Воскресная библиотека: ваше «я» — это другие люди
Как работает самоисполняющееся пророчество?
Продолжаем библиотечную серию для тех, кто собирается начать новую жизнь с Нового года. Новинка от Ричарда Шелдона поможет прекратить отбывание ненавистной трудовой повинности и заняться тем, что вам действительно нравится. Автор объясняет, как ожидания других людей влияют на наше восприятие себя и трудоспособность и почему не следует делать что-либо только потому, что другой от вас этого ждет.
*Об авторе
Ричард Шелл ― профессор права, деловой этики и менеджмента в Уортонской школе бизнеса при Пенсильванском университете, директор мастерской переговоров для руководителей, автор нескольких мировых бестселлеров.
**Об издательстве
«Альпина Паблишер» — ведущее российское издательство, выпускающее деловую и профессиональную литературу, а также книги по личному и профессиональному совершенствованию, аудиокниги, электронные книги и видеокурсы. За 15-летнюю историю выпущено более 6 млн экземпляров книг лучших российских и мировых авторов.
Ричард Шелл
Стратегия успеха: Как избавиться от навязанных стереотипов и найти свой путь
Пер. с англ. Альпина Паблишер, Москва, 2014.
В знаменитом исследовании 1966 г. «Пигмалион в классной комнате» психолог из Гарвардского университета Роберт Розенталь и его коллега Ленора Якобсон сообщили преподавателям, собранным в 18 разных аудиториях, что в каждом классе есть несколько одаренных учащихся и что, согласно проведенному тестированию, они, скорее всего, продемонстрируют в течение учебного года «необычайные интеллектуальные способности». На самом же деле эти студенты были отобраны случайным образом и по сравнению со сверстниками никакими выдающимися способностями не отличались.
Восемь месяцев спустя оценки этих «одаренных» студентов (20% из каждой классной комнаты) по многим учебным дисциплинам оказались значительно выше, чем у их однокурсников, причем многие разительно, почти на 30 пунктов, улучшили показатели своих интеллектуальных способностей. Таким образом, ожидания преподавателей о том, что эти студенты должны добиться большего успеха, чем остальные, вылились в значительно более высокие учебные показатели.
Феномен оправдывающихся ожиданий (он также называется «самоисполняющимся пророчеством») объясняется совокупностью двух причин. Тот, кто формулирует такие ожидания, относится к другому человеку совершенно по-иному и дает ему более стимулирующие задания. А тот, кто получает такое предложение, принимает его как точную оценку своих способностей, и это, в свою очередь, повышает уровень прикладываемых им усилий.
Урок весьма прост: вы должны понять силу пребывания в высоко результативной социальной среде высоких ожиданий и понимать ее отличие от низкорезультативной среды низких ожиданий. Социальные условия могут сильно повлиять на ваши убеждения, и это скажется на тех усилиях, которые вы прикладываете, и результатах, которых вы достигаете.
Подводя итог, можем твердо сказать, что источниками идей о вашем «истинном "я"» часто становятся другие люди. И исследователи в области медицины, и психологи, изучающие силу внушения, пришли к выводу, что если люди, которых вы уважаете, демонстрируют уверенность в вас, то это может вызвать определенные изменения в вашем поведении. В случае плацебо-эффекта положительный результат дают непроизвольные мозговые химические реакции на внушение. В контексте эффективности более высокие ожидания окружающих могут привести к тому, что человек начнет прикладывать больше усилий для решения поставленной задачи.
И, наконец, если вы понаблюдаете за собой со стороны в свете доверия, оказанного вам другими людьми, то придете к выводу, что фактически ведете себя так, как этого от вас и ждут. Это укрепляет вас в мысли о том, что их ожидания вполне оправданны, и придает вам уверенности. Вы готовы ставить перед собой новые, более трудные задачи.
Подпишитесь на нас в социальных сетях