Будущее не наступило
Что такое QR-коды и почему они вам не нужны
Эти странные квадраты можно увидеть на асфальте и стенах городских зданий. «Мегафон» построил на них рекламную кампанию, а в интернете находятся десятки генераторов «красивых» QR-кодов. Редакция W→O→S решила выяснить, что за ними стоит.
Изначально QR-коды были придуманы для маркировки в японской автомобильной индустрии. Простые штрихкоды не подходили для передачи больших объемов информации, QR-коды же вмещают несколько тысяч знаков. Можно зашифровать текст или интернет-ссылку; чтобы считать информацию, нужно сфотографировать код камерой смартфона с предварительно установленной специальной программой. Сначала QR-коды покорили Японию, потом начали экспансию в США и Европу.
Краткая история создания предваряет любой рассказ об этой технологии. Далее обычно приводятся примеры внедрения QR-кодов в музеях, больницах, университетах, на охраняемых памятниках архитектуры или монетах. В голове немедленно возникают вопросы, которые так неудобно задать: зачем это все нужно? Табличка может содержать QR-код вместо текста, но по ссылке мы получим тот же текст или эквивалентную ему информацию. Это может быть и видео, но разве тот, кто читает таблички на улице, хочет в этот момент смотреть видео?
Статистика, однако, говорит о фантастической динамике роста переходов на ссылки через QR-коды. Но в подсчетах все не так однозначно.
Google-статистика оценивает степень абстрактного интереса. Количество упоминаний QR-кодов резко взлетело с середины 2009 года и чуть понизилось к концу 2012-го. Очевидно, теперь QR-кодами не просто интересуются, их пытаются заставить работать.
Если говорить об использовании QR-кодов в повседневной жизни, то тут складывается интересная ситуация. Больше половины сканирований в странах с высокой динамикой использования технологии (США и Японии) приходится на коды, которые нанесены на различные товары. При этом эти сканирования совершаются ради получения скидок и бонусов.
Главным двигателем этой технологии оказывается желание сэкономить и получить приз. QR-коды, содержащие лишь справочную информацию, не пользуются популярностью. Маркетологи признаются, что сканирование кода и переход по ссылке представляет для пользователя сложное и непривычное действие, за которое он обязательно ждет поощрения и обижается, если его не получает.
С какой целью отделы маркетинга и рекламы продвигают QR-коды? Ответ прост: коды помогают продуктам создать имидж «продукта из будущего, которое уже наступило». Особенно хорошо это видно на российском примере, где технология еще не получила широкого распространения, но активно вовлекается в рекламные кампании товаров, связанных с интернетом и коммуникациями.
«QR-коды — довольно бессмысленная и дорогая игрушка, — говорит бывший директор по маркетингу одного из московских рекламных агентств. — Их можно впарить крупному бренду, работающему на российском рынке. Московскому офису выделяют несколько миллионов долларов на проведение рекламной кампании, и надо отчитаться перед головным офисом, что все круто получилось, всем понравилось. Поскольку обычно это имиджевые истории, задача для агентства выставляется от балды российским бренд-менеджером. Он обычно хочет или дикие сотни тысяч подписчиков, или крутой кейс ″чтобы все летало″. Во втором случае рекламщики приходят с презентациями про QR-коды, дополненную реальность и прочую хрень, про которую и в пределах Садового кольца дай бог каждый третий слышал. Конечно, обычно это все проваливается. Всем в этой индустрии известно, что в лучшем случае один человек из тысячи просканирует этот QR-код. В итоге выкручиваются кто как может — в зависимости от респектабельности агентства».
Дополненная реальность — термин, обозначающий интеграцию в реальную жизнь неких виртуальных элементов. Например, справочной информации, всплывающей на экране телефона, если навести камеру на какой-либо объект. Или открывалки, которая приглашает твоих друзей на вечеринку, стоит только открыть пиво.
Чтобы понять самим, насколько QR-коды интегрированы в российскую действительность и не прибегать к статистике сторонников или противников этой технологии, мы провели собственный эксперимент. В двух точках на «Красном Октябре» и в Южном Бутове в четверг в районе часа дня было расклеено десять QR-кодов со ссылкой на специальный счетчик. Вот что они показали.
Южное Бутово
Листы бумаги с QR-кодами были расклеены рядом с остановкой, у подъездов, недалеко от пруда и торгового центра. Препятствий при этом не возникло.
«Красный Октябрь»
В ходе расклеивания администрация «Красного Октября» оказала упорное сопротивление эксперименту, поймав корреспондента W→O→S, когда он клеил третий плакат. Это задержало завершение операции на 45 минут. Мы надеемся, что эта задержка останется в пределах статистической погрешности.
За пять дней проведения эксперимента на Красном Октябре было осуществлено 7 переходов, что ничтожно мало для острова где iPhone есть даже у охранников. Жители Южного Бутово сканировали QR-код и перешли по ссылке 11 раз. Это сделал лишь один из 16271 жителей этого района. Очевидно Россия вообще, и Москва в частности, еще не готовы к будущему, которое готовит для нас эта удивительная технология. И это прекрасно.
Подпишитесь на нас в социальных сетях