Что происходит в сфере здравоохранения?
Студенты медвуза и врачи рассказывают о том, что творится в медицинской сфере
Реформа здравоохранения для многих работников медицинских учреждений была как гром среди ясного неба. Государство решило заняться оптимизацией лечебных учреждений, объединить несколько поликлиник, закрыть пару десятков больниц, провести чистку кадров и в итоге просто сократить финансирование. Происходит коммерциализация медицинских услуг, поэтому готовьте свои кошельки, если хотите вылечиться. О процессах, которые проходили в этой сфере, писали немало серьезных статей, но мы решили посмотреть на все, что творится в российской сфере здравоохранения, изнутри. ВОС пообщался со студентами медицинского вуза, интернами, врачами государственных и частных клиник и узнал, что стало результатом скандальной реформы, что творится в сфере высшего образования в области медицины, а также о трудностях профессии. После прочтенного понимаешь, что лучше вообще не болеть.
Примечание: Если вы не знаете сути реформы здравоохранения, в ней поможет разобраться вот этот материал.
О реформе здравоохранения и ее последствиях
Студентка шестого курса
Первого МГМУ им. Сеченова
Кризис в сфере здравоохранения есть, но я считаю, что нельзя рассматривать все однобоко. Кризис во многом способствует развитию коммерческой медицины, в чем лично я не вижу ничего плохого, но как это отразится на качестве медицинской помощи — покажет время.
Врач в частной клинике
Здравоохранение в ужасном состоянии: везде сокращения, снижают зарплаты, ужесточают условия для работы, закрывают больницы или продают под коммерческие объекты. Сейчас невозможно устроиться на работу, а особенно в стационар. Медицина постепенно становится коммерческой.
Изменения после реформы есть: во-первых, стала выше загруженность поликлиник. Чтобы попасть к врачу, приходится стоять в длинных очередях, поэтому многим приходится идти в частные клиники, где их разводят на деньги. Во-вторых, существует практика объединения больниц, из чего следуют массовые сокращения. У меня немало много знакомых и друзей попали под сокращение. Врачом работать сейчас невыгодно и непрестижно: работы много, а зарплата маленькая.
Интерн-хирург
Из изменений после реформы я заметил, что закрыли много ЛПУ (лечебно-профилактические учреждения. — ВОС). У меня есть яркий пример — это 53-я ГКБ. Большинство людей после этих реформ остались без работы.
Врач-педиатр первичного звена в государственной клинике
Изменений в лучшую сторону я не заметила. Участки укрупнили, объем работы стал больше, заработная плата такая же, если не уменьшилась. Ввели систему оплаты по баллам. На мой взгляд, она непрозрачна. Например, оптимизация в детских дошкольных образовательных учреждениях дошла до того, что один медработник на три детских сада. То есть легко может случиться травма, а работник будет по расписанию в другом детском саду и физически не сможет помочь.
Врач-терапевт, консультант отдела качества медицинского центра по вопросам стандартизации медицинских процессов
Реформе в сфере здравоохранения предстоит вступить в силу только в этом году в рамках пилотного проекта, какие-то серьезные выводы можно будет делать только в 20-х годах, когда все медицинские специалисты будут аккредитованы. К самой идее и целям реформы отношусь крайне положительно. Теперь важно, чтобы не подкачала реализация. Я надеюсь, что наконец-то появится такая характеристика врача, как персональная ответственность, которая, несомненно, будет выводить качество медицинской помощи на новый уровень. Аккредитованный врач будет являться ячейкой системы, но более самостоятельной, со своими вытекающими обязанностями и ответственностью, что подтолкнет его на путь саморазвития. Без этого в медицине никуда. Также в рамках реформы будет сделан упор на первично-амбулаторное звено, которое на данный момент находится в абсолютном дисбалансе со специализированной помощью и остро нуждается в кадрах, а именно участковых терапевтах, педиатрах и так далее. В этой области невозможно сразу брать качеством, поэтому, увеличив количество специалистов, разгрузив их и наделив ответственностью, я думаю, что рано или поздно мы придем к сбалансированному и качественному первично-амбулаторному звену, что, безусловно, является основой основ в здравоохранении.
О трудностях профессии
Врач в частной клинике
Основная трудность моей работы — это низкая загруженность. В коммерческой клинике слишком просто работать, поэтому не получается профессионально расти, не вижу перед собой особых перспектив. Коммерческий подход к лечению пациентов ужасен: основная цель лечения — получить как можно больше денег от пациента. Когда работаешь на одной работе, остается достаточно свободного времени, но на одну зарплату особо не проживешь, поэтому нужно работать на двух или трех работах. В таком случае это уже будет занимать практически все время.
Самое ужасное, что может случиться на работе, — это смерть пациента. Что может быть хуже? Также тяжело, когда понимаешь, что неудачно провел операцию или после нее появились осложнения. Отдельные трудности — это, конечно, неадекватные пациенты.
Мысли о том, чтобы сменить профессию, меня посещали. Они и сейчас есть. При первой же возможности занялся бы какими-то другими делами, которые приносили бы более высокий доход, чем врачевание.
Интерн-хирург
Основные трудности для меня — это выполнение тех или иных манипуляций и заполнение и ведение документации. Все это тебе объясняет врач, с которым ты работаешь. Но кто-то может и не объяснять — зависит от человека.
Самые ужасные случаи в любой врачебной практике — это смерти больных. Тяжело, когда ты пытаешься вместе со своим врачом вылечить больного, а он все равно уходит из жизни. Вот это, конечно, ужасно, но такова жизнь и мы ничего с этим не можем поделать.
Мысли о том, чтобы сменить род деятельности, у меня, конечно же, были. На самом деле я скажу даже больше: скорее всего, я не останусь в медицине. Слишком все нерадужно у нас.
Врач-педиатр первичного звена в государственной клинике
На работе основные трудности связаны с большим количеством письменной работы: оформление медицинских карт, взятие согласия или отказа о проведении медицинских манипуляций и так далее.
Ужасные случаи — это когда на прием приходят родители с ребенком, которому нужна медпомощь, а родители в алкогольном опьянении. Как они будут его лечить?
Были мысли сменить профессию, потому что не дают заниматься терапией — сплошные бумаги.
Аспирант, спортивный кардиолог
Как говорят: «Чтобы быть успешным в медицине, надо быть вором или сыном вора».
Основные трудности в работе врачей — низкие зарплаты. Только 3,5% бюджета РФ выделяется на медицину — это катастрофически мало! Из-за этого нет денег ни на что, в том числе и на зарплаты врачей.
Могу сказать, что после реформы здравоохранения с каждым днем все становится только хуже и хуже.
Врач-терапевт, консультант отдела качества медицинского центра по вопросам стандартизации медицинских процессов
Профессия врача требует постоянного непрерывного образования, поэтому постоянно приходится читать новую актуальную литературу, чтобы развиваться как специалист. В остальном медвуз дал мне хорошую клиническую базу со своими плюсами и минусами, которые зависели только от меня самого.
Наверное, все боятся рутины и эмоционального выгорания и считают это самым ужасным, что может случится в профессии. Но рутина в первую очередь в головах, поэтому вещей со характеристикой «ужасные» у меня еще не было.
О том, что творится в сфере медицинского образования
Студент шестого курса Первого МГМУ им. Сеченова
В сфере образования в области медицины происходят изменения, которые, на мой взгляд, совсем не нужны. Переход на систему тестового контроля вообще не к месту. Зачем отмена интернатуры вообще? Я считаю, что можно было бы обойтись без этого всего. Мне кажется, необходимо добавить больше практики. И не на всю группу, а так, чтобы каждый студент мог оттачивать практические навыки.
После окончания вуза я планирую работать врачом. Все-таки будет жалко потраченных шести лет в универе.
Сейчас я уже работаю, но не по своей будущей профессии, а в сфере лабораторных исследований. Совмещать с учебой в медицинском вузе достаточно тяжело, и это сказалось на успеваемости. Но выбора у меня нет, потому что жить на что-то нужно. Была бы у нас стипендия тысяч 40–50 — тогда никто бы не работал, а шли бы по своей будущей профессии дежурить и опыта набираться.
Я считаю, что вуз дал хорошую теоретическую базу, но практическая очень хреновая. Но я все равно пойду работать врачом.
Интерн-хирург
В первую очередь в медицинском образовании меня не устраивает количество практических навыков, которые мы получаем за эти шесть лет. Их почти нет. В основном одна теория, которая на работе мало кому нужна.
Сейчас я прохожу интернатуру по специальности «хирургия». В мои обязанности, как и в обязанности любого врача, входит ведение больных от поступления до выписки, то есть всей документации: написание первичного осмотра, назначения и все анализы, дневники, протоколы операций, выписки с рекомендациями. Ну и, конечно, кроме бумажной работы есть работа хирургическая: операции и перевязки.
Что касается практической базы, от медвуза я ее практически не получил, поэтому пришлось все постигать заново. Теорию в больнице у тебя никто не спрашивает. Ты априори должен знать правила асептики и антисептики. Теория практических знаний у меня после вуза была, но я практически ничего не делал своими руками — это главная проблема наших медвузов.
Аспирант, спортивный кардиолог
Образование в медицинской сфере, на мой взгляд, не совсем корректно: распорядок предметов нелогичен. Человек, который учится на втором курсе, не в состоянии понять биохимию, которая должна быть на шестом курсе совместно с интеграцией в различные специальности и продолжаться курсом клинический фармакологии.
Сейчас я работаю спортивным кардиологом. Хронически мечтаю сменить профессию. Когда я пришел на работу, мне не пришлось забывать все, чему учили в вузе, это невозможно забыть. Но определенные азы профессии пришлось заново осваивать.
Студентка шестого курса Первого МГМУ им. Сеченова
Условия обучения в медицинском вузе становятся все тяжелее. Также растет конкуренция, что приводит ко многим последствиям. С одной стороны, таким образом стать узким специалистом могут только наиболее упорные и достойные, с другой — возрастает уровень коррупции, если пробиться другим способом у студента не получается. Уровень образования достойный: те, кто желает получить знания, получат их в любом случае. Карьерный рост в сфере медицины не является моей целью, однако работать врачом я все же планирую — какое-то время, чтобы накопить опыт.
О престижных направлениях и сферах-аутсайдерах
Врач в частной клинике
Сейчас самые популярные — это узконаправленные специальности: стоматология, гинекология, урология, проктология. Не пользуются спросом врачи общей практики, терапевты и так далее, потому что спектр услуг, предоставляемый ими, очень маленький. Во многом поэтому у терапевтов и прочих зарплаты ниже, чем у других врачей.
Врач-педиатр первичного звена в государственной клинике
Престижными сферами медицины является все, связанные с косметологией, лечением кожных болезней. Туда берут только с высшим медицинским образованием.
Наименее престижная — педиатрия. Это тяжелая сфера. Работают в ней в основном специалисты пенсионного и предпенсионного возраста, а молодежь работать не идет, потому что много «подводных камней».
Подпишитесь на нас в социальных сетях