Это не грязь, это дерьмо
Непридуманная достоевщина по мотивам книги Ирвина Уэлша
В этой рубрике мне дают писать что угодно, поэтому расскажу старый анекдот. «Чем отличается офицер царской армии от советского офицера? Первый слегка пьян, до синевы выбрит и, если дама замечает, что у него дурно вычищены сапоги, идет и стреляется. Советский же офицер слегка выбрит, до синевы пьян и, если дама замечает, что у него на сапогах грязь, говорит: "Это не грязь, это говно"».
«Грязь» — русское прокатное название фильма Джона С. Бейрда, книга же Ирвина Уэлша, по мотивам которой он снят, у нас вышла под названием именно «Дерьмо»; в оригинале и книга, и фильм называются Filth, так что анекдот преследует меня неспроста. Более того: если заменить первого персонажа на английского джентльмена, а второго — на шотландца, причем полицейского, будет тоже довольно смешно и в тему. Тема шотландской самобытности сейчас страшно актуальна: они же готовятся провести референдум о независимости, показать Лондону огромную фигу. Половина фамилий в титрах имеет приставку «Мак-», все рокочут и грохочут, как будто у них полный рот камней, и отрываются на теме местного патриотизма с тем же наслаждением, с каким афроамериканцы называют друг друга ниггерами. Великая нация, подарившая миру гольф, стихи про гномов и батончики Mars; соль земли; самобытность такая густая — рукой не пропихнуть.
Катя Метелица — автор «Дневника Луизы Ложкиной» и других книг, колумнист разнообразных медиа. На W→O→S рассказывает о просмотренном на неделе кино.
Естественно, все персонажи фильма
(и книги) в разной (то есть изрядной, еще большей и совсем уж запредельной степени) — подонки, моральные уроды, недотыкомки и извращенцы. Алкоголики
и наркоманы. Ирвин Уэлш — автор романа Trainspotting, по которому снят культовый фильм, и он верен своей теме.
Роман удивителен еще тем, что часть повествования в нем идет от лица ленточного глиста, проживающего
в нутре главного героя с пародийно-шотландским именем Брюс Робертсон (Роберт Брюс наоборот). В фильме от этого приема благоразумно отказались,
тяжелый фекальный юмор свели
к минимуму, заместив более приемлемым генитальным. Очень, кстати, смешно.
Ну и еще много чего поменяли — это не экранизация, это именно
«по мотивам». Причем основной мотив такой: личная человеческая история главного героя, детектива Брюса Робертсона — неудачника, морального урода, подонка, недотыкомки и извращенца. Его играет (внезапно) Джеймс Макэвой. Тот самый, который фавн мистер Тумнус в первых «Хрониках Нарнии».
И Робби в фильме «Искупление» по роману Иэна Макьюэна, если этот пример вам ближе. Да! И молодой Чарльз Ксавьер в приквелах «Людей Икс».
А теперь смотрите: в первом фильме Белая Королева превращает его
в ледяную скульптуру, во втором — ложное обвинение, тюрьма, война, гангрена, в третьем ему ломают позвоночник. Родился в 1979 году в Глазго, рост пять футов семь дюймов, голубые глаза, брюнет, веснушки. Что-то есть (было?) в нем очень прекрасное — так и хотелось это сломать, уничтожить. Как юный Симор Гласс не удержался и бросил камнем в девочку ни с того
ни с сего, и все решили, что он ненормальный и ненавидит ее. А он ее, наоборот, любил. Просто «она с этим котенком на дорожке была чересчур хорошенькая» (Дж.К. Сэлинджер, «Выше стропила, плотники»).
В «Грязи» Макэвой совсем не «слишком хорошенький». Напротив — очень неприятный. Поначалу вроде проблескивает некоторое отрицательное обаяние, но — говорит, говорит, говорит, не замолкает, хлопочет в кадре, убийство не расследует (а мы ведь любим, чтобы расследовали), и шутки
по большей части дурацкие, и член у него маленький. Какая-то прореха на человечестве, стереть бы ластиком. А потом — хопа. Из психоделической (назовем условно так) карусели реальных событий, трипов, флешбэков, признаний на кушетке и просто вранья вырисовывается история: жалкая, банальная, совсем понятная. И никакой тут не психодел, а самый что
ни на есть психологизм высокой классической школы. Достоевщина, если вы понимаете, о чем я. В книге этого, по-моему, и в помине нет. А в фильме — есть, и это очень круто.
Можете его, конечно, не смотреть, особенно если у вас низкий порог брезгливости. Но кино преотличное.
Подпишитесь на нас в социальных сетях