Как выживает самиздат
Профессиональный медиаигрок W→O→S изучил состояние любительского самиздата и составил список фэнзинов, подающих надежды.
Страстные поклонники музыкальной журналистики несколько лет назад были сломлены необходимостью регулярно выпускать бумажное издание. Перейдя в интернет, теперь спокойно обновляют сайт несколько раз в месяц. Или не обновляют. В этом фэнзине можно прочитать отрывки из новой книги Кушнира, ностальгическое интервью с Троицким и репортаж с места совершения неким музыкантом самоубийства. Как и в былые времена, авторы радеют за судьбы панк-музыки, но, бывает, оглядываются по сторонам и пишут, например, про секс.
Цитата: «Сиськи не провоцируют на поступок, подвиг, столкновение с миром. Ими можно восторгаться на расстоянии, и они не осудят вас за то, что вы так и не решились с ними познакомиться. Жопа смотрит на слабость с презрением. В этом легко убедиться — ведь именно жопу видишь за секунду до того, как за ее хозяйкой захлопываются двери вагона».
Фэнзин — это печатное или интернет-издание, которое делают фанатики-любители. Может быть периодическим или наоборот. Первым российским фэнзином считается журнал «Гусли кота Василия», выпускавшийся в Свердловске в 1966 году. Так как преимущественно такой самиздат — инициатива именно музыкальных фанатов, большинство журналов посвящено музыке. Отдельный жанр — самиздат о самиздате.
Среди любительских изданий, которые славятся своей недолгой жизнью и быстрой немучительной смертью, есть и выдающиеся примеры. Например, Granta — фэнзин студентов Кембриджского университета 1889 года, который за сто с лишним лет превратился в толстое бумажное издание. В Granta печатались А.А. Милн, Г. Гарсия Маркес и Б. Флетчер. Сейчас Granta — журнал, который выпускает сборники лучших британских писателей.
Foggy Youth
Журнал о российской музыке, прославившийся благодаря своему паблику в «ВКонтакте». Артем Макарский, основной автор журнала, пишет о новинках российской музыкальной индустрии, которые выходят на независимых лейблах или просто в Сети. Единственный фэнзин о российской музыке, который не просто выкладывает релизы групп, но и пишет на них рецензии.
Цитата: «Zmet, будь он записан сейчас, непременно получил бы тег #тленвейв, хотя на альбоме имеются и скрытые светлые мотивы, выглядящие, правда, довольно сиротливо на фоне общей суицидальной тяги; словом, Pitchfork влепил бы все 9.4, а Wire разместил бы группу на обложке».
«Опустошитель»
Журнал, сверстанный как университетская методичка — с выходными данными, аннотацией и правильно оформленным списком авторов. Выходит три раза в год, каждый номер посвящен определенной теме: семье, нетерпимости, демократии или боли. Редакция находится в Москве, а источник финансирования — в Петербурге. «Опустошитель» определяет свою тематику так: «модернистская литература, философия модерна и авангарда, экстремальная публицистика». Понятно, что хорошего ждать не приходится. Но любопытное все же есть. Например, стихи.
Цитата:
«На далеком осколке
безымянной планеты
я считаю слонов,
призываю
явление атомной
бомбы.
Я — человек.
Меня не изменишь».
Дмитрий Хаустов, «Как я считал слонов»
Духовность
Создатель фэнзина — человек, маниакально скупающий кассеты неизвестных музыкантов, выпускающихся на таких же неизвестных лейблах, имеет уникальное чутье. Он первым узнает о существовании записи, пишет о ней в «Духовности», и через год этот неизвестный артист уже играет в модном московском клубе.
Цитата: «Представьте себе, что вы не зарабатываете интеллектуальным или физическим трудом. Представьте себе, что у вас нет ног. Ваше тело — покрашенный желтой краской металл, движущийся на выдерживающих его огромную массу круглых резиновых колесах. С самого рождения вы возите людей. Голландских пенсионеров, студентов, школьников, спешащих на работу или не спешащих никуда. Больных, здоровых, трезвых и не очень».
«Здесь»
Контркультурный фэнзин, кишащий тегами: «детская любовь к смерти», «холодная замкнутая красота», «семантика прощания», «слегка звенящая усталость». Если бы у Генри Миллера был блог, он бы был таким как «Здесь».
Цитата: «Он не останавливается на этом, выпивает таблетку и поливает ее с еще большей жадностью. Совершенно потрясающий эффект вбегает в комнату и с размаху бьет меня по лицу. Я падаю, вскакиваю, падаю, вскакиваю, падаю, падаю, умираю, предварительно занявшись с ней любовью и приняв последнюю на сегодня таблет».
Есть и более известные фэнзины. Их основной минус в том, что они известны.
guerrilla.ru
Сайт с еще более неочевидной навигацией, чем W→O→S. Картинки на главной — просто ссылки на материалы в гугл-документах. Статьи посвящены таким важным темам, как кукинг(это танец, но расскажет о нем скорее «Википедия», чем эта статья), трехмерные модели голых женщин и американские пуховики в Корее. На сайте не хватает одного — гугл-дока с расшифровкой сленга «Герильи».
www.looo.ch
Боевое подполье интернета, затерянное где-то между Киевом и Нью-Йорком. Портал всецело посвящен Эросу и Танатосу (в их неожиданных проявлениях). Основная черта этого фэнзина — достаточно регулярная необходимость высказаться в форме безапелляционного манифеста с эякуляцией в качестве лейтмотива.
www.royalcheese.ru
Считают себя отвязными и паразитируют на теме секса, время от времени засовывая себе в задницу фисташковые эклеры. К сожалению, не всегда выдерживают эту стилистику, поскольку абсолютно всеядны. Найдут в интернете фото голых женщин — выложат женщин. Найдут детские иллюстрации — и их разместят. Также славятся плохими шутками — например, пытаются сделать пародию на популярный материал с другого сайта, но в итоге просто копируют куски чужого текста.
tesnota.com
Блог обо всем, что видят и слышат авторы. Засвеченные фотографии, сделанные на пленку, не внушают доверия. Слово «доппельгангер» в лексиконе авторов — тоже. «Мы такие же, как вы, — как будто говорят редакторы блога, — мы ходим в те же места, где нам так же скучно, как и вам, и мы так же страдаем». Но кто сказал, что мы страдаем?
mtrpl.ru
Редакцию «Метрополя» одновременно подозревают в связях с недобитым движением «Наши» и пермской подпольной журналистикой. Кем бы они ни были, эти люди сочиняют интервью с мертвыми политиками и живыми рэперами и предваряют каждую статью напоминанием о том, насколько циничен и неумолим ее автор.
Подпишитесь на нас в социальных сетях