Война виртуальных миров
Чем живут профессиональные киберспортсмены
Тысячи людей профессионально играют в Counter-Strike, Dota, World of Tanks и StarCraft. W→O→S отправился на чемпионат по киберспорту в Химках, чтобы поговорить с киберспортсменами, киберспортсменками и комментаторами из команды Virtus Pro о самопожертвовании, борьбе за лидерство и сексизме среди игроков.
Начало
Киберсоревнования появились в середине 90-х, сначала это были матчи по Quake 2. Прорыв нового вида спорта случился в Южной Корее. Стратегия Starcraft была настолько популярна, что центральные каналы стали транслировать битвы лучших игроков в прямом эфире. До сих пор никто не смог превзойти Азию по размерам призовых фондов.
В России
Россия стала первой страной, в которой соревнования по компьютерным играм были признаны официально — это случилось в 2001 году. Правда, бюрократия оказалась беспощадной к виртуальному миру: в 2006-м киберспорт лишился статуса, потому что у игроков не было «зарегистрированного в установленном порядке общероссийского физкультурно-спортивного объединения».
Деньги
Несмотря на успехи команд, регулярное финансирование киберспорта началось только несколько лет назад. Пока это только отдельные договоренности с компьютерными компаниями и эксперименты инвесторов. Так, на Украине недавнее возрождение соревнований в компьютерных играх связано со строительством огромной Киберарены в Киеве. Российские организаторы пока ограничиваются арендой кинотеатров.
Реклама
Сегодня у киберчемпионата может быть сразу несколько спонсоров. Производители игр намеренно спонсируют соревнования, чтобы закрепиться как дисциплины и привлечь дополнительных игроков. Именно так случилось с бесплатной белорусской онлайн-стрелялкой World of Tanks. На соревнованиях в Химках шла мощная пиар-компания некой игры Shadow Company, на которую профессионалы смотрели с брезгливостью.
Команды
Индивидуальные игроки чаще всего собираются в большие команды — так легче найти спонсоров или вскладчину оплатить оборудование и дорогу на живые турниры (они называются LAN). Украинские звезды Na Vi специализируются в игре Dota 2, крупные российские команды (Team.Empire и Virtus Pro) включают в себя игроков во всех дисциплинах.
Успех
Существуют игроки-звезды, такие как White-Ra. Этот человек, также известный как Алексей Крупник, собирает сотни тысяч зрителей на трансляциях своих матчей и участвует в соревнованиях по всему миру.
Игроки и комментаторы
Даурен Кыстаубаев — AdreN
Спортивная дисциплина
Counter-Strike
Я в киберспорте с 2003 года. Начинал с Quake 3, а когда он исчез из соревнований, перешел на Counter-Strike. Я всегда любил игры и хотел, чтобы они были частью моей жизни. Конечно, чтобы хорошо играть, нужно много тренироваться. В обычные дни по пять часов в день. Но бывает по восемь и даже двенадцать часов тренировок. Конечно, с перерывами. Важно выходить на улицу, играть — в футбол, например, иметь какое-то хобби, кроме игр. Нельзя сидеть все время дома, иначе потеряешь форму. В играх, как и в любом спорте, важна выносливость. Есть многие геймеры, которые сидят дома все время, жрут за компом. Профессиональные игроки стараются не переигрывать.
Илья Пивцаев — Illidan
Спортивная дисциплина
Dota 2
В любом спорте для успешной игры нужно одно и то же: стопроцентная самоотдача, мотивация без дополнительных вещей, денег там: ты начинаешь думать, как тебе лучше все это сделать, и это, наверное, самое главное. Нужно всегда самосовершенствоваться, искать то, чего ты раньше не умел. Ведь любая дисциплина, когда ей занимается большая масса людей, сразу становится сложной. И когда ты занимаешься этим, чтобы быть лучшим, то неважно, прыжки это с шестом или Counter-Strike.
Ярослав Кузнецов — NS
Спортивная дисциплина
Dota 2, капитан команды
Игроки команды получают зарплаты, так что я могу полностью себя посвящать этому делу. Это не очень большие деньги, но мы нет-нет что-то да выигрываем, какие-то турниры или какие-то места берем призовые — это идет как бонус к зарплате. Иногда приходилось подрабатывать, потому что далеко не всегда предоставлялась возможность жить на заработки от турниров. Как и в обычном спорте, в киберспорте есть свои победы и спады. Но сейчас я более-менее доволен своей командой. Вся моя жизнь так или иначе связана с киберспортом, я в этом мире с 17 лет. Когда мне нужно было делать выбор, думать о какой-то работе или учебе, я выбрал пойти по этому пути, обучение в российском вузе просто не показалось мне интересным, чтобы проводить там время.
Дмитрий Касаткин — KycoK_Ov4arku
Спортивная дисциплина
World of Tanks
Игра World of Tanks появилась два с половиной года назад. По киберспортивным меркам это недавно — до этого я киберспортом не увлекался. Просто хорошо играл, был в одном из топовых кланов. И когда начали организовываться турниры, мы собрали команду и начали там участвовать. Перспективы у игры огромные. Недавно объявили старт огромной лиги с призовым фондом в $2,5 млн. Есть информация, что за этим планируется крупный турнир, такой же как International по Dota 2. Миллионы долларов за первое место.
Владислав Перчик — kabyraGe
Комментатор по игре StarCraft 2
История комментирования компьютерных игр у нас началась с обучающих видео для журнала «Игромир». Потом появилась техническая возможность вести прямые трансляции. В среднем такая трансляция собирает от 3000 до 10 000 зрителей. Видео на YouTube — еще больше и живут дальше своей жизнью. Комментатор должен осветить такие неочевидные вещи, которые рядовой зритель не знает. Есть, конечно, зрители, которым комментатор не нужен — они даже смотрят без звука. Но обычно люди понимают немножко, и им интересны какие-то неочевидные моменты: история противостояния между игроками, история стратегии, по которой они играют, подходящие цитаты из Пелевина. Ну и плюс комментатор управляет движением камеры — зрителю не надо самому ничего нажимать, он может расслабиться и все получать в готовом виде.
Александр Попов — KTS
Комментатор по игре StarCraft 2
В свое время понял, что для регулярных тренировок мне не хватает усидчивости. Да и побеждать я люблю не настолько, чтобы побороть лень быстро кликать мышью. Так что я стал комментатором. Комментаторы бывают разные, кого-то любят за хороший анализ игровой ситуации, других — за сильную энергетику, третьих — за эмоциональность. Всем одновременно не угодить, поэтому у всех комментаторов есть как постоянные зрители, так и люди, которые их недолюбливают. Бывают те, кто комментирует независимо, но в России большинство комментаторов привязаны к командам. Это дает мне возможность обозревать большие события, а я поставляю на сайт команды постоянный контент.
Ольга Дунаева — KozaDereza
Спортивная дисциплина
Dota 2, капитан команды
Нет разумного объяснения тому, что женский киберспорт существует отдельно. В обычном спорте-то понятно, разница в физических возможностях, а у нас — не знаю. Первый, кто ответит на этот вопрос, получит Нобелевскую премию. Но факт остается фактом, девочки в сравнение не идут с профессиональными ребятами. В приоритете у нас, конечно, организовывать большие женские турниры, которые пока проходят в подполье, тихонько. А так мы тренируемся, конечно, против ребят, стараемся играть мужские турниры, но все это тренировки только.
Полина Парака — Exilia
Спортивная дисциплина
Counter-Strike, капитан команды
В киберспорте так получилось, что изначально мальчики играли, а девочки втихаря сидели в темном уголке и соревновались между собой. Ну даже не соревновались, а сами для себя тихонько играли. Потом поняли, что точно также могут играть, собирать команды. Но, наверное, девушки слишком опоздали и поэтому отстают по уровню от мальчиков. Девочек, которые с самого детства начинают играть, меньше. И они позже друг друга находят. Часто сталкиваешься с неприятным отношениям со стороны. Пишут что-нибудь вроде: «Иди на кухню, нечего тебе здесь делать. Ваш женский Counter-Strike отстой и не зрелищный совсем». Но нам все равно, мы от этого не перестанем играть.
Подпишитесь на нас в социальных сетях