Рубрика: настоящее
Мнение Долина, Сапрыкина, Пореченкова и других известных людей, у которых болит душа за русский народ и кинематограф
Вчера правительство РФ выступило с очередной блистательной инициативой. Законотворцы предложили запретить прокат фильмов, которые угрожают единству страны, порочат национальную культуру и подрывают основы конституционного строя. Как часто бывает в подобных случаях, никаких четких критериев, по которым будут оценивать картины, пока нет. В ожидании разъяснений мы обсудили странную затею с кинокритиками, журналистами, актерами и другими деятелями культуры и выяснили, какие фильмы, по их мнению, могут оказаться под запретом.
Юрий Сапрыкин, журналист
«Я думаю, что история с «Левиафаном», наряду с другими недавними скандалами вокруг оскорбления чьих-либо чувств, позволяет предположить, что за темы имеются в виду. Это Русская православная церковь (в любой трактовке, кроме парадно-торжественной), Великая отечественная война (в любом ракурсе, кроме официально утвержденного), Крым и Майдан, межнациональные отношения. На самом деле, фильмы, которые кому-то там кажутся неблагонадежными, не попадали на экран в последние годы без всякого постановления — по каким-то мутным околополитическим причинам: например, «Россия-88» Павла Бардина, или «Комбинат "Надежда"» Натальи Мещаниновой. У того же Бардина лежит на полке снятый для «Первого канала» сериал «Салам, Масква!», для которого уже два года не находится места в сетке вещания. Так что это постановление, если оно и будет принято — еще один сигнал для продюсеров и прокатчиков, какое кино не стоит снимать или покупать, чтоб не выбрасывать деньги на ветер. Хотя, к сожалению, они и без постановления все понимают».
и других известных людей,
у которых болит душа
и кинематограф
Вчера правительство РФ выступило с очередной блистательной инициативой. Законотворцы предложили запретить прокат фильмов, которые угрожают единству страны, порочат национальную культуру и подрывают основы конституционного строя. Как часто бывает в подобных случаях, никаких четких критериев, по которым будут оценивать картины, пока нет.
Михаил Пореченков, актер театра и кино, заслуженный артист РФ
«В первую очередь, картины, пропагандирующие идеи национальной розни. Фильмы, направленные на то, чтобы в стране были беспорядки, разрозненность. Примеры я назвать не могу: сам такие фильмы не смотрю, но если поискать в интернете, то, думаю, найдется не один пример. Эту инициативу я поддерживаю. Всем известно, что страну можно уничтожить, как изнутри, так и внешними усилиями. Если вспомнить историю, то наше государство развалили изнутри. Если фильмы или передачи направлены на разрушение национальной идеи, разжигание национального конфликта, зачем они вообще нужны?»
Александр Невзоров, телеведущий
«Ну я думаю, что практически все фильмы, в которых добро побеждает зло, ведь они противоречат современной действительности. Например, «Хоббит», «Властелин колец»: они содержат пагубные идеи. Что касается российского кинематографа — как можно комментировать то, чего не существует? Но конкретно, фильмы Михалкова. Все».
Антон Долин, кинокритик
«Вообще, этот вопрос надо задать тем, кто выдвинул эту идиотскую идею. Надеюсь, что все останется на уровне рассмотрения, так как всему есть предел. Границы понятия могут быть настолько размыты, что запретить можно абсолютно любой фильм, даже «Буратино», где могут увидеть намеки на педофилию. Сама формулировка закона дебильная, по такому принципу скорее необходимо сразу же запретить все программы новостей, они уж точно порочат национальную культуру и подрывают конституционный строй. Или, например, если опять говорить о «Левиафане». Главные герои в фильме пьют водку: это якобы может быть угрозой для российского народа и, в частности, для подрастающего поколения. К тому же, как известно, Алексей Серебряков, который играет главную роль, уехал в Канаду, и к этому тоже можно придраться. Короче, комментарии лучше не давать, так как мы просто подаем им абсурдные идеи, которые могут пойти в ход».
В ожидании разъяснений мы обсудили странную затею с кинокритиками, журналистами, актерами
и другими деятелями культуры и выяснили,
какие фильмы, по их мнению,
могут оказаться под запретом.
Дмитрий Быков, журналист, поэт
«Вещь непредсказуемая, потому что алогическая. Под эти размытые критерии могут попасть, например, «Броненосец “Потемкин”», «Чапаев» (он ведь делит мир на красных и белых), «Преступление и наказание». Невозможно предсказать логику людей безумных и впавших в помешательство. Но это продлится недолго».
Алиса Таежная, журналист
«Мы уже пришли к тому, что создатели фильма не препятствуют тому, что их работа попадает в интернет, а как иначе его посмотрят? Обсуждение «Левиафана» сейчас и то, каким оно могло бы быть пять лет назад, — разные вещи. Тот же фильм «Комбинат “Надежда”» может стать неугодным не только из-за нецензурной лексики, но и из-за пессимистического описания действительности. Такие фильмы нельзя запрещать, так как в сознании зрителя всегда должна быть критика действительности как посыл к изменениям и развитию».
«Я думаю, что история с «Левиафаном», наряду с другими недавними скандалами вокруг оскорбления чьих-либо чувств, позволяет предположить, что за темы имеются в виду. Это Русская православная церковь (в любой трактовке, кроме парадно-торжественной), Великая отечественная война (в любом ракурсе, кроме официально утвержденного), Крым и Майдан, межнациональные отношения. На самом деле, фильмы, которые кому-то там кажутся неблагонадежными, не попадали на экран в последние годы без всякого постановления — по каким-то мутным околополитическим причинам: например, «Россия-88» Павла Бардина, или «Комбинат "Надежда"» Натальи Мещаниновой. У того же Бардина лежит на полке снятый для «Первого канала» сериал «Салам, Масква!», для которого уже два года не находится места в сетке вещания. Так что это постановление, если оно и будет принято — еще один сигнал для продюсеров и прокатчиков, какое кино не стоит снимать или покупать, чтоб не выбрасывать деньги на ветер. Хотя, к сожалению, они и без постановления все понимают».
Даниил Дондурей, культуролог, главный редактор журнала «Искусство кино»
«Подавляющее большинство авторских фильмов может попасть под этот запрет. Это во многом субьективное, искусственное и фальшивое требование. Это реакция на то, что Россия критикуется не только внешне, но и внутри страны. С новой культурной доктриной главная ценность — единство. Согласно этой доктрине, государство — это цивилизация. Но все художники нарушают единство цивилизации, потому что их сознание так устроено. Они представители меньшинства, они видят будущее, они самые продвинутые и предлагают сложные решения. Все — Эйзенштейн, Тарковский, Звягинцев — критики системы. Но в какой-то мере для художника запреты — это неплохо, как бы парадоксально такое утверждение ни звучало. Можно вспомнить Мейрхольда, Мандельштама. Их судьбы трагичны, но это судьбы гениев».
Юрий Сапрыкин,
журналист
Зона риска: какие еще фильмы могут запретить, если закон примут:
«В первую очередь, картины, пропагандирующие идеи национальной розни. Фильмы, направленные на то, чтобы в стране были беспорядки, разрозненность. Примеры я назвать не могу: сам такие фильмы не смотрю, но если поискать в интернете, то, думаю, найдется не один пример. Эту инициативу я поддерживаю. Всем известно, что страну можно уничтожить, как изнутри, так и внешними усилиями. Если вспомнить историю, то наше государство развалили изнутри. Если фильмы или передачи направлены на разрушение национальной идеи, разжигание национального конфликта, зачем они вообще нужны?»
Михаил Пореченков,
актер театра и кино,
заслуженный артист РФ
«Ну я думаю, что практически все фильмы, в которых добро побеждает зло, ведь они противоречат современной действительности. Например, «Хоббит», «Властелин колец»: они содержат пагубные идеи. Что касается российского кинематографа — как можно комментировать то, чего не существует? Но конкретно, фильмы Михалкова. Все».
Александр Невзоров, телеведущий
«Вообще, этот вопрос надо задать тем, кто выдвинул эту идиотскую идею. Надеюсь, что все останется на уровне рассмотрения, так как всему есть предел. Границы понятия могут быть настолько размыты, что запретить можно абсолютно любой фильм, даже «Буратино», где могут увидеть намеки на педофилию. Сама формулировка закона дебильная, по такому принципу скорее необходимо сразу же запретить все программы новостей, они уж точно порочат национальную культуру и подрывают конституционный строй. Или, например, если опять говорить о «Левиафане». Главные герои в фильме пьют водку: это якобы может быть угрозой для российского народа и, в частности, для подрастающего поколения. К тому же, как известно, Алексей Серебряков, который играет главную роль, уехал в Канаду, и к этому тоже можно придраться. Короче, комментарии лучше не давать, так как мы просто подаем им абсурдные идеи, которые могут пойти в ход».
Антон Долин,
кинокритик
«Вещь непредсказуемая, потому что алогическая. Под эти размытые критерии могут попасть, например, «Броненосец “Потемкин”», «Чапаев» (он ведь делит мир на красных и белых), «Преступление и наказание». Невозможно предсказать логику людей безумных и впавших в помешательство. Но это продлится недолго».
Дмитрий Быков,
журналист, поэт
«Мы уже пришли к тому, что создатели фильма не препятствуют тому, что их работа попадает в интернет, а как иначе его посмотрят? Обсуждение «Левиафана» сейчас и то, каким оно могло бы быть пять лет назад, — разные вещи. Тот же фильм «Комбинат “Надежда”» может стать неугодным не только из-за нецензурной лексики, но и из-за пессимистического описания действительности. Такие фильмы нельзя запрещать, так как в сознании зрителя всегда должна быть критика действительности как посыл к изменениям и развитию».
Алиса Таежная, журналист
«Подавляющее большинство авторских фильмов может попасть под этот запрет. Это во многом субьективное, искусственное и фальшивое требование. Это реакция на то, что Россия критикуется не только внешне, но и внутри страны. С новой культурной доктриной главная ценность — единство. Согласно этой доктрине, государство — это цивилизация. Но все художники нарушают единство цивилизации, потому что их сознание так устроено. Они представители меньшинства, они видят будущее, они самые продвинутые и предлагают сложные решения. Все — Эйзенштейн, Тарковский, Звягинцев — критики системы. Но в какой-то мере для художника запреты — это неплохо, как бы парадоксально такое утверждение ни звучало. Можно вспомнить Мейрхольда, Мандельштама. Их судьбы трагичны, но это судьбы гениев».
Даниил Дондурей,
культуролог,
главный редактор
журнала
«Искусство кино»
Зона риска: какие еще фильмы могут запретить, если закон примут
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Представляет российскую действительность в излишне пессимистическом ключе.
«Левиафан»
Герои пьют водку и создают негативный образ российских граждан.
«Комбинат “Надежда”»
Представляет российскую действительность в излишне пессимистическом ключе.
«Как меня зовут»
Действие фильма происходит в украинском Крыму, неверная трактовка исторических событий.
Порочит национальную культуру.
Представляют российскую действительность в излишне пессимистическом ключе, демонизируют проблему преступности. Герои много пьют.
«Русалка»
«Ирония судьбы»
Герой пьян большую часть фильма, создает негативный образ российских граждан.
Угрожает национальному единству.
«Физрук»
Порочит российское образование и фигуру учителя, создает негативный образ российских граждан.
«Свободное плавание»
Представляет российскую действительность в излишне пессимистическом ключе.
«Юрьев день»
Представляет российскую действительность в излишне пессимистическом ключе. Создает негативный
образ российских священнослужителей.
«Ширли-Мырли»
Представляет российскую действительность в излишне пессимистическом ключе, возвеличивает Запад. Герои много пьют.
Подрывает основы конституционного строя.
«Рассказы»
Представляет российскую действительность в излишне пессимистическом ключе. Создает негативный образ российских чиновников.
«Жмурки»
Создает негативный образ российских чиновников.
Подрывает основы конституционного строя.
Сериалы про милиционеров
и полицейских
Представляют российскую действительность в излишне пессимистическом ключе, демонизируют проблему преступности.
Герои много пьют.
«Асса»
Представляют российскую действительность в излишне пессимистическом ключе. Действие фильма происходит в украинском Крыму,
неверная трактовка исторических событий.
«Броненосец “Потемкин”»
Представляет российскую действительность в излишне пессимистическом ключе.
«Страна глухих»
Представляет российскую действительность в излишне пессимистическом ключе.
Подрывает основы конституционного строя.
«4»
Создает негативный образ жителей российских сел
и русских женщин в целом.
«Чапаев»
Делит русских людей на красных и белых, сеет рознь.
«Ночной дозор»
Делит мир на «светлых»
и «темных», сеет рознь. Представляет российскую действительность в излишне пессимистическом ключе.
«Чучело»
Представляет российскую действительность в излишне пессимистическом ключе, порочит российское образование.
Угрожает национальному единству.
Подрывает основы конституционного строя.
«Остров»
Представляет российскую действительность в излишне пессимистическом ключе, создает негативный образ российских священнослужителей.
«Шапито-шоу»
Действие фильма происходит в украинском Крыму, неверная трактовка исторических событий. Герои много пьют.
«Географ глобус пропил»
Представляет российскую действительность в излишне пессимистическом ключе, порочит российское образование и фигуру учителя, есть намеки на педофилию.
«Брат»
Представляет российскую действительность в излишне пессимистическом ключе.
«Горько!»
Создает негативный образ граждан России.
«Мусульманин»
Сеет национальную рознь, создает негативный образ жителей российских сел.
«ДМБ»
Представляет российскую действительность в излишне пессимистическом ключе. Создает негативный образ российских военнослужащих.
Подпишитесь на нас в социальных сетях