньше человеку с определенными интеллектуальными запросами приходилось долго и упорно идти к поставленной цели. В новых условиях умный человек определяется тем, насколько тщательно он соблюдает информационную гигиену.
Что же касается всевозможных приложений, они действительно сделали нашу жизнь проще и наряднее. Но вот насчет «телефон заменил нам одиночество и пустоту» – это, конечно, рано радуетесь. Одиночество с пустотой тем-то и опасны, что никакие Find Friends или Angry Birds не могут им помешать. Я уже говорил про своего свихнувшегося одноклассника-патриота? Через пару недель всем надоело даже в шутку ставить лайки под его маразматическими статусами. Думаю, большинство из нас тоже рано или поздно останется наедине со своими мыслями о России, времени и себе, наедине с ностальгическими фотографиями давнишних пьянок, наедине с пущенными в пустоту восторгами: «Возвращаюсь к работе, отпуск прошел замечательно».
Подпишитесь на нас в социальных сетях