Во имя квадрата, круга и креста
Иконы и авангард по одну сторону баррикад
В Москве разворачивается движение православных акционистов. Дмитрий Энтео, Дмитрий Пименов и Константин Звездочетов привлекают в арт-группу все новых художников и готовят контратаку на противников РПЦ. Пока вокруг обсуждают, где здесь граница между искренностью и провокацией, W→O→S вспоминает другой период бурного интереса к православной культуре — авангард начала XX века. Чтобы не ударяться в пространные философские рассуждения, мы решили показать связь иконописи и абстрактного искусства наглядно.
Первым, кто заметил общность языка русской иконы и авангардной живописи, был Анри Матисс. С тех пор на эту тему возникают многочисленные споры и спекуляции, однако существует ряд серьезных исследований, далеких от витиеватого богословия. Исследователи приходят к выводу, что авангардисты не пытались воссоздать иконы, они остаются неповторенным феноменом русского средневековья. Однако их духовные искания привели к отказу от классической сюжетности произведения искусства, объема и линейной перспективы, царивших в русском искусстве с начала XVIII века. Во главу угла стал символизм цвета, простых геометрических форм и композиции. В работах Василия Кандинского, Казимира Малевича и даже Марка Ротко можно увидеть иконы, которые перестали быть иллюстрацией Священного Писания и обратились к своей мистической первоприроде, состоящей из чистых символов.
Дмитрий Энтео и Дмитрий Пименов о связи православного акционизма и русской традиционной иконы.
Д. Э.: «Древнерусская икона направлена на ум, высшую часть человеческой души. В эпоху Ренессанса искусство уже обратилось к чувственности человека, а постмодернизм апеллирует к бессознательному. Наша же задача — воздействие на ум, вознесение его к высшей реальности. Только те, кто обладает мистическим опытом, могут творить искусство, способное никого не задеть».
Д. П.: «Связь нашего движения с православной культурой — опасная связь. Что касается икон, да, мы создали свою икону. Это Дмитрий Энтео, икона стиля!»
Символика иконы
Василий Кандинский о цвете
«Красный квадрат» Малевича, второе название которого — «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях»
Казимир Малевич о цвете
«Супрематизм делится на три стадии по числу квадратов – черного, красного и белого. Самое главное в супрематизме – два основания – энергия черного и белого, энергия цветного, служащие раскрытию формы действия,(…) Считаю белое и черное выведенными из цветовых и красочных гамм (…) Для меня стало ясным, что должны быть созданы новые основы чистой цветописи».
Формы и композиция
Казимир Малевич о геометрии искусства
Пустота
«Нет ни одной иконы, где бы изображен был бы нуль. Сущность Бога — нуль благ, и в этом в то же время и благо. Нуль как кольцо преображения всего предметного в беспредметное»
Треугольник и четырехугольник
«Современность нелегко вмещается в рамки древнего треугольника, поскольку жизнь в настоящее время стала четырехугольной».
Квадрат
«Квадрат — зародыш всех возможностей».«На выходе еще одна тема о супрематическом четырехугольнике (лучше квадрате), на котором нужно было бы остановиться, кто он, и что в нем есть; никто над этим не думал, и поэтому я, занятый вглядыванием в тайну его черного пространства, которое стало какой-то формой нового супрематического мира, возведу его в дух творящий. (…) Вижу в этом то, что видели люди в лице Бога».
Точка
«В точке нечего видеть кроме точки, поэтому появляется в супрематизме точка в виде квадрата или круга, вызывающая сильнейшее негодование всего общества. Но в конце придут к точке - себе».
«Часовня» Марк Ротко
Подпишитесь на нас в социальных сетях