Почему у вас нет души
Отделение личности от тела — закономерный продукт эволюции человека
Арт-директор W→O→S Алексей Ивановский рассматривает распространенные предрассудки и заблуждения.
Нет, вы не бездушные, злые или жестокие. Просто так любимое нами разделение на душу и тело ошибочно и возникло еще у наших предков как эволюционная адаптация.
Несовершенное тело и ошибки разума
Наше тело формировалось очень долго. Сквозь толщу времени от зарождения жизни на земле 3,5 млрд лет назад, через одноклеточные и многоклеточные стадии, РНК-мир и мир холоднокровных, массовые вымирания (спасибо им за нефть и уголь), миграции и трудности.
И вот результат: это не идеальный робот, не венец творения. Это довольно эффективный в условиях плейстоценовой саванны механизм, обладающий в то же время большим количеством недостатков. Несовершенства касаются как нашего физического существования (бедные наши глаза, у осьминога — и то лучше ), так и хода наших мыслей.
Ошибки в человеческих мыслительных процессах широко распространены и с некоторой натяжкой могут быть названы заблуждениями. Не все они врожденные — что-то, плотно вплетенное в культуру, мы нахватали, пока взрослели; некоторые универсальны для всего человечества.
Среди них заблуждение, которые лежит в самой основе нашего взгляда на вещи: дуализм материи и духа, разделение мира на объекты материальные и нематериальные.
Вокруг этого разделения на протяжении последних 2000–3000 лет велись напряженные философские споры, но мы не будем в них углубляться, пытаясь отличать эпифеноменализм от параллелизма. Наша задача — вглядеться в то, как устроен наш мозг, наше сознание, благо современные нейронауки довольно далеко в этом продвинулись.
Из этого дуалистического представления уже у маленьких детей возникает иллюзия, что мы — пилоты, сидящие в хорошо настроенных манекенах.
Корни дуализма
Первая история частная.Шестилетний сын Блума, Макс, однажды не хотел идти спать и отбрыкивался: «Не заставишь, это мой мозг!» — после чего Блум схватился за карандаш и начал задавать сыну вопросы: а что твой мозг делает, зачем он нужен? Ответы ясно выделили две группы действий: мозг, по словам его сына, участвует в процессах осязания, обоняния и зрения, мозг участвует в решении задач, планировании, придумывании — это ему уже рассказали взрослые. Но мозг, по его словам, не видел сны, не любил брата и не изображал кенгуру — мозг может помогать, но делает все это «он сам — Макс». То есть в голове у шестилетнего мальчика, как и у многих из нас, мозг — это такой инструмент, подобие калькулятора, к которому я прибегает, когда надо выполнить какой-то сложный мыслительный процесс, но это никак не источник этого самого я.
Вторая история — уже честный научный эксперимент.
Джесс Беринг и Дэвид Бьорклунд рассказали маленьким детям историю, в которой маленькая мышь гуляет по лесу, и в какой-то момент ее съедает в лесу крокодил. Мыши больше нет. Детям задали несколько вопросов:
Cперва про физическое состояние мыши:
*
работает ли мозг мыши, голодна ли она, вырастет ли большой?
На эти вопросы большинство детей давали отрицательный ответ.
Потом вопросы другого толка:
*
любит ли мышь маму, любит ли она сыр, знает ли мышь, что она мертва?
На эти вопросы большая часть ответов были «да».
Это разделение на душу и тело, как и многие, находит отражение в нашем языке: мы говорим «мой мозг», «мое тело», а должны бы «я — тело», так как никакого обособленного «я», которому принадлежит тело, у нас нет. Дуализм настолько естественен для нас, что мы можем запросто представить себе историю Грегора Замзы, превратившегося в жука, но оставшегося Грегором. Сознание — не есть тело, говорит нам наш мозг (врет, как часто случается), оно может существовать в отрыве от него. (Вопрос на засыпку: где находится сознание у людей в коме или почему оно меняется у людей, получивших травму головы, если оно отделено от тела?)
К слову, когда-то это большинство думало, что земля плоская, когда-то — что ей 6000 лет, а весь Китай верил, что мы произошли от вшей на теле великого бога Джуджу... Так что массовость — плохой аргумент в доказательстве истины, она скорее подчеркивает, что дуализм и, как его следствие, вера в жизнь после смерти — универсальные, потому что врожденные.
Что делать?
Эволюционная психология — наука молодая (хотя очерчена она еще Дарвином) и пока только начинает искать эволюционные корни устройства нашей психики. Однако уже сейчас можно сказать, что в нас эволюционно встроен механизм, который по-английски называется agenticity (на русский можно перевести как «назначение агента») — убеждение, что за любым действием стоит сознание. Молния ударила не просто так, чуму кто-то наслал, хрустнувшая ветка в лесу — обязательно зверь (cм. пример #312).
Мы с трудом можем принять, что вещи просто происходят. Видимо, в какой-то момент времени у наших предков такой тип мышления был более эффективным — ты лучше выживал, если думал, что за каждым кустом скрывается хищник.
Делать с этим ничего не надо. Надо просто отдавать себе отчет в том, что так изначально настроен наш мозг. Но это не значит, что так устроена реальность вокруг нас. Подавляющее большинство населения земли делит и будет делить мир на два типа объектов, и он будет населен духами, душами, богами и призраками — это естественный, более простой для нас ход мышления.
Что же такое мое сознание?
Этот вопрос — ключевой и самый сложный в нейронауках. Сейчас точно можно сказать, что ваше сознание — продукт вашего мозга. Нет мозга — нет сознания. Это продукт связей миллионов нейронов, туго сплетенных в невообразимо сложную систему. Но не зря это утверждение называется «удивительная гипотеза» — ее так же сложно принять, как и то, что время может искривляться и течь с разной скоростью, а вещи вокруг нас состоят почти целиком из пустого пространства (об этом — в следующих выпусках блога).
Но тем не менее, по всей видимости, это так.
I am my connectome!
Говорит нам Себастьян Сенг, пытаясь объяснить источник сознания, в этой лекции TED.
Подпишитесь на нас в социальных сетях