ЛЕНИН
И ДЕТИ
Ильич в анекдотах, искусстве и кино
22 апреля исполняется 145 лет со дня рождения Ленина. Отец Революции сейчас всплывает в памяти жителей России разе что в связи с вопросом о нахождении его тела в Мавзолее, но когда-то вокруг фигуры Ленина существовал целый культ. ВОС вспоминает, каким был мифический Ильич.
ЛЕНИН И ДЕТИ
ЛЕНИН
НА
КАРТИНАХ
МЕРЧЕНДАЙЗ
ВЫШИВКА
И
КОВРЫ
«Все памятники Ленину» ― краеведческий проект, на странице которого собраны сотни, если не тысячи памятников Вождю мирового пролетариата. При желании можно добавить новый монумент на карту.
Авторы проекта ведут и учет снесенных на Украине памятников, а также отмечают, сколько еще их там осталось.
КИНО-
ЛЕНИ-
НИАНА
Это — настоящий Ленин.
Это — Василий Никандров («Октябрь», 1927)
А это — Борис Щукин («Ленин в Октябре», 1937)
Павел Молчанов («Незабываемый 1919 год»
, 1951)
Михаил Кондратьев
(«Вихри враждебные», 1953)
Борис Смирнов («Коммунист», 1957)
Владимир Честноков
(«В дни Октября», 1958)
Юрий Каюров
(«В начале века», 1961)
Михаил Кузнецов
(«Синяя тетрадь», 1963)
Иннокентий Смоктуновский («На одной планете», 1965)
Родион Нахапетов
(«Сердце матери», 1965)
Максим Штраух
(«Ленин в Польше», 1966)
Сергей Яковлев
(«Красная площадь», 1970)
Андрей Мягков
(«Надежда», 1972)
Кирилл Лавров
(«Доверие», 1976)
Снова Юрий Каюров
(«Ленин в Париже», 1981)
Анатолий Устюжанинов («Красные колокола.
Фильм 2», 1982)
Бен Кингсли
(«Ленин. Поезд», 1988, Италия)
Максимилиан Шелл («Сталин», 1992, США)
Вадим Романов
(«Раскол», 1992)
Рим Аюпов
(«Под знаком скорпиона», 1995)
Александр Тютин
(«Моя Пречистенка»,
2003-2007)
Леонид Мозговой
(«Телец», 2001)
Игорь Старосельцев
(«Девять жизней Нестора
Махно», 2007)
Виктор Балабанов
(«Варшавская битва 1920 года», 2011, Польша)
Сергей Барковский
(«Основание партии»,
2011, Китай)
ДЕТСКИЕ
КНИГИ
О ЛЕНИНЕ
«Рассказы о Ленине»
Михаил Зощенко, 1940
«Лисица не могла сообразить, что ей делать и куда бежать. Сзади ― собаки; впереди ― человек с ружьем. И вот поэтому она растерялась и замерла в неподвижной позе. Ленин вскинул ружье, чтобы в нее выстрелить. Но, вдруг опустил руку и поставил ружье в снег к ногам. Лисица, вильнув своим пушистым хвостом, бросилась в сторону и тотчас исчезла за деревьями. А тут же у дерева, недалеко от Ленина, стояла его жена Надежда Константиновна. Она с удивлением спросила:
― Почему же ты не выстрелил?
Ленин, улыбнувшись, сказал:
― Знаешь, не мог выстрелить. Очень уж красивая была лиса. И мне поэтому не хотелось ее убивать. Пусть живет».
«Однажды Владимир Ильич Ленин сидел в своем кремлевском кабинете и работал. На столе стакан чаю. На блюдечке сухарь. В те годы был ужасный голод. И население питалось чем попало. Кушали овес и картофельную шелуху. Что касается хлеба, то хлеба выдавали людям по одному небольшому кусочку на целый день. Конечно, для товарища Ленина можно было бы найти наилучшую еду. Но он запрещал это делать. Он не мог позволить себе сытой жизни, когда голодала вся страна. И он даже чай пил без сахара».
«Ленин и дети»
Владимир Бонч-Бруевич, 1975
«А вы состоите членами общества чистых тарелок?― вдруг громко спросил Владимир Ильич, обращаясь к девочке Наде, которая сидела рядом с ним.
― Нет, ― тихонько ответила Надя и растерянно посмотрела на других детей.
― А ты? А ты? ― обратился он к мальчику и девочке.
― Нет, мы не состоим, ― ответили дети.
― Как же это вы? Почему так запоздали?
― Мы не знали, мы ничего не знали об этом обществе! ― торопясь говорили дети.
― Напрасно. Это очень жаль! Оно давно уж существует.
― А мы не знали!..― разочарованно сказала Надя.
― Впрочем, вы не годитесь для этого общества. Вас все равно не примут,― серьезно сказал Владимир Ильич.
― Почему? Почему не примут? ― наперебой спрашивали дети.
― Как "почему"? А какие у вас тарелки? Посмотрите! Как же вас могут принять, когда вы на тарелках все оставляете?
― Мы сейчас доедим! ― И дети стали доедать все, что у них осталось на тарелках.
― Ну, разве что вы исправитесь, тогда попробовать можно. Там и значки выдают тем, у кого тарелки всегда чистые, ― продолжал Владимир Ильич».
«И снова образовался круг, и снова Владимир Ильич среди детей... Играет он с увлечением, не пропуская кота, защищая мышь. Ребята в восторге. После игры завязалась беседа. Дети говорили с ним просто, и не чувствовалось никакого стеснения. Он уже был для них своим человеком. Они отбили его от взрослых, потащили с собой пить чай и наперебой угощали, накладывали ему варенья и решительно все хотели что-нибудь для него сделать. А он колол для них грецкие орехи, наливал в блюдечки чай из горячих стаканов, подкладывал сладостей и ласково следил за всеми, точно все они были его семьей. Владимир Ильич очень любил детей, и детишки это чувствовали. Он быстро узнал их имена, и надо было удивляться, как он только не путал их. С детьми ничего нельзя было поделать, они совсем завладели Владимиром Ильичом».
АНЕКДОТЫ
Приставили к Ленину красноармейца. Новенького. Ленин ему и говорит: «вот что, брат. Разбуди меня завтра ровно в семь часов». «Слушаюсь-с... ваше...» Пришло утро. Идет Красноармеец к двери. Без четверти семь. Как его назовешь? Шепчет: «Ваше сиятельство... господин Ленин... Нет, не сиятельство... Ваше благородие... Нет, тьфу ты. Какое благородие, когда он пролетарий. Товарищ? Нет, какой он мне товарищ! Ваше.. Батюшки! Семь часов!» Как угорелый летит красноармеец к двери, но все еще не знает, как же его назвать? Благим матом кричит: «Вставай, проклятьем заклейменный! Вставай!»
Однажды Владимиp Ильич запеpся у себя в кабинете и очень долго не выходил. День пpоходит, дpугой пpоходит. Hадежда Константиновна начала волноваться. Вдpуг, откpывается двеpь и выходит Владимиp Ильич, тоpжественно деpжа в pуке лампочку.
«Посмотpи, Hаденька, какая лампочка! – говоpит Владимиp Ильич. – Это я САМ сделал!»
– Владимир Ильич, к вам ходоки!
– Да, а что они принесли, батенька?
– Свежей рыбки.
– А шли они сколько?
– Две недели.
– Детям, все детям
Из воспоминаний Надежды Константиновны Крупской (для детей).
– Дорогие дети! Всем известна великая доброта Ленина. Вот я вам расскажу такой случай. Однажды Владимир Ильич решил побриться, а рядом маленький мальчик стоял. Ленин бритвочку точит, а сам на мальчика поглядывает. Вот Ленин побрился, кисточку вымыл и опять бритвочку точит, на мальчика поглядывает. Потом бритвочку вытер и... положил ее в футлярчик. А ведь мог бы и полоснуть!
И, конечно, нельзя пропустить рассказ Татьяны Толстой о том, что было бы, если бы Пушкин выжил на дуэли и на старости лет крепко побил молодого Ильича. Спойлер — все бы было совсем неплохо.
«Соседи какое-то время судачат о том, что сынка Ульяновых заезжий арап отлупил палкой по голове, ― либералы возмущены, но указывают, что скоро придет настоящий день и что всего темней перед восходом солнца, консервативные же господа злорадничают: давно пора, на всю Россию разбойник рос. Впрочем, мальчонка, провалявшись недельку в постели, приходит в себя и, помимо синяков, видимых повреждений на нем не заметно, а в чем-то битье вроде бы идет и на пользу. Так же картавит (Мария-то Александровна втайне надеялась, что это исправится, как бывает с заиканием, но ― нет, не исправилось), так же отрывает ноги игрушечным лошадкам (правда, стал большой аккуратист и, оторвав, после непременно приклеит на прежнее место), так же прилежен в ученьи (из латыни ― пять, из алгебры ― пять), и даже нравом вроде бы стал поспокойнее: если раньше нет-нет да и разобьет хрустальную вазу или стащит мясной пирог, чтобы съесть в шалаше с прачкиными детьми, а то, бывало, и соврет ― а глазенки ясные-ясные! ― то теперь не то».
Подпишитесь на нас в социальных сетях