Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер
авторы:
дата:
рубрика:

КИБЕРТРАХ человеческого мозга

А также киберанархия, кибержандармы и киберреалист Путин

Продюсер визуального департамента W→O→S Оля Корсун  продолжает посещать мероприятия образовательной программы выставочного проекта «Мифология Online» и описывать впечатления простой смертной от сложного современного искусства. 

 
Вторая лекция из цикла манила прежде всего названием «Свобода и творчество после социальных сетей: киберскептики против кибероптимистов». Казалось, оно обещает сражение в киберпространстве с последующей дискуссией по важнейшим философским вопросам. На поверку встреча оказалась лекцией, где один за другим высказали свое мнение восемь ученых мужей. Дискуссия больше напоминала не киберсражение, но тихое сопение в ночи, иногда прерываемое громким внезапным храпом.

Так чудеса нэйминга привели меня и еще человек 40 в малый зал лектория Политеха.

Стоит все-таки рассказать про название. Оказалось, что приставку «кибер-» можно прибавлять к любому выбранному слову — например, «кибержандарм» или «кибернародничество». Главный редактор сайта liberty.ru Вячеслав Данилов также постарался разъяснить разницу между кибероптимистами и киберскептиками на языке, доступном каждому москвичу, которому доводилось страдать на митинге: 

 

Понятно одно: коль скоро вы зашли на территорию философских прений о медиа, без слова «кибер» вам не обойтись — как не обойтись и без пиджака, и очков. 

Немного статистики: шесть из восьми экспертов пришли в очках, пять из восьми экспертов надели пиджаки. 

Пиджак и очки если не спасут вас, то хотя бы помогут слиться со средой и избежать пристального внимания экспертов, чьи взгляды иногда опасны для вашей самооценки.

Еще несколько способов
сойти за своего


 
 -1 -
Время до лекции следует проводить за чтением книги. Если вы посвятите себя праздному разглядыванию слушателей, в вас сразу же заподозрят простодушного неофита.

- 2 -
В выборе одежды стоит ориентироваться на старшую аудиторию. В этот раз модератор лектория предусмотрительно надела шаль и шерстяные штаны. 

- 3 - 
Как показывает практика, между художниками и философами гораздо больше общего, чем можно предположить. Прослушав вторую лекцию, я с горечью убедилась, что и современные философы любят злоупотребить «пушистым» акцентом Зои Вексельштейн (фолОверы, месАдж). Им также не чужда любовь к свободному высказыванию: не обязательно напрямую касаться предмета дискуссии или следить за нитью размышлений собеседника, главное — сказать то, что ты хотел сказать, громко и вызывающе.  

 

Как самому
побыть философом

 
Речи экспертов, пусть и интересные, но слишком путаные и пространные, не дали мне ответов на заранее обозначенные в анонсе вопросы. Но оставлять читателя с носом неправильно — я все-таки приведу ответы, которые сама скромно изложила до лекции на отдельном листочке. Также прикладываю фото своей переписки с другом — как доказательство того, что я и вправду была на лекции, а не сидела в кафе «Пушкинъ». 
 
Вопросы, которые были выложены на странице события в «Фейсбуке»
 
Вопрос: Какие изменения для общества несет с собой актуальный этап развития интернета и социальных сетей?

Ответ: Не знаю. 
 
Вопрос: В чем отличие нынешнего состояния Сети от ранних представлений о смысле проекта интернета, сформулированных Джароном Ланиром, Джоном Барлоу и другими?
 
Ответ: О бог ты мой, кто это?
 
Вопрос: К чему ведет избыток информации, общедоступность и воспроизводимость знаний, возможность высказаться на любую тему, обращаясь «ко всему миру»?
 
Ответ: Недавно прочитала интервью с профессором Капланом, там он говорит, что избыток информации не ведет, а уже привел к учащению случаев шизофрении в десятки раз. 
 
Вопрос: Будет ли общество после социальных сетей развиваться в сторону большей свободы? Или мы делаем шаг в направлении антиутопии в духе Хаксли?
 
Ответ: Конечно, второе, что тут думать? Скоро в туалете посидеть одному нельзя будет. 
 
Вопрос: Чем люди, выросшие в Сети, будут отличаться от тех, кто застал офлайновую культуру?
 
Ответ: Я видела, как ребенок, сидящий на подоконнике, пытался увеличить собачку, которая гуляла за окном, и раздвигал пальчиками окно, как экран на айпаде.
 
Вопрос: Как стандартизация пользовательских интерфейсов, культура копипаста и использование социальных связей в маркетинговых целях отразится на способности людей к творчеству?
 
Ответ: А как использование социальных связей в маркетинговых целях связано со способностью людей к творчеству? 

Игра «Стань философом»

Для тех, кто не согласен с моими ответами (я и сама с ними уже не вполне согласна), предлагаю самому на час почувствовать себя современным философом.

1)Распечатайте список вопросов.
2) Наденьте пиджак или на худой конец шаль.
3) Сядьте в уединении, сосредоточьтесь и попробуйте ответить на вопросы.
4) Спрячьте ответы на пару дней, потом найдите их и прочитайте вновь.

Если они не покажутся вам глупыми / надуманными / противоречивыми — значит, вы НЕ СОВРЕМЕННЫЙ ФИЛОСОФ. 

 

И наконец

Но что же, вы спросите, делали приглашенные эксперты? Нет, они не молчали, и они не говорили глупостей, каждый из них говорил много и интересно, но, КАК ИМЕННО это было связано с темой обсуждения, было сложно понять. Мне показалось, что со мной что-то не так, но на выходе мой товарищ Сережа подтвердил мои самые страшные опасения: ЭКСПЕРТЫ НЕ ЗНАЛИ, ЧТО ТАКОЕ ДИСКУССИЯ!!! Им просто нравилось говорить заранее заготовленные дома или в машине речи. И поскольку это не закончилось ничем криминальным, могу предположить следующее. Впредь, собираясь на дискуссию, достаточно будет подготовить 10-минутную телегу на свою тему и насрать на подготовленные вопросы, аудиторию и своих оппонентов. Это философский подход.
 
Чтобы читателю не показалось, что я провела два часа своей жизни совсем уж бесцельно, я помещаю здесь те бриллианты, которые мне удалось извлечь из гор философской руды.

 



Джарон Ланир
«Вы не гаджет. Манифест»

Некогда пионер разработки киберреальности, сегодня Джарон Ланир предлагает удалить свои аккаунты в соцсетях и стать киберанархистом. 



 Эли Паризер
«За стеной фильтров. Что интернет скрывает от вас»

Исследование систем персонализации данных. О том, как «Гугл» и «Фейсбук» решают за нас, что нам любить и с кем дружить.



Клэй Ширки 
«Включи мозги. Свободное время в эпоху Интернета»

Кибероптимист размышляет на тему того, как можно с пользой проводить свободное время в интернете. Наивный... 

Интересные слова

Фантоматограф (источник термина — «Сумма технологий» Станислава Лема) — виртуальный мир, попадая в который человек навсегда теряет возможность отличать плоды воображения от реальности. 

Цифровые аборигены (digital native) и цифровые иммигранты (digital immigrants) — так американский писатель Марк Пренски назвал бы нас и наших родителей, обозначая разницу между людьми, которые с самого рождения находятся под воздействием цифровых технологий, и людьми, которые родились до цифровой революции и до сих пор не знают, что Internet Explorer — это не единственный браузер в мире (что такое браузер, они тоже чаще всего не знают).  

неологизм, появившийся в начале 90-х в Штатах. 1. Человек, отлично владеющий обработкой и манипуляцией цифровой информацией. 2. Богатый или ученый техногик. 

 

Сногсшибательные цитаты

«Чтобы привлечь читателя на свой сайт, вам достаточно снять и разместить видео  "Опа Джигурда"». (Кирилл Мартынов, кандидат философских наук МГУ им. Ломоносова, старший преподаватель факультета философии НИУ ВШЭ)

«Порнуха про волосатых дельфинов — единственное, что дочитывается до конца пользователями Kobo ». (Вячеслав Данилов, философ, главный редактор сайта Liberty.ru)

«Интернет может стать новым камином, вокруг которого соберется вся семья».
(Арсений Хитров, культуролог, преподаватель НИУ ВШЭ)

«Мы живем в обществе принудительного досуга». (Петр Сафронов, философ, декан философско-социологического факультета Российской академии народного хозяйства и государственной службы)

«Можно ли рассматривать интернет как дополнительный орган человечности?» (Петр Сафронов)

«Автор, похороненный Бартом и Фуко, воскрес благодаря ЖЖ». (Андрей Ашкеров, философ, доктор философских наук, профессор МГУ им. Ломоносова) 

 

В качестве эпилога я приведу фото Дмитрия Бутрина (редактора отдела экономической политики в газете «Коммерсантъ»), героического человека, который безбожно опоздал на дискуссию, был без очков, вместо пиджака надел ярко-оранжевый свитер и в конце концов громко заявил, что дискуссия провалилась.
 
 

Следующая лекция с не менее интригующим названием «Метафора, полисемия и вилка Мортона» состоится 17 января. У нас есть еще почти месяц, чтобы подготовить свои слабые нервы и перечитать Бодрийяра. Вперед! 

 

 

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+