Все ли ясно
Необыкновенная история первого русского журнала инфографики
Перед вами необычная история журнала «Все ясно», о котором вы, скорее всего, никогда не слышали (он закрылся пять лет назад). В ней есть всё: наивные мечты, большие деньги и драматическая развязка. Уроки 90-х, письмо Ходорковского, лондонские инвесторы, докризисный бум и переговоры с Усмановым — словом, почти вся история русских медиа нулевых сошлась в одной точке. О неприбыльном инфографическом издании ИД «Секрет фирмы», пытавшемся первым найти новую, еще печатную визуальность, нам рассказали и те, кто им руководил, — автор идеи Александр Локтев и главный редактор Александр Анин, и те, кто там работал, — инфографисты журнала, сейчас работающие в РИА «Новости».
Структура ИД «Секрет фирмы»:
Александр Локтев, инвестор (в прошлом — генеральный директор ИД «Секрет фирмы» и шеф-редактор журнала «Все ясно»)
Я прожил в журналистике достаточно большую жизнь: прошел путь до главного редактора газеты и генерального директора «Коммерсанта». Потом ушел в ЮКОС. Вообще правильно иногда уходить из журналистики, чтобы вернуться со свежими мыслями.
Идея журнала «Все ясно» возникла из двух вещей. Первая: я всегда находился под впечатлением успеха от газеты «Аргументы и факты» в начале 90-х.
Александр Локтев
Краткость, понятность, отсутствие страха перед темами, которых боялись другие, привели к тому, что «Аргументы и факты» получила сумасшедший тираж, притом что газета считалась просветительской.
Вторая: дорогие и красивые путеводители издательства Dorling Kindersley с инфографикой.
Когда появилась возможность вернуться в издательский бизнес с неплохими деньгами, родилась идея сделать издание, которое говорило бы о сложном простым языком и делало это интересно. И чтобы 50% составлял визуальный ряд.
В мае 1990-го газета «Аргументы и факты» была внесена в Книгу рекордов Гиннесса как газета с самым большим тиражом в истории человечества — 33,5 млн экземпляров
Мы знали, что проект экспериментальный. Я, как издатель, был вынужден вмешиваться в дела редакции. Собственно, поэтому Влад Вдовин, которого я сначала позвал быть главным редактором, быстро ушел. Остался его зам, Саша Анин.
Дело в том, что рано или поздно любой журналистский коллектив начинает скатываться к оптимизации. Попроще, побыстрее, не напрягаться. Я добивался того, чтобы каждая заметка была максимально интересной. Не проводил редколлегии, но сидел рядом с Аниным и не давал ему спокойно жить. Когда чувствовал, что получается неинтересно, вмешивался.
С инвесторами познакомился как раз благодаря ЮКОСу. Когда все развалилось, Ходорковский нам через адвокатов передал: «Ребята, все будет хуже, чем я предполагал. Считайте, что все ваши обязательства передо мной сняты. Расходитесь, занимайтесь своей жизнью». Именно тогда я поговорил с этими ребятами. Они сказали, что тоже видят, как растет рынок, и дали мне деньги.
Я создавал издательский дом не для того, чтобы бороду отрастить и превратиться в Дмитрия Муратова. Я хотел заработать денег на том бизнесе, который я понимал. В 2004 году рынок рекламы в России рос на 30-40% в год. По всем законам рынка консолидировать отрасль должны были местные игроки, и моя идея заключалась в том, чтобы сделать быстрый интересный проект, который можно было бы хорошо продать. Что и произошло менее чем за два года. Прогнозируемая мной истерика на рынке случилась даже раньше, и мы продали издательский дом за пять годовых оборотов. Я вернул деньги с хорошим плюсом.
Рынок сначала с восторгом воспринял проект, но потом выяснилось, что рекламодатели не видят, как интегрировать в него свою рекламу. Журнал был пестрый, и обычные макеты смотрелись плохо. Естественно, мы делали дизайн рекламы сами и брали за это бабки. Но подобные истории носили разовый характер. Наша коммерческая служба так и не поняла, как конвертировать восторг в индустриальные решения.
Редакция состояла из пишущей и рисующей части. Между ними был постоянный конфликт, который мне удавалось сдерживать в дружеских границах. Если пишущие не срались с рисующими, я знал, что будет плохой номер... Кстати, с нашим главным художником Максимом Любановским я недавно встретился на одном из митингов.
Идеи шли больше от пишущих к рисующим. Сначала журналисты говорили: вот тебе заметка, придумывай. За это я их больно сек. В итоге добились взаимного опыления, стали садиться вместе. Вообще художники у нас были развитые. Иногда они приносили картинку: мол, нашли в интернете новое решение.
И у нас была своя библиотека образов. Но я очень не хотел, чтобы мы превращались в Graphic News, дочку Reuters, которая каждый день выдает по одной картинке. Сейчас они в РИА «Новости» как раз что-то вроде Graphic News собрались делать. Я их постоянно заставлял не повторять то, что было, а искать новые решения. Главная задача же была, чтобы человек листал и не мог взгляд оторвать.
Продали мы издательский дом Усманову, в «Коммерсантъ», потому что нам была предложена хорошая цена.
Сначала на меня вышел Родионов, который ИД Родионова. При этом я знал, что денег у него нет, но он и его менеджмент — люди трепливые. Назвал цену. Он сказал: «До фига», но уже через несколько дней появилась статья — «Секрет фирмы» продается за такую сумму. Буквально на следующий день мне позвонил Усманов и спросил: «Это правда?» Я сказал: «Похоже на правду».
Генеральный директор «Коммерсанта» Демьян Кудрявцев говорил мне, что ему «Все ясно» нравится и он с ним связывает большие надежды. Прошло полгода, и они закрылись. Васе (Андрею Васильеву — в то время шеф-редактору ИД «Коммерсантъ». — W→O→S) журнал не нравился, но он человек более творческий, менее технологический. Что это за хрень? Где тексты? Где Андрей Колесников? Где колонки, где яркое интервью? Ну и сильно сопротивлялась их коммерческая служба. Они же превратились в телефонное бюро. Им звонят, а девочка снимает трубку, а тут надо было бегать. В общем, если бы не закрыли, был бы еще один хороший бренд. А в итоге сейчас они сделали вроде журнал «Наука», на бабки «Сколкова». Но он скучный.
Александр Анин, главный редактор службы производства программ МТРК «Мир» (в прошлом — главный редактор журнала «Все ясно»)
В 2004 году мне позвонил Влад Вдовин, мы с ним давно знакомы еще по журналу «Профиль». Я в то время был свободен, как раз я уволился из ИД Родионова, где был главредом мужского журнала Moulin Rouge. Влад пригласил меня замом в журнал, где большой массив контента будет отображен через инфографику. Я тогда об инфографике имел весьма приблизительное представление. Показали макет Максима Любановского. Мне понравилось.
Александр Анин
Когда мы начинали, никто не знал, что такое инфографика. Это первый и по сей день единственный проект такого формата. Сейчас все эти прибамбасы в РИА «Новости», но там работает наша же команда.
Вообще инфографист — это отдельная профессия, рисующий журналист. В Европе инфографика с начала 90-х развивается, и особенно испанцы в этом преуспели. Журналист собирает материал и дает техническое задание художнику, а инфографист уже сразу думает, какой вид графики выбрать.
Сейчас я бы брал художников и из них делал инфографистов. Вообще нужно журналистско-художественное образование. Представьте, что на журфаке МГУ было бы отделение инфографики. Но это и теперь вряд ли массово востребовано. Сейчас это логичнее делать в виде интернет-сайта, чтобы было удобнее скроллить картинки. Кроме художников, нужно звать программистов подыскивать движок.
Мы серьезно пытались определить долю текстов — пусть их, например, будет треть, но потом отказались от этого. В какой-то момент я сказал: а давайте сделаем журнал типа гипертекста. Масса расширений, маленьких колонок, одно из другого. Считаю, что до сих пор в России это журнал завтрашнего дня.
Общей линии у нашего журнала не было. Он просто был рассчитан на любопытных людей, которым интересны новые формы поедания информации.
Журнал не стал коммерчески успешным. Для того чтобы вывести в ноль его, надо было вкладываться еще два года. Поэтому его «Коммерсантъ» и закрыл. Усманов целился в «Газету.ру», все остальное ему было не нужно. Просто уломали. Когда все это произошло, Вася сказал: «Саша, мы твой журнал закроем. Он нам совсем не нужен».
Павел Шорох, инфографист РИА «Новости» (в прошлом — руководитель отдела инфографики «Все ясно»)
Меня позвала Ира Борисова, тогда арт-директор ИД «Секрет фирмы». Мы проговорили больше двух часов по телефону, обсуждая возможность создания журнала, наполненного инфографикой. Признаюсь, идея показалась мне если не утопической, то крайне смелой. Ко мне Ира обратилась потому, что я уже работал с инфографикой в «Профиле». Правда, там я скорее переводил и адаптировал схемы инфографического агентства Graphic News под формат издания.
Больше года ушло на то, чтобы выработать у редакторов визуальное мышление. Потом они стали понимать, что нужно нам, а мы — точнее визуализировать их замыслы. Со временем наработали солидный банк изображений: одних только «пупсиков», маленьких человечков, у нас было восемь разновидностей.
После закрытия в 2007 году большинство остались в «Ъ» либо перешли в РИА. А журнал было очень жалко. До сих пор вспоминаю те времена с теплотой и уважением.
Надежда Андрианова, ведущий художник-иллюстратор студии инфографики РИА «Новости» (в прошлом — сотрудник «Все ясно»)
Я попала во «Все ясно» на этапе пилотного номера. По образованию я картограф. Потом уже начала работать и как дизайнер схем. Не только я, мы все учились на ходу, изобретали способы визуализации. О банке готовых решений на тот момент не было и речи. Постепенно он нарабатывался, но тем не менее каждая задача решалась индивидуально.
Сотрудничество между пишущей и рисующей частью было эффективным. Авторы и редакторы отделов проявляли инициативы, хотя понимание, что такое инфографика, только выстраивалось (и было у всех свое), поэтому без конфликтов не обходилось.
Что журнал закроют, стало ясно, как только мы узнали о продаже ИД. Это был отнюдь не прибыльный проект, рекламы было немного. Большая часть отдела перешла в РИА «Новости» под руководство Николая Заикина. Кто-то остался в «Ъ», кто-то ушел на вольные хлеба. От себя могу сказать, что это было удивительное и интересное время. Расставаться с журналом было очень тяжело.
Подпишитесь на нас в социальных сетях