Розовый для мальчиков
Как у всего девичьего, слащавого и стыдного появился свой цвет
Розовый для мальчиков
Как у всего девичьего, слащавого и стыдного
появился свой цвет
Чтобы избежать родительского гнева, при виде младенца в розовом нужно сказать: «Ой, какая девочка!» Потому что розовые мечты, банты и коктейль «Космополитен» — участь женского пола. Новорожденных мужчин для ясности обматывают голубым. Но этот закон вступил в силу не во времена великих открытий и даже не в эпоху романтизма. Тем, что сегодня любой нормальный мальчик с настороженностью относится к розовому цвету, мы всецело обязаны XX веку. W→O→S выяснил, почему так случилось.
Бесполое Средневековье
Долгое время мир не стремился подчеркивать разницу между маленькими мальчиками и девочками. Их считали ангелоподобными созданиями и облачали в длинные платья вне зависимости от пола. Точно так же не было устойчивой ассоциации женщин с розовым. Цвет периодически входил в моду в высших кругах, и тогда в нем щеголяли представители обоих полов. Это был цвет весны, румянца, лососины и здоровья. Его не давали носить только старикам.
До 1770 года в детской одежде чаще всего использовались темно-красные, зеленые и голубые оттенки. С появлением хлопчатобумажной ткани младенцев начали заворачивать в белый. Его легко было стирать, он стоил дешевле, да к тому же всегда считался символом непорочности. При этом ленты, башмачки и оборки делали пастельных цветов: сиреневого, нежно-желтого, светло-зеленого, голубого и розового. Считалось, что они успокаивают ребенка.
Голубой — для девочек
Розовый и голубой были выбраны маркерами пола как самые популярные из детских цветов. Но решить, кому отвести какой, удалось далеко не сразу.
Крупные фабрики не могли договориться между собой, а страны даже и не пытались. Многих капризных покупателей вообще не устраивала ограниченность ассортимента, и они возвращались в каменный век и шили своими руками. Кроме того, ситуацию усложняли изготовители открыток, предпочитающие рисовать только белых аистов безо всякого розово-голубого налета. Но постепенно реклама навязывала сопротивляющейся публике определенные цветовые предпочтения.
«Розовый и голубой: какой из этих цветов лучше для мальчика, а какой для девочки? Такой вопрос задала нам наша читательница, и мы надеемся, что размышления над ним будут интересны многим. На этот счет существуют самые разные мнения, однако согласно общепринятому правилу розовый — для мальчиков, а голубой — для девочек. Это объясняется тем, что мальчикам больше подходит сильный, яркий и насыщенный цвет, а тонкий и изящный голубой красивее смотрится на девочке».
Infants’ Department, Pink or Blue 1918
Блондинки и розовый
В конце XIX — начале XX века выбор между розовым и голубым осуществлялся по принципу «идет — не идет». В расчет брался тон кожи, цвет глаз, волосы, на пол внимание обращали редко. Сильнее модные журналы задавались вопросом, идет ли розовый блондинкам.
«Мад (брюнетка) любит желтое, голубое и зеленое. Глэд (блондинка) — зеленое, пурпурное и розовое. Некоторые считают, что блондинки не должны носить розовое — но это лишь потому, что люди не понимают, как идет розовый цвет натуральным блондинкам».
Woman’s Home Companion, November 1920
В сентябрьском номере Woman''s Home Companion за 1913 год говорится, что картонной кукле-мальчику не понравился новый наряд — «слишком много розовых ленточек!», но, когда кукла-леди из Парижа сказала, что розовые ленточки — это писк моды, мальчик согласился носить новое платье и даже полюбил его.
В Бельгии, Швейцарии и Корее розовый тоже считался традиционным мужским. Он напоминал мясо, силу, кровь, войну.
Главный исследователь розового цвета Джо Б. Паолетти в статье «Розовый и голубой: как отличить мальчика от девочки в Америке» приводит таблицу предпочтений обывателя в детской одежде в больших американских городах в 1927 году.
Город, магазин
Бостон — Filene''s
Нью-Йорк, Манхэттен — Best''s
Нью-Йорк, Манхэттен — Macy''s
Филадельфия — John Wanamaker''s
Лос-Анджелес — Bullock''s
Сан-Франциско — The White House
Новый Орлеан — Maison Blanche
Кливленд — Halle''s
Чикаго — Marshall Field''s
Мальчики
Розовый
Розовый
Голубой
Голубой
Голубой
Розовый
Розовый
Розовый
Розовый
Девочки
Голубой
Голубой
Розовый
Розовый
Розовый
Голубой
Голубой
Голубой
Голубой
Так что на тот момент шансов у мальчиков завладеть неоспоримыми правами на розовый цвет было даже больше.
Революция морячков
Но после Второй мировой в США популярными стали костюмы морячков для маленьких мальчиков, и все перевернулось: голубой стал очевидным цветом мальчиков. А согласно анкетированию магазина Lord & Taylor три четверти их покупателей неожиданно пришли к мысли, что розовый цвет все-таки лучше смотрится на девочках. Но разделяли это мнение еще далеко не все. Компания Lionel Trains попробовала было выпустить игрушечную модель поезда специально для девочек. Успеха розовый монстр не имел. То же самое случилось и с розовым «Крайслером» 1955 года, «первой машиной для дам», — женщины сочли его издевательством над собой. Тогда к такому они готовы не были.
А в 60-х общество вообще решило кардинально избавиться от всех гендерных стереотипов. Эпоха унисекс обожествила джинсы и объявила войну домохозяйкам и барби. И казалось бы, только-только установившейся гендерной маркировке пришел конец. Детскую одежду решили делать яркой и контрастной. Но, как ни парадоксально, на помощь пришли феминистки. Они настолько яростно выступали против розового, что для всех сомневавшихся он уже окончательно стал символом женственности. Мода на унисекс прошла, а символ остался. Цветом завладели не только девочки, но и весь женский род.
«Ошибки, мастурбация и Иисус»
Традиция цветового деления существовала только в некоторых отдаленных районах Франции. Остальные родители умудрялись отличать своих детей друг от друга без использования опознавательных знаков. Радугу считали гендерно нейтральной, и мало кому приходило в голову, что должно быть иначе. Пока детьми не заинтересовались психологи.
Отцом педологии стал Гренвилл Стэнли Холл. Он изучал процесс развития ребенка, а также читал курс лекций, посвященный вопросам пола. Женщин туда не пускали. Несмотря на то что его книгу 1904 года «Инстинкты и чувства в юношеском возрасте» критики назвали «нагромождением ошибок, мастурбации и Иисуса», производителям одежды она очень понравилась. Они заимствовали оттуда главную мысль: внешние различия мальчиков и девочек необходимо подчеркивать с самого рождения для их же пользы.
И в то время, как общество неспешно двигалось в сторону равноправия, швейная промышленность начинала решать свои проблемы и диктовать свои условия. Производителям было невыгодно использовать большое количество цветов. Разделение всей детской одежды по гендерному принципу давало им сразу несколько преимуществ:
— экономия материалов;
— невозможность передавать одежду от старшего к младшему, если им суждено было родиться разнополыми;
— инновационность, привлекающая внимание.
Стыдно быть девочкой
Стремление женщин к равенству привело к тому, что мальчики осознали одно — девочкой быть стыдно. Запрет на розовый заставил девочек еще сильнее его хотеть. И в результате, когда дети, которых одурманенные родители превращали в гермафродитов, подросли, им до безумия хотелось отличаться друг от друга. Это желание было ловко подхвачено рекламным бизнесом. Началась пропаганда мужского хладнокровия и делового склада ума, женской эмоциональности и врожденной любви к покупкам. А чтобы дочь была похожа на мать, а сын не притрагивался к куклам, воспитывать детей нужно соответственно. В этом нелегком деле без помощи розово-голубой индустрии было не обойтись.
Ключевым моментом стало появление розовых и голубых памперсов в 1985 году. После этого с пеной у рта добиваться права мальчика на розовый было бессмысленно. Стены комнат для девочек принялись красить только розовым и покрывать блестками, по углам расставили принцесс, около зеркала разложили косметику. Мальчикам достался голубой и подвешенные к потолку кораблики. На руку производителям также сыграло распространение УЗИ-диагностики. Это позволяло начинать торговлю люльками да горшками еще до рождения долгожданного чада.
Невидимая рука масс-маркета
Новый закон гласил: чтобы что-то сделать женским, достаточно сделать это розовым.
В 2000-х «независимые исследователи» даже научились доказывать, что любовь к розовому заложена в женщинах на генетическом уровне. Журналы пестрили заголовками «Ученые наконец-то выяснили, почему девочки обожают розовый». Довольные производители писали на коробке «с учетом женской психологии» и повышали цену. Несмотря на абсурдность этих исследований, розовые комбайны, утюги, ноутбуки и Пэрис Хилтон расходились на ура. Бритни Спирс и блондинка в законе купались в приторном девчачьем, а розовый пиджак могли себе позволить только отважные пижоны или Элтон Джон.
И хотя в последнее время отношения между розовым и мужчинами несколько упростились, от своего женского образа он вряд ли когда-нибудь отделается. Футболисты могут позволить себе розовую форму, бизнесмены — галстук или рубашку, но надеть на сына штаны цвета клубники или купить цикламеновый автомобиль рискнет не каждый.
Подпишитесь на нас в социальных сетях