Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Странный телевизор: Развлекательные шоу лихой эпохи

Откуда вышли «МузОбоз» и «Сам себе режиссер»?

дата:
27 февраля

 Администратор паблика «Орбита-4» Александр Павлов продолжает знакомить нас со свободным и оригинальным телевидением 90-х. На этот раз здесь собраны развлекательные и молодежные передачи, которые нынешнему зрителю довольно трудно отличить от серьезных шоу или даже ютубовского трэша.

 

<iframe width="640" height="480" src="//www.youtube.com/embed/cZHP4c-bAl0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

 «Звездный час»

Возможно, самая популярная детская телевикторина за всю историю российского телевидения, процентов на 80 державшаяся на харизме ведущего Сергея Супонева (хоть и вел он ее не самого момента создания). Почта отказывалась доставлять мешки писем с заявками, во время штурма «Останкино» в 93-м сотрудники стоически монтировали выпуск «Звездного часа» и только потом шли снимать, что происходит, а в городе Северодвинске открыли пришкольный музей в честь девочки-победительницы — возможно, что в интервью создатели несколько преувеличивают, но в подобные истории все равно верится с легкостью. При этом особое обаяние всегда крылось в деталях — в самодеятельных номерах или в финальных спичах участников, ну, или просто в антураже: как, к примеру, можно не влюбиться в программу, где все присутствующие, включая ведущих, одеты в костюмы, как у группы Die Antwoord.

<iframe width="853" height="480" src="//www.youtube.com/embed/u7Qu2OUVlSg" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

 «Тин-тоник»

Ранний проект студии «До 16 и старше», сочетавший в себе еще советскую подачу материала (вроде ужасных рубрик про здоровое питание) с уже довольно приличным контентом: подросткам рассказывали что-то про современное искусство, объясняли, в чем вред секты «Аум Синрике», а информационным поводом свободно мог стать выход свежего номера журнала Zabriski Rider. Нетривиальной музыки тоже было в достатке — пел и давал интервью Лаэртский, танцевал Вова Веселкин из «АукцЫона», трясли ирокезами и играли сайкобилли какие-то совершенно безвестные, но симпатичные парни.

<iframe width="853" height="480" src="//www.youtube.com/embed/zxfW_LUTdwU" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

 «Про это»

В 1997 году канал НТВ изо всех сил сражался с ханжеством и идиотизмом: во-первых, протаскивал в эфир «Последнее искушение Христа» Скорсезе, а во-вторых, запустил ток-шоу, посвященное сексу, причем с колоритной темнокожей ведущей Хангой («единственной, которая не краснеет, говоря про ЭТО»). Ничего особо шокирующего, там, разумеется, не обсуждалось, но многим в студии все равно было не вполне удобно (и даже само слово «секс» часто произносилось с неуловимо стыдливыми нотками), не говоря уже о зрителях-пуританах. Тем не менее, когда среди гостей студии в наши дни видишь Тину Канделаки в качестве ведущей эротического радиошоу, которая заявляет, что ее как журналиста интересует сексуальная жизнь Бориса Березовского, мир вокруг начинает играть совершенно новыми красками.

<iframe width="853" height="480" src="//www.youtube.com/embed/r0prIXE16RU" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

«Знак качества»

Раздача 15!ти минут славы каждому, кто захотел, и YouTube до появления YouTube — «Знак качества» на ТВ-6 практически не старался хоть как-то держать себя в рамках и позволял выступить по телевизору даже с самым жалким и нелепым номером. Транссексуал в поисках работы, сумасшедший доморощенный перфомансист в майке-алкоголичке, разномастные певцы и танцоры, любители садомазохистских игрищ и даже поэт-концептуалист Дмитрий Александрович Пригов, просивший прощения у знакомого мальчика из детства и вообще сетовавший, что в жизни не хватает покаяния.

<iframe width="853" height="480" src="//www.youtube.com/embed/t2F6DRaNRaM" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

«Акулы пера»

Народ против звезд шоу-бизнеса: «Акулы пера» довольно продолжительное время занимали нишу самого скандального ток-шоу, в котором злые на весь мир журналисты (в первую очередь, Отар Кушанашвили в неизменном образе анфан террибля) изводили неудобными вопросами не всегда готовых к такому повороту звезд. Спрашивать в основном любили про деньги и про личную жизнь, гости в ответ заметно нервничали и либо срывались на грубость (называя коллег по цеху плохими словами или указывая интервьюерам на убожество в одежде и общее скудоумие), либо просто делали круглые глаза— все-таки ситуацию, когда у Вячеслава Малежика интересуются, не гей ли он, уверенно можно отнести к категории сюрреалистических.  

<iframe width="853" height="480" src="//www.youtube.com/embed/HsFVQH45JzM" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

«Песни с Фоменко»

От Николая Фоменко в информационном пространстве 90-х укрыться было практически нереально: многочисленные проекты типа «Русских гвоздей» (шутки про попсу), «Проще простого» (малобюджетная викторина) или «Перехвата» (псевдореалити с угнанными машинами), бесконечные рекламные джинглы на «Русском радио» (которые потом даже спародирует Пелевин — «ни иконы, ни Бердяев, ни программа “Третий глаз” не спасут от негодяев, захвативших нефть и газ»), съемки в кино, в конце концов, комментирование рестлинга на ТНТ, одного из главных детских воспоминаний российских мальчиков. Две передачи, впрочем, стояли особняком. Первая называлась «Империя страсти» — в ней мужчины и женщины соревновались в выполнении максимально ущербных заданий, попутно играя на раздевание и вызывая жгучее чувство неловкости за всех присутствующих. Вторая — «Песни с Фоменко» — продержалась совсем недолго, но стала настоящим памятником полной деградации отечественного развлекательного ТВ: в ней, в частности, 40 минут пытались сочинить новый государственный гимн с припевом «Россия страна — всего до хрена!» на мотив «Прощания славянки». Именно после этого эпоха Фоменко окончательно подошла к концу — что, в общем, было вполне логично.

<iframe width="640" height="480" src="//www.youtube.com/embed/nRUqebcud6o" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

«Дрема»

Ночные музыкально-развлекательные эфиры Владимира Епифанцева на «ТВ-6» безоговорочно входят в золотой фонд всего самого дикого, что случалось с нашим телевидением за всю историю. Предложенную руководством канала схему «будут клипы и немного эротики» Епифанцев вместе со своим коллегой Олегом Шишкиным истолковали несколько превратно: если клипы, то Aphex Twin, а если эротика — то с элементами БДСМ, после чего изначально заданный градус абсурда уже не снижался. Рядом с проплаченными музыкальными номерами российских поп-звезд в ротации мог запросто стоять Burzum, Анфиса Чехова несла в кадре какую-то безумную ахинею, поигрывая с тренажером для пресса, а интервью, например, с Элтоном Джоном, переозвучивалось так, будто тот радостно рассказывал, как накормил русских лосей 20-тикилограммовым пакетом чипсов. Порой происходило и вовсе невообразимое: однажды Епифанцеву удалось вывезти приехавшую на гастроли группу Einstürzende Neubauten на московскую стройку (дескать, вот вам риал индастриал) — в ответ Бликса Баргельд резонно интересовался, почему ему приходится стоять по щиколотку в каком-то говнище и когда будет обед.

<iframe width="640" height="480" src="//www.youtube.com/embed/PJUvJ_211KY" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

«Монтаж»

Уголок прогрессивного юмора позднегорбачевских и раннеельцинских времен от молодого Дмитрия Диброва (еще не поссорившегося с собственным рассудком) и его друзей, продолжавший традицию советской передачи «Веселые ребята» — умеренно зубастая сатира и обаятельные в своей примитивности видеоэффекты. И если пародийные сюжеты особенно не впечатляли (хотя «В стране запретили прищепки, потому что граждане в разгар антиалкогольной компании пережимают себе нервные окончания в носу и после попадают в тенеты порока» — это сильная идея), то компьютерные изыски до сих пор вызывают чистый восторг. В первую очередь, из-за сделанной на 386-м IBM экранизации поэмы Бродского «Представление», но и любой другой выпуск (вроде того, где черно-белые Ленин, Штирлиц и Чапаев взаимодействуют с реальностью в гастрономе) зачастую отдает самым настоящим «Монти Пайтоном».

<iframe width="853" height="480" src="//www.youtube.com/embed/7YDsH3DJQGQ" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

«Демо»

Страшно недооцененная (просто потому, что ее очень мало кому довелось увидеть) и совершенно неописуемая передача, шедшая по петербургскому «Шестому каналу» в 97-м. Расцвет кислотной эпохи в лучшей своей визуализации: демонстрации причудливых коллекций одежды, известный тогда стилист Константин Гончаров то ли под наркотиками, то просто в своем обычном состоянии, модные диджеи, довольно специфический видеоарт, просветительские сюжеты про творчество Рене Магритта и тому подобные эстетские радости.

<iframe width="640" height="480" src="//www.youtube.com/embed/ppzhWofADqM" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

«До 16 и старше»

Основа молодежного вещания на первой кнопке, с советских времен пережившая множество инкарнаций и имевшая такое же множество сайд-проектов (вроде программы «Рок-урок», куда, например, с удовольствием приходили разговаривать Гребенщиков, Курехин, Шевчук, Наталия Медведева и кто только не). На пик формы «До 16 и старше» вышла примерно к 1999 году (и, к сожалению, спустя некоторое время закрылась), когда за нее взялись Сергей Лобан и Марина Потапова — идейные вдохновители арт-группы «зАиБи» («За анонимное и бесплатное искусство»), которые позже прославятся как создатели фильмов «Пыль» и «Шапито-шоу». Все каноны подростковой передачи, само собой, сразу же пошли прахом: в эфир ставили перфомансы «Общества Радек», а в качестве гостей помимо условных «Иванушек International» приходила московская арт-тусовка и их друзья: художник Осмоловский, покуривая сигарету, невозмутимо рассказывал подрастающему поколению, что лучший способ прославиться — это сжечь себя на Красной площади, режиссер Юхананов показывал спектакль с даунами, кинокритик Корецкий зачитывал манифест группы KLF, а артист Епифанцев просто украшал своим присутствием окружающий мир.  

<iframe width="640" height="480" src="//www.youtube.com/embed/nkwI4jKPrx0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

«Сам себе режиссер»

Самый первый и самый известный российский клон классического шоу канала ABC в жанре «смешное хоум-видео»: в кадре взрослые, дети и коты, все эффектно падают под записанные заранее комментарии и хохот — в общем, один из главных зрелищных хитов времен начальной школы. Страшно осознавать, что и через 22 года с момента дебюта (участники ранних выпусков присылали сюжеты, без шуток, на кинопленке) «Сам себе режиссер» скрюченной рукой зомби продолжает скрестись с той стороны экрана. У ведущего Алексея Лысенкова теперь седина, вылеченный алкоголизм и сомнительная репутация любителя бытового насилия, VHS-записи, датированные 1995 годом, по-прежнему составляют важную часть программы, а в финал выходит ролик с женщиной-бомжом, волочащей пакеты на веревке (причем озаглавленный авторами как «Паровозик из Ромашково»). Тем не менее, по сравнению со своими золотыми временами, «ССР» стал несколько скромнее: из студии давно исчезли безумные куклы-чревовещатели, в конкурсе «Слабо» никто не прибивает конечности гвоздями к доске, и хотя песня «Я всегда с собой беру ви-де-о-ка-ме-ру» продолжает звучать в заставке, победителю теперь полагается всего лишь заурядный планшетник.

<iframe width="640" height="480" src="//www.youtube.com/embed/T44LQ9U_Ync" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

«МузОбоз»

Безусловно, знаковая музыкальная программа постсоветской эпохи — клипы, интервью и дико стильный ведущий Иван Демидов в загадочных черных очках, периодически разбрасывавший листочки с новостями сначала на первой кнопке, а затем на ТВ-6. Подача материала более чем человеческая. Много попсы — но и неоднозначных персонажей типа Паука и даже Летова вполне хватает; присутствуют сюжеты про автора песен группы «Комбинация», который ради пропитания работает в газетном ларьке (а еще открытый гей и любит панк) или про поклонниц популярных исполнителей, жаждущих с ними секса (главные вопросы героям материала: «Вы спите с фанатками? Нет? А как тогда на гастролях обходитесь?»; самих фанаток «ласково именуют жабами»). С годами выяснится, что очки Демидову нужны были только из-за непереносимости света софитов, без них Иван выглядит гораздо неприятнее и вообще, потом он оснует православный канал «Спас» и станет заместителем министра культуры Российской Федерации. «А новостей на сегодня больше нет».

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+