

Немой укор
Булыжник в руке и «пенка» на асфальте — звенья одной цепи


Понять идеологию российской власти невозможно. Консерватизм? Традиционные ценности? Православие? Все это выглядит как не очень убедительная постановка сорокинского «Дня опричника». Никто же не готов действительно растить бороды, закрывать границу и выбрасывать айфоны.
Нынешним «традиционным» ценностям дай бог 40 лет отроду: их можно назвать убогими мечтами эпохи застоя. Это чтобы колбасы и пива по 50 сортов в каждом магазине, на море чтобы летать и Марксу чтобы не молиться. Поколение Путина добилось, в общем-то, всего, чего хотело. Другое дело, что их эстетика югославского пыльного серванта, ковра на стене и сушащихся на бельевой веревке полиэтиленовых пакетов все равно основана на лжи.
Перестройка сделала нас лишь немного честнее.
Из сверхдержавы, предлагающей сценарий развития цивилизации, мы превратились в неблагополучную окраину западного мира под властью жуликов и воров. Население занято потреблением, а наследники номенклатуры довольны тем, что могут открыто воровать миллиарды.
Психология сегодняшней элиты — криминальная, а не политическая. Ведь преступник не оспаривает законы в принципе (в этом его отличие от повстанца), он просто считает себя вправе их нарушать. Если присмотреться, у Путина и его команды такое же отношение к ценностям демократии и рынка, которые никогда не будут оспорены по существу. На словах — страшилки про Госдеп и рассуждения о бездуховности Запада, а на деле — перевалочный пункт НАТО в Ульяновске и крупные контракты.

Формула путинизма такова: мы побеждаем на выборах, потому что мы у власти, а у власти мы, потому что побеждаем на выборах, и сделать с этим вы ничего не можете. Главная же ложь состоит в том, что никто не готов публично обличить этот замкнутый круг. Нас посылают за властью на выборы, за справедливостью в полицию и за правдой в суды. Нас просто посылают. И те, кто должен бороться с несправедливостью, сами становятся главными источниками этой несправедливости.
«День опричника» — повесть-антиутопия Владимира Сорокина, написанная и изданная в 2006 году. По сюжету, в недалеком будущем в России восстановлены монархия и опричнина. По замыслу писателя, эта книга должна предостерегать о судьбе, которая ждет Россию в случае продолжения текущего политического курса
Начавшиеся в декабре прошлого года массовые митинги и шествия обращены не к власти.
Что ей эти протесты? Люди из ближнего круга Путина вполне представляют, что с ними будет в случае реальной смены правительства, и никуда уходить не собираются. Понимая это, утешиться прощальными медведевскими полуреформами — значит снова стерпеть ложь.
Этот протест в первую очередь обращен к согражданам и призывает их определиться. Пресловутое «да или нет» Навального. Белое или черное. Правда или ложь. Можно ли жить дальше, делая вид, что все в порядке. Те, кто гуляет по бульварам и идет в автозаки, становится под дубинки и остается спать под дождем, принуждают сегодня всех остальных к нравственному выбору.
И дело не в том, какой сценарий борьбы выбрать — силовой или нет.
Об этом чересчур много ненужных споров. И тот, кто вчера проколол шины автозаку, и тот, кто просто остался до рассвета, делали одно и то же — говорили правду; просто каждый по-своему.
Можно, наверное, сколько угодно смеяться над тем, что в мобильном лагере играют в бадминтон и поют песни. Но вчера, после налета на лагерь, задержаний десятков человек и окружения цепью полиции с трех сторон, ассамблея лагеря на Баррикадной проголосовала остаться. Остаться немым укором.
Подпишитесь на нас в социальных сетях