В России запретят дышать: что это значит?
Какое нам дело до очередного абсурдного законопроекта
На самом деле этот заголовок не значит ничего. Как и сотни диких законопроектов, которые не имеют отношения к реальности.
Важных новостей становится все больше, а понять их все сложнее. В новой регулярной рубрике W→O→S «Ясно-понятно» мы объясняем смысл новостей.
Чем законопроект отличается от закона?
Все просто. Закон — это нормативный правовой акт, который уже действует в рамках какой-либо правовой системы. Законопроект — это только документ с текстом закона, который могут принять, а могут и не принять. Прежде чем законопроект станет законом, ему придется пройти большой путь и шансов на успех у него не так много.
Так что если вы видите очередную новость в духе «В России запретят дышать», внимательно посмотрите, что конкретно там написано и на каком этапе рассмотрения находится законопроект, а не бегите сразу кричать об этом в «Фейсбуке». Иногда на бред лучше просто не обращать внимания и не создавать лишнюю суматоху, которую вскоре подхватят другие и раздуют параноидальную идею какого-нибудь депутата до настоящего и действующего закона. Хотя на более реальные предложения, вроде того же запрета шаурмы, лучше реагировать незамедлительно.
Кто может предложить законопроект?
Право законодательной инициативы (то есть возможность предлагать законопроекты) есть у ограниченного числа людей, которые входят в различные государственные органы.
Это:
— Президент
— Правительство
— Государственная дума
— Совет Федерации и его члены
— Различные законодательные органы (например, Мосгордума)
— Конституционный, Высший Арбитражный и Верховный суды
Как его подготавливают?
Прежде чем предложить законопроект на рассмотрение, его необходимо подготовить. По-хорошему, к подготовке проекта могут быть привлечены ученые, юристы и любые другие специалисты, которые хорошо разбираются в том или ином вопросе. Перед рассмотрением на заседании законопроект предварительно обсуждают в комиссиях Госдумы.
Что должно произойти с законопроектом, чтобы он стал законом?
Одобрение Советом Федерации
Подписание президентом
Внесение законопроекта
Второе чтение
Третье чтение
Первое чтение
|___________________________|___________________________|___________________________|___________________________|___________________________|
— Внесение законопроекта
Законопроекты бывают двух типов: в одних предлагается принять закон, которого не было раньше, другие нацелены на то, чтобы изменить или даже отменить уже существующие законы или вовсе прекратить их действие. Законопроект — не бумажка с сомнительным предложением, а пачка документов. В ней — пояснительная записка (много слов о том, почему проект важен, а другие законы с задачей не справляются), текст самого законопроекта и список всех законов, которые придется менять, если примут новый. Иногда этого достаточно, в некоторых случаях (в основном, если дело касается налогов или существенных расходов госбюджета) нужно еще разрешение правительства РФ.gw
– Обсуждение Госдумой
Обсуждение состоит из трех этапов — чтений.
Первое чтение
Сначала автор законопроекта пытается объяснить, в чем суть его идеи. После этого у Думы есть три варианта: отклонить предложение, принять законопроект — то есть продолжить обсуждение во втором чтении — либо сразу принять закон. Все решается голосованием. Если большинство депутатов голосует против инициативы, ее отклоняют и больше о ней не вспоминают. Если больше половины за, то происходит вот что. Первое: депутаты устанавливают срок, за который автор должен внести поправки в свой проект — примерно месяц. Второе: решают, надо ли выносить законопроект на всенародное голосование. Третье и самое главное: определяют, можно ли прямо сейчас принять закон, минуя второе и третье чтения. Если возражений против этого нет, депутаты снова голосуют: больше половины за — закон принимают на уровне Госдумы и направляют в Совет Федерации.
Второе чтение
Госдума голосует за поправки к законопроекту или против них. Поправки вносит автор проекта, а перед началом чтения их проверяет ответственный комитет (представители именно того ведомства, которого проект непосредственно касается). Он делит все поправки на три части: рекомендованные, нерекомендованные и непонятные — комитет не придумал, что с ними делать. Сначала депутаты голосуют, какие поправки нужно принять. После этого они вновь голосуют: пропустить законопроект в третье чтение, принять закон или отклонить.
Третье чтение
Здесь депутаты решают, принять ли закон или вернуть законопроект во второе чтение (в последнем случае автору проекта придется еще раз «улучшить» его с помощью поправок, а Думе — снова проголосовать за них). Если же закон принят, он выходит из Госдумы, и больше там ничего с ним не могут сделать. Если отклонен — возвращается, как в игре-бродилке, на предыдущий этап. Иногда законопроекты «крутятся» в Госдуме чуть ли не по десять лет.
— Одобрение Советом Федерации
Cовет Федерации должен рассмотреть закон в течение пяти дней после того, как с ним разберется Госдума. Впрочем, Совет Федерации обязан это делать не всегда — этот орган сам решает, какой законопроект рассматривать, а какой нет. Существует только несколько типов проектов, которые Совет должен рассматривать обязательно — они касаются бюджета страны, финансов, вопросов безопасности и международных договоров. Чтобы тот или иной законопроект был одобрен, за него должно проголосовать больше половины членов Совета.
Почему все законы вступают в силу в разное время?
Все принятые законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования. Однако если в самом законе прописан другой порядок, то они могут стать действующими гораздо позже. В особом порядке вступают в силу законы, касающиеся налогов и сборов, бюджета, таможенного дела и международных договоров.
— Подписание президентом
После одобрения Советом Федерации законопроект в течение пяти дней оказывается у президента, который может его подписать или отправить на доработку в связи с правом на так называемое «отлагательное вето». Если президент подписывает законопроект, то на этом путь документа заканчивается, он становится законом и все, понеслась — изменения в законодательстве вступят в силу через определенное время.
В 2014 году за весеннюю сессию (с 9 января по 14 июля) в Госдуму внесли 994 законопроекта, рассмотрели 706, а приняли лишь 295 законов. То есть всего одну треть, что не так уж и много.
Подумайте об этом.
___________________________________
Ссылки по теме:
Топ-10 резонансных законопроектов, принятых ГД РФ в кратчайшие сроки
Самые глупые законопроекты новой Госдумы
Общественное обсуждение законопроектов и список того, что прямо сейчас обсуждает Госдума
Подпишитесь на нас в социальных сетях