Вождению будут учить по-другому:
Ч Т О Э Т О З Н А Ч И Т ?
Вождению будут учить по-другому: что это значит?
Какое вам дело до новой программы для автошкол
Какое вам дело до новой программы для автошкол
С 11 августа вступает в силу закон «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Учеба в российских автошколах уже никогда не будет прежней.
В последние месяцы важных новостей становится все больше, а понять их все сложнее. W→O→S открыл новую регулярную рубрику «Ясно-понятно», в которой мы объясняем новости.
Как все было раньше?
Чтобы получить допуск к экзаменам на водительские права в ГИБДД, нужно было пройти курс обучения в лицензированной автошколе.
Стандартный курс длился 156 часов (106 теории и 50 практики), но фактически учить могли сколько угодно и чему угодно и почти в любых условиях. Хотя деятельность автошкол периодически пытались урегулировать, учебным центром для водителей мог считаться почти любой подвальный офис с прилегающим пустырем в качестве автодрома.
●
В последнее время категорий водительских прав стало гораздо больше, чем раньше.
●
C
для тяжелых грузовиков
А
для крупных мотоциклов
В
для легковых автомобилей
D
для автобусов
Все прежние категории сохранились:
BE
DE
CE
Сохранились все вариации:
Буква Е здесь дает право водить транспортное средство с прицепом тяжелее 750 кг. Если он весит меньше — достаточно обычной категории.
А1
для маленьких мотоциклов
В1
для квадроциклов
C1
для небольших грузовиков
D1
для микроавтобусов на 8–16 человек
С 1 апреля 2014 года
появились категории:
D1E
Появились вариации:
Формально категория М для мопедов появилась тогда же, но до сегодняшнего дня не было правил подготовки таких водителей.
Поэтому до 11 августа на мопеде можно было кататься без прав и с 14 лет.
M
для мопедов
Учеба в автошколе не считалась профессиональным образованием.
●
Что изменилось?
●
Появилась учебная программа новой категории — М для водителей мопедов и скутеров (раньше им не нужны были права).
Права любой другой категории позволяют управлять мопедом, но вот эти, специальные, можно получить уже в 16 лет.
●
Программ обучения раньше вообще не было.
Теперь каждая автошкола должна проходить инспекцию на предмет того, соответствует ли ее материально-техническая база стандартам, прописанным в законе. Это касается учебных автомобилей, площадок и учебных классов — раньше во многих автошколах их вообще не было. В законе есть строгий перечень оборудования, без которого нельзя преподавать. По идее, это коснется огромного количества шарашек, где просто продают права.
●
Ограничено количество возможных учеников на школу.
В программах впервые прописаны формулы, по которым теперь будут считать пропускную способность автошкол. Число учеников будет напрямую зависеть от количества учебных классов, их размеров и числа тренировочных автомобилей. В классе не сможет быть больше 30 человек.
●
Время обучения для тех, кто первый раз получает права, увеличилось со 156 часов до 190.
Но если водитель уже имеет права и хочет открыть новую категорию, то ему не надо заново слушать базовый курс, как это было раньше, и достаточно выучить только то, что касается нового транспортного средства. Так что их курс обучения, наоборот, стал короче. На целых 84 часа.
Появилась возможность обучения на автомобиле с автоматической коробкой передач.
Такое нововведение предусмотрено для тех, кто уверен, что никогда не будет пользоваться автомобилем с механикой. После обучения на автомате водитель получает права с отметкой «АТ», которая означает, что он может управлять автомобилем только с автоматической коробкой передач. Правда, время на обучение от этого сократится не слишком — всего на два часа.
●
Теперь каждый, кто успешно сдал экзамен на права, будет получать свидетельство о профессии водителя.
●
Чему будут учить?
В законе прописан подробный почасовой план обучения. Курс делится на два цикла: базовый (его слушают только те, кто получает права впервые) и специальный, содержание которого зависит от выбранной категории. Базовый цикл состоит из четырех дисциплин:
— «Основы законодательства в сфере дорожного движения»;
— «Психофизиологические основы деятельности водителя» — это предмет, которого раньше не было и в помине. Среди прочего, там рассказывают о «мотивации в жизни и на дороге» и «мотивации достижения успеха и избегания неудач»;
— «Основы управления транспортными средствами»;
— «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии».
По всем предметам есть и теоретические, и практические занятия.
Есть ли международные стандарты обучения вождению и почему это меняют?
Никаких стандартов нет, но есть международные права. Российские права приравниваются к международным с 1968 года.
Тогда мы подписали Венскую конвенцию о дорожном движении, к которой в разное время присоединились еще около 70 стран. Документ установил правила дорожного движения, оформления знаков и разметки, которые должен знать водитель и по которым должно быть организовано движение в стране. Где и как при этом учился водитель, всем плевать, главное, чтобы права у него были. Поэтому менять процедуру обучения можно.
Участники Венской конвенции — вся Европа, многие африканские страны, Мексика, Иран и другие — признают российские права. Раньше сесть за руль за границей можно было только с их нотариально заверенным переводом, но с 2011 года стали выдавать международное водительское удостоверение нового образца, и эта необходимость отпала. Удостоверение признают не только страны Венской конвенции, но и те, кто подписал более раннее Женевское соглашение. Это в числе прочих — США, Китай и Япония.
Международное водительское удостоверение — это приложение к российским правам. Его выдают по вашей просьбе, никаких специальных экзаменов сдавать не надо. Просто соберите необходимые бумажки и отправляйтесь с ними в свое подразделение ГИБДД. В путешествие возьмите и российские права, и международное удостоверение. Тогда проблем точно не будет.
11
12
10
9
13
14
15
17
16
8
18
7
6
5
4
3
2
1
48
19
20
47
46
22
21
45
44
23
24
25
43
26
27
28
42
29
30
41
31
32
40
33
39
34
35
38
37
36
Изменится ли процедура экзамена?
Пока закон об экзаменах на права не подписан, но уже находится давно на рассмотрении. Как только его утвердят, в школах, где есть автоматизированный автодром (а их довольно мало, в Москве, например, нет ни одной), можно будет сдавать и теорию, и практику своим преподавателям. В остальные школы на экзамены будет приезжать ГИБДД. И это только при условиях, что экзамен завалят не больше 20% учеников. Иначе студентам придется самим ездить в ГИБДД и сдавать там, что куда неприятнее.
Что будет с теми, кто уже начал учиться?
Тем, кто уже начал учиться, но еще не закончил, повезло больше всего — новые правила их не коснутся. А вот всех тех, кто впервые придет в автошколу после 11 августа, ожидают уже новые правила.
Что изменится для самих автошкол?
После введения новых правил многие автошколы могут попросту лишиться лицензии. Например, 80% автошкол в Москве оказались не готовы к работе по новым правилам, поэтому они направили в прокуратуру РФ и Мэрию Москвы заявление с просьбой о разрешении на шестимесячный переходный период. За этот срок автошколы планируют сделать все возможное, чтобы прийти в соответствие с новыми правилами. Однако, по словам Госавтоинспекции, проект примерных программ был опубликован еще в декабре 2013 года — за это время автошколы могли ознакомиться с ними и подготовиться.
Какое нам до этого дело?
— Получить права станет сложнее.
— Поскольку срок обучения увеличится и автошколам придется хорошенько вложиться в техническую базу, цены на курсы вождения скоро взлетят.
— По идее, должно уменьшиться число плохо подготовленных водителей. Тогда дороги станут безопаснее.
— Как надеются создатели правил, благодаря нововведениям исчезнут недобросовестные автошколы, которые просто торгуют корочками и ничему не учат.
Интересные факты
В Индии занятия в автошколе — очень дорогое удовольствие, так что большинство (около 90%) учится под руководством родственников. Не самым чутким, как можно догадаться. Этого достаточно, чтобы пройти нехитрый экзамен: нужно тронуться с места, сделать правый поворот и аккуратно остановиться. И все. Неудивительно, что перейти дорогу в Дели и выжить — задача не из простых.
Самый ранний возраст получения прав — 14 лет и три месяца. С этого возраста за руль разрешают садиться в Дакоте. Правда, это не полноценные, а ученические права. Их обладатель может вести машину, только если на соседнем кресле сидит опытный водитель.
▒
▒
Чтобы вернуть права, изъятые за грубое нарушение правил, в Германии сдают Idiotentest («тест для идиотов»). Это народное название «Экспертизы пригодности к вождению». Чтобы пройти ее, нужно сначала посетить около 40 занятий с психологом, каждое стоимостью €100. Тест разрешат сдавать в любом случае, но считается, что прогульщиков заваливают. Вопросы на самом деле дурацкие. Например: «Сколько в Германии поворотов?», ответ: «Два: правый и левый». Но тест и не проверяет знания, а напоминает нарушителю, каким дураком тот был.
▒
Единственная страна в мире, где женщинам действительно запрещено водить автомобиль, — Саудовская Аравия. Конкретного закона на этот счет нет, но, если вы женщина, вам просто не выдадут государственную лицензию и ваши иностранные права тут не помогут. Многие женщины делают это, пока никто не видит, — особенно в деревнях.
▒
В Уругвае наличие в крови водителя алкоголя считается смягчающим обстоятельством в случае ДТП.
▒
Средний московский водитель проводит в пробках пять суток в году.
Подумайте об этом.
____________________________
Ссылки по теме:
Приказ о новых программах обучения водителей
Как работает автоматизированный автодром
Подпишитесь на нас в социальных сетях