I <3 yaoi
Эрос и Танатос в школе для мальчиков: томительные истории полового созревания в литературе
И Мальчик-звезда опустил голову, и заплакал, и стал просить
прощенья у всех Божьих тварей, и углубился дальше в лес,
продолжая свои поиски.
Оскар Уайльд. Мальчик-звезда
В классическом романе воспитания герой познает мир в путешествии. Смена декораций и многочисленные приключения в пути — условие того, что опыт будет разнообразен, а характер благороден. В реальности мы взрослеем не так. Детство — это нехватка возможностей. Отсутствие свободы действий и перемещения, школьная рутина, друзья, которых не мы выбираем, бесчисленные тайны, которые приходится скрывать от родителей и учителей, — так нам исполняется двенадцать. Мы уже никогда не будем прежними, но тем временем первый урок после новогодних каникул остается таким же морозным, бесконечным и безысходным.
В поисках себя подростки стремятся к таким же, как они. Коридоры и спальни школы-интерната полны любви и насилия: в мире, где нет родителей, а все ученики в одинаково опрятной форме кажутся отражениями друг друга, свободы чуть больше, чем обычно. Самые пронзительные и захватывающие литературные истории взросления разыгрываются не на фоне сменяющихся экзотических пейзажей. Они происходят в закрытой школе.
История экспериментальной школы-коммуны для беспризорников, созданной в 1918 году Виктором Сорокой-Росинским, многим хорошо известна с детства. Ученики Школы им. Достоевского делят папиросы и осьмушки черного хлеба, создают собственный язык и суверенное государство, изобретают домашний кинотеатр и воруют картошку.
Когда перечитываешь «Республику ШКИД» взрослым, веселые истории о борьбе с ростовщиком Слаеновым и бунте против учителей-халдеев закономерным образом становятся драмой. Годы, проведенные в интернате, для героев повести оказались лучшими: соавтор Л. Пантелеева Григорий Белых (Янкель) был репрессирован, Георгий Ионин (Японец) умер молодым от скарлатины, двое других, Лагидзе и Лихтенштейн (Дзе и Кобчик), погибли на войне. Хотя дело не в том, как художественная реальность соотносится с обыденной. Мир ШКИДы был устроен так, чтобы ученики смогли забыть о том, что они вороватые голодранцы. Пестрая школьная самодеятельность на фоне голода и Гражданской войны — поэма дружбы, взаимопомощи и отчаянного эскапизма, как будто воздушная греза бездомного мальчика, замерзшего насмерть в петроградской подворотне.
Фильм «Республика Шкид».
Реж. Геннадий Полока, 1966.
В цитатах
- И на что им? - рассуждает Дзе. - Им уже не нужно этих венков, а нам как раз необходимо. Вот этот, например, веночек. Его хватит всего Достоевского убрать. И на Гоголя останется... Густой, свежий, на весь зал хватит.
Мешки набиты до отказа.
еще 4 цитаты
2.
Дом желтый наш дряхлый и старый,
Все время из труб идет дым.
Заведущий — славный наш малый,
Но скучно становится с ним.
Мне стало все жальше и жальше
Смотреть из пустого окна.
Умчаться бы куда подальше,
Где новая светит земля.
3. Даже Купа, который был слишком ленив, чтобы искать знакомств, и слишком тяжел на подъем, чтобы целые вечера щебетать о всякой любовной ерунде, даже
он почувствовал волнение и стал как-то особенно умильно поглядывать на кухарку Марту и чаще забегать на кухню, мешая там всем.
— Черт! — смеясь, ругалась Марта, но не сердилась на Купу, а даже наоборот, на зависть другим стала его прикармливать. Купа раздобрел, разбух и засиял, как мыльный шар. Янкель же, словно мстя старой подруге, с жаром и не без успеха стал ухлестывать за торговкой конфетами и даже увлекся ею.
таяла. Когда Сова открывала дверь в квартиру, на голубом блюде не оставалось ничего, кроме жирных пятен.
5. Так рассыпалось по разным городам и весям четвертое отделение, бывшее при основании Шкиды первым. Старые, матерые шкидцы ушли, на их место пришли новые.
Машина всосала следующую партию сырья.
*
Провинциальный интернат на задворках Австро-Венгрии, куда попадает юный Тёрлес, сводит его с тремя другими мальчиками: Райтингом, Байнебергом и Базини. Первые двое уличают младшего Базини в воровстве и соглашаются сохранить это в тайне, но при условии, что Базини станет их рабом. Пока Байнеберг и Райтинг подвергают Базини сексуальному насилию и пыткам, Тёрлес изучает новую для себя сторону телесности. Единственная женщина, с которой он может сравнить несчастного товарища, — проститутка Божена, с ней развлекаются в свободное время ученики интерната. Базини становится для Тёрлеса учителем; хотя на словах герой поддерживает игру в господина и раба и унижение другого доставляет ему мучительное наслаждение, Тёрлеса отвращает открытый садизм однокашников.
Конфликт между давлением группы и личной совестью остается фоном для обильной подростковой рефлексии. Музиль представляет садизм и эгоизм мальчика-подростка необходимым этапом становления разумного и сдержанного в порывах мужчины.
Экранизация Шлёндорфа
(перевод Соломона Апта)
мужских форм, в нем была целомудренная, стройная, девичья худощавость. И Тёрлес почувствовал, как от вида этой наготы загораются белым пламенем его нервы. Он не мог уйти от власти этой красоты. Он не знал раньше, что такое красота. Ведь что ему в его возрасте было искусство, что он, в сущности, знал о нем?! Оно ведь любому выросшему на вольном воздухе человеку до известного возраста непонятно и скучно!
А тут оно пришло к нему дорогой чувственности. Тайно нагрянуло. Одуряющее, теплое дыхание шло от обнаженной кожи, мягкая, сладострастная угодливость. И все же было в этом что-то такое торжественное и покоряющее, что хотелось молитвенно сложить руки.
Но после первого изумления Терлес устыдился и того и другого. «Он же мужчина!» Эта мысль возмутила его, но у него было такое ощущение, словно и девушка не была бы иной.
еще 4 цитаты
2. Но одно не подлежало сомнению: он был сейчас гораздо дальше, чем еще четверть часа назад. Возможность поворота назад миновала. Появилось тихое любопытство — что же будет, после того как он против своей воли остался. Все, что шевелилось в нем, скрывала еще темнота, но его уже тянуло вглядеться в лики этой темени, которой другие не замечали. Легкий озноб примешивался к этой тяге. Словно теперь над его жизнью всегда будет висеть серое, пасмурное небо — с большими тучами, огромными, меняющимися фигурами и все новым вопросом: это чудовища? это только тучи?
3. — Я обдумал это дело со всех сторон, а ты знаешь, что в таких вещах я смыслю. Что касается Базини, то его, я полагаю, жаль не будет ни в каком случае. Выдадим ли мы его, поколотим ли или даже удовольствия ради замучимдо смерти. Ведь я не могу представить себе, чтобы в замечательном мировом механизме такой человек что-либо значил. Он мне кажется созданным чисто случайно, вне ряда. То есть он, вероятно, должен что-то значить, но наверняка что-то столь же неопределенное, как какой-нибудь червяк или камешек на дороге, о котором мы не знаем, пройти ли нам мимо него или его растоптать. А это все равно что ничего. Ведь если мировая душа хочет, чтобы одна из ее частей осталась в сохранности, она выражается яснее. Тогда она говорит «нет» и оказывает сопротивление, она заставляет нас пройти мимо червя, а камню придает такую твердость, что без инструмента мы его не можем разбить. Ведь прежде чем мы принесем инструмент, она окажет противодействие множеством мелких, упрямых сомнений, а если мы преодолеем и их, то, значит, дело это с самого начала имело другое значение.
Но для самого Терлеса все это было уже неразличимо, соединялось в одном-единственном, неясном, нерасчлененном чувстве, которое он в первом изумлении вполне мог принять за любовь.
5. Терлес стал позднее, когда преодолел события своей юности, молодым человеком с очень тонким и чувствительным умом. Он принадлежал тогда к тем эстетически-интеллектуальным натурам, которым следование законам, а отчасти, пожалуй, и общественной морали дает некое успокоение, избавляя их от необходимости думать о чем-то грубом, далеком от душевных тонкостей, к натурам, которые, однако, соединяют какое-то скучающее безразличие с этой
большой внешней, немного ироничной корректностью, стоит лишь потребовать от них более личного интереса к ее объектам. Ибо этот действительно захватывающий их интерес сосредоточен у них исключительно на росте души, духа или как там назвать то, что то и дело умножается в нас от какой-нибудь мысли между словами книги или перед замкнутыми устами картины; то, что подчас пробуждается, когда какая-то одинокая, своенравная мелодия дергает ту тонкую красную нить, нить нашей крови, которую она за собой тянет; но что
всегда исчезает, когда мы пишем канцелярские бумаги, строим машины, ходим в цирк или занимаемся сотнями других подобных дел...
*
Яой — манга и аниме, в центре внимания которых — мужская гомосексуальность. Увлекаются яоем, как правило, гетеросексуальные девочки и женщины.
В цитатах
(перевод Георгия Чхартишвили)
еще 4 цитаты
2. Но стрелы глубоко вонзились в его напряженную, юную, благоуханную плоть, обожгли ее пламенем невыносимой муки и невыразимого наслаждения. Нет потоков крови, как на других картинах святого Себастьяна, да и стрелы всего две; их мирные грациозные тени легли на мрамор кожи мученика, словно тени ветвей на ступени античной лестницы. [...]
Немного придя в себя, я с испугом огляделся по сторонам. За окном шелестел клен, пятна света и тени от его листвы покрывали весь письменный стол: учебники, словари, альбомы, тетради, чернильницы. И повсюду — на золотом тиснении книжного корешка, на обложке словаря, на стенке чернильницы — лежали белые мутные капли. Одни лениво и тяжело стекали книзу, другие тускло поблескивали, как глаза мертвых рыб. К счастью, альбом я успел прикрыть ладонью — чисто инстинктивно, — и репродукция не запачкалась.
Это была моя первая эякуляция, а заодно и первый опыт, случайный и неуклюжий, моей «дурной привычки».
3. «Похабником» называлась традиционная забава, пользовавшаяся огромной популярностью у первых и вторых классов средней ступени. Это повальноеувлечение больше походило не на игру, а на какую-то заразную болезнь.
Выглядела она таким образом. Где-нибудь на перемене, когда кругом было полно народа, надо было выследить какого-нибудь зазевавшегося растяпу, молниеносно подскочить к нему и ухватить за определенное место. Если номер удавался, озорник отскакивал на безопасное расстояние и начинал вопить:
— Ого-го! Ну у тебя и штуковина!
[...]
Всякий, кто становился жертвой подобного нападения, почему-то непременно кричал с возмущением:
— Ах ты, похабник!
И хор голосов радостно подхватывал:
— Ах он, похабник! Ах он, похабник!
месте столь густо росли волосы, похожие на пучки буйной летней травы, которой мало заполонить весь сад — она норовит пробиться еще и меж каменными плитами двора. Так и у Оми волосы росли не только под мышками, но и переходили на грудь. Два эти оазиса черной растительности сверкали на солнце, и белая кожа вокруг казалась белоснежным песком пустыни.
5. Я воображал некую фабрику казней, где сверлильные станки терзали человеческие тела, а алый сок стекал в банки, подслащивался и потом отправлялся на продажу. Сколько мучеников со скрученными за спиной руками погибло на арене Колизея, воссозданного фантазией тихого гимназиста!
Подростковый возраст настолько тревожен и мрачен, что мы часто стараемся вытеснить из памяти отчаянное ощущение, что в животе вот-вот лопнет огромный белый шар, внутри которого вакуум. И все же, пока читаешь о том, как мальчики взрослеют, хочется, чтобы они не повзрослели никогда.
Подпишитесь на нас в социальных сетях