Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

дата:
рубрика:

Назад в будущее

Фантастические обложки: как менялось представление о грядущем с XIX века и до наших дней

9 августа в прокат выходит «Вспомнить все» — ремейк фильма Пола Верховена 1990 года. Обе картины значительно отличаются друг от друга и от оригинального рассказа Филипа К. Дика, написанного в 1966 году. Отметив, насколько по-разному недалекое будущее изображается в разные эпохи, W→O→S вспомнил историю обложек научно-фантастической литературы.

Научно-фантастическое ар-деко (конец XIX — начало XX века)

Промышленная революция XIX века повлекла за собой массовый интерес к достижениям науки и их возможным последствиям. Герберт Уэллс и Жюль Верн определили две основные тенденции научной фантастики, их можно проследить до наших дней. Книги Уэллса были социальным высказыванием — герои, часто безымянные, оказывались беспомощными жертвами глобальных событий. Жюль Верн вплетал фантастические элементы в приключенческую литературу — в его книгах важны не столько новаторские изобретения, сколько сложные героические характеры. 

Начало XX столетия — эпоха модернизма, а затем и футуризма. Новый язык и техники повествования активно использовались в фантастической литературе. Тем не менее авангард мало повлиял на оформление обложек. На них безраздельно господствовали романтические стилизации и ар-деко. Научная фантастика была массовой литературой, издавалась в популярных журналах: требовались яркие картинки для привлечения аудитории. 

Бульварное чтиво (1920–1930-е годы)

 Научная фантастика часто распространялась через журналы, по мере увеличения тиражей возникла новая форма — массовые дешевые издания, так называемая бульварная литература (палп-фикшн). В США она доминировала до середины 1950-х годов, и большинство известных фантастов прошло через палп-журналы. Успех фантастики был вызван отчасти тем, что давал возможность соприкоснуться с миром науки и технологии людям, которые часто не владели даже телефоном. 

Высокое качество обложек дешевых журналов и бульварного чтива объясняется тем, что со времен Великой депрессии многие талантливые художники сознательно занимались именно иллюстрацией. Фантастические сюжеты гарантировали творческую свободу, а огромные тиражи обеспечивали стабильный доход.

 

Золотой век (1930–1950-е годы)

Период с конца 1930-х до начала 1950-х годов называют золотым веком фантастики. Именно в это время начали свою писательскую карьеру Рэй Брэдбери, Айзек Азимов и Артур Кларк. В палп-журналах публиковался и создатель сайентологии Рон Хаббард. 

Обложки менялись медленно — издатели работали по проверенной схеме. 

 

В предшественники научной фантастики записывали даже эпос о Гильгамеше, однако жанр скорее восходит к XVI–XVII векам. «Утопия» Томаса Мора и «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона совмещали размышления о развитии общества с описанием необычных технологий и устройств. В XIX столетии Мэри Шелли, автор «Франкенштейна», отделила научную фантастику от других фантастических жанров: даже самые необычные истории должны вписываться в концепцию научного восприятия действительности

Кардинальные изменения произошли в 1950-х годах. С одной стороны, из-за финансовых трудностей закрылись многие палп-журналы, новые издания применяли уже другой подход к оформлению. С другой — самим фантастам был брошен серьезный вызов. В 1957 году был запущен первый искусственный спутник, и барьер между реальностью и научной фантастикой стал тоньше — потребовались новые сюжеты и темы.

 

 

Новая волна (1960–1970-е годы)

Ответом на технологический вызов стало отрицание наследия. Описания технических устройств, далеких планет и встреч с инопланетянами казались устаревшими и ненужными. Под влиянием литературы битников в научную фантастику проникли описания трансформации человеческого тела и разума, а самой неизведанной планетой стала Земля.

Субкультура хиппи оказала значительное влияние на обложки, которые выглядели как плакаты рок-групп или включали в себя атрибуты фэнтези-мира, вошедшего в моду благодаря трилогии Толкиена «Властелин колец».

 

Киберпанк (1980-е годы)

Последней крупной волной научной фантастики стал киберпанк. Стилистически он не принес ничего нового, но обратил внимание читателей на пагубное воздействие технологий, проблемы глобализации и социального расслоения. Фактически киберпанк довольно точно описал «будущее», которое наступило в середине 1980-х годов. В нем главную роль играли не межпланетные путешествия (в них все уже успели разочароваться), а компьютеры и генетические эксперименты.

Обложки стали разнообразнее, но художники главным образом делали ставку на максимальный реализм и изображение блестящих массивных конструкций.

 

Современные обложки

Научная фантастика в наши дни перестала выполнять свою главную функцию — отражать представления о будущем. Обложки стали сдержаннее. На Западе они почти не отличаются от обложек книг других жанров. Зато в нашей стране, где в советский период обложки были минималистичны, художники, наконец, дают себе полную свободу в изображении космических битв.

Осенью откроется спецпроект W→O→S, посвященный книгам.

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+