«Королевство полной луны»
Из чего сделаны фильмы Уэса Андерсона?
65-й Каннский фестиваль открылся «Королевством полной луны» Уэса Андерсона, в российский прокат фильм выйдет 21 июня. Действие происходит в 1965 году на небольшом острове: на одном конце живет семья Бишопов (мама, папа, трое маленьких сыновей и 12-летняя Сюзи), на другом находится лагерь бойскаутов, из которого сбегает самый непопулярный мальчик в отряде — сирота Сэм. Двое подростков, как выясняется, год состояли в переписке и задумали совместный побег, чтобы пожениться и жить в лесу. Начиная со своей второй картины, «Академии Рашмор» (1998), Андерсон создает на экране собственный узнаваемый мир (особняком стоит «Мистер Фокс» — мультфильм по чужой книжке), и все, чего зритель ждет от этого мира, можно обнаружить в «Королевстве полной луны».
Франция
Андерсон — франкофил и франкофон, его симпатии хорошо известны; скорее всего, именно поэтому французы выбрали «Королевство полной луны» фильмом открытия Каннского фестиваля. Герой Джейсона Шварцмана из «Академии Рашмор» рисует в тетрадке Эйфелеву башню и возглавляет школьное Французское общество. Позже тот же Шварцман встретится со своей импульсивной подругой в короткометражке «Отель ″Шевалье″». В «Королевстве» звучит песня Франсуазы Арди — убегая из дома, Сюзи прихватывает с собой ее пластинку (музыка в картинах Андерсона — отдельная и очень большая тема).
Семья
Андерсона часто называют Сэлинджером американского кинематографа, литературный цикл о семье Гласс оказал на него заметное влияние. Странноватые семейства есть почти в каждой его картине. Братья из «Дарджилинга» воссоединяются после долгой разлуки, чтобы найти маму. Тененбаумы оказываются под одной крышей, когда отец объявляет о своей вымышленной болезни. Стив Зиссу создает семью из единомышленников и изолирует ее от мира в подводной лодке. Главный герой «Королевства» — сирота, который пытается обрести семью и жениться и в 12 лет женится на своей подруге. Сюзи, в свою очередь, растет в семье, в которой мама разговаривает с детьми при помощи мегафона и тайком встречается с полицейским, а папа почти не обращает внимания на внешние раздражители.
Взрослые дети
Герои Андерсона — дети, которым осточертело быть детьми. Трое Тененбаумов, включая приемную дочь, — вундеркинды, которые с возрастом теряют свои способности. Макс из «Академии Рашмор» слишком умен и саркастичен для средней школы, Сэм из «Королевства полной луны» сильно на него похож: он может приготовить обед в лесу и перетащить по веревке чемоданы через реку, но приемные братья и скауты считают его идиотом. Взрослые у Андерсона, напротив, часто оказываются чересчур детьми — вожатый, герой Эдварда Нортона, относится к скаутским нашивкам и значкам гораздо серьезнее, чем его подопечные.
Любовь
Любовь у Андерсона — это всегда сложно. Юный и пожилой герои «Рашмора» соперничают в борьбе за сердце учительницы младших классов, в семье Тененбаумов долгие годы вызревает драма — один из братьев влюблен в приемную сестру, «Отель ″Шевалье″» посвящен трудному чувству Джейсона Шварцмана и Натали Портман. Знакомство с Сюзи, одетой для постановки в костюм ворона, тоже грозит превратиться в роковое чувство — но их союз гармоничен, несмотря на постоянную внешнюю угрозу.
Соавтором сценария «Королевства» стал Роман Коппола — в частности, он придумал, что мама (Фрэнсис Макдорманд) должна разговаривать со своими непослушными детьми при помощи мегафона
Увечья
Персонажи Андерсона проливают кровь — по своей воле или по воле случая. Герой Люка Уилсона в «Тененбаумах» режет себе вены из-за несчастной любви к приемной сестре, у Оуэна Уилсона в «Дарджилинге» всю дорогу забинтована голова (упал с мотоцикла). Героиня «Королевства» разбивает рукой зеркало («Я вышла из себя») и всаживает ножницы в бок одному из преследователей.
Театр
На каннской пресс-конференции Андерсон сравнил свою съемочную группу с театральной труппой — все его фильмы делают одни и те же люди (включая неизменного Билла Мюррея, который в «Королевстве» сыграл меланхоличного отца Сюзи). Сам Андерсон в театре не работал, если не считать школьных постановок (тем же в «Рашморе» занимается герой Джейсона Шварцмана). Марго Тененбаум — драматург, показы фильмов Стива Зиссу похожи на театральные премьеры, главные герои «Королевства» знакомятся во время представления детского спектакля «Ноев ковчег».
Вода
Учительница из «Академии Рашмор» увлекалась Жаком-Ивом Кусто, позднее французский исследователь послужил прототипом для Стива Зиссу, всю свою жизнь посвятившего морю. Действие «Королевства» разворачивается на острове, окруженном водой, — кульминацией становятся шторм и наводнение, которое смывает главный лагерь бойскаутов (постановка «Ноева ковчега» оказывается пророчеством).
Курение
Герои Уэса Андерсона курят. Скрывают это, как героиня Гвинет Пэлтроу в «Тененбаумах». Или не скрывают, как олигарх в исполнении Билла Мюррея из «Академии Рашмор» — он не вынимал сигарету изо рта даже в бассейне. Юный герой «Королевства полной луны» курит охотничью трубку — в сочетании с енотовой шапкой трубка завершает образ пионера Дикого Запада.
По теме
Одежда
В тщательно продуманном мире Андерсона основное внимание привлекают одежда и аксессуары персонажей: красные спортивные костюмы Adidas в «Тененбаумах», луивиттоновские чемоданы в «Дарджилинге», красные шапочки команды «Зиссу»… Большинство детей и взрослых в «Королевстве» носят скаутскую форму цвета хаки (особенно комично в коротких шортах смотрится главный скаутский вожак — Харви Кейтель), один, персонаж Брюса Уиллиса, — форму полицейского; в финале такая же, как у него, форма неожиданно окажется на еще одном из героев.
Интервью с Уэсом Андерсоном читайте на OpenSpace.ru.
Подпишитесь на нас в социальных сетях