Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Cледующая остановка — «Cумеречная зона»

Что нужно знать о самом важном научно-фантастическом сериале, который вы не смотрели

«Вы отправляетесь в путешествие
в другое измерение. Измерение
не только изображения и звука,
но и разума. Путешествие
в удивительный мир, чьими границами служит лишь ваше воображение. Cледующая остановка — сумеречная зона».

 

Примерно с таких слов начинается каждый эпизод «Cумеречной зоны» — классического фантастического сериала, который впервые был показан 55 лет назад, 2 октября 1959 года, по американскому телеканалу CBS, и продержался пять сезонов.

На Западе «Cумеречная зона» — одно из главных шоу прошлого века, которое знают и смотрели почти все, в то время как у нас мало кто понимает, что это вообще такое (если не брать в расчет сомнительный римейк Спилберга, конечно же). По случаю юбилея шоу W→O→S решил объяснить, почему этот сериал нужно посмотреть каждому, кто любит фантастику.

 

дата:
20 октября

Что в «Сумеречной зоне» особенного?

Истории

Когда «Сумеречная зона» только вышла на экраны, сериал был новаторским — таких лихих сюжетов в таком количестве тогда не делал почти никто. Спустя 55 лет он может, конечно, показаться скучной классикой, но это не совсем так. Несмотря на мистическую тематику, большинство серий не выезжает на одном эффекте «очень стремно», а раскрывает какие-то важные философские вопросы. Например, серия про внезапно прилетевших пришельцев может закончиться умозаключением о природе человеческого поведения в экстренных ситуациях. Многие эпизоды «Сумеречной зоны» легли в основу уймы других сериалов и фильмов, но об этом — чуть ниже. 

Минимализм

 

Из-за маленьких телевизионных бюджетов и скромных технических возможностей в те годы создателям «Сумеречной зоны» приходилось выкручиваться. В сериале почти нет спецэффектов — только хитрый монтаж или замысловатые декорации (впрочем, тоже редко). Действие многих серий ограничивается двумя-тремя локациями, а иногда и вовсе одной комнатой. Однако такой минималистический подход никак не влияет на сюжет и атмосферу: сценарий практически работает на литературном уровне, когда зритель по красочному описанию начинает сам додумывать детали, которых ему не показывают. 

Род Серлинг

Серьезный курящий мужчина с бровями «зависть дагестанца», который появляется в начале каждой серии и рассказывает ее завязку — это Род Серлинг, создатель, продюсер и сценарист шоу. Благодаря этому сериалу, Серлинг стал одной из ключевых фигур в фантастике XX века: он представил самые безумные сюжеты, за которые до него мало кто хотел браться, на суд массового зрителя, который их радостно проглотил. Серлинга называли в Голливуде «молодым и злым», поскольку он постоянно ругался со студиями и спонсорами из-за цензуры и выбора тем. Его идеи тогда многим казались слишком провокационными, он пытался отстаивать расовое равенство и затрагивал болезненный в то время в США антивоеннный вопрос. Серлинг отметился и в большом кино как соавтор «Планеты обезьян» — той самой, первой, которая дала толчок буйствующей до сих пор франшизе. Как и в случае с фильмами Хичкока, при жизни мастера никто не осмеливался переснять «Сумеречную зону», зато после его смерти понеслось — Спилберг делает полнометражку, сериал возрождают по избитым канонам ужастиков 80-х (у нас его показывали по СТС), потом закрывают, а в нулевых снова перезапускают и абсолютно бесславно закрывают снова. Нужно сказать, что снять на уровне Серлинга у его последователей получалось редко. 

Это 60-е

В наше время многие реалии этого сериала смотрятся по-настоящему странно, и потому интересно. Род Серлинг, как и многие его герои, спокойно курит в кадре и рекламирует бренды сигарет. Если у героя одной из серий вдруг оказывается пистолет в самолете — это нормально. Но самое фееричное — это представления сценаристов тех лет о космосе. В годы, когда первый человек только-только оказался на земной орбите, было еще много фантазий, но мало понимания. Поэтому сюжеты часто бывают нереальными до абсурда — ну какого черта на любой планете, куда ни попадают люди, есть воздух и антропоморфные инопланетяне, говорящие по-английски?

Кто копировал «Cумеречную зону»?

Этот сериал вдохновил многие поколения западных кинематографистов — тырить оттуда идеи в какой-то момент стало практически нормой. Мы вспомнили несколько самых явных примеров, но на самом деле их гораздо больше и им можно было бы посвятить отдельный материал. 

«22» (Twenty Two) — «Пункт назначения»

Танцовщица на закате карьеры лечит нервы в больнице, но никак не идет на поправку: наоборот, ее самочувствие ухудшается из-за постоянно повторяющегося кошмара. Этот сон кажется реальностью, но все вокруг советуют ей перестать волноваться — ну, подумаешь, тебе снится морг и медсестра, которая говорит, что там есть место для тебя: с кем не бывает. Рассказывать дальше значило бы допустить спойлер, хотя сравнение с фильмом «Пункт назначения» говорит само за себя. В конце серии, как и в начале фильма, зрителя ждет самолет и сбывшееся видение, причем в какой-то момент начинает казаться, что даже снято все практически идентично.

 

«Пенни за ваши мысли» (Penny for Your Thoughts) — «Чего хотят женщины?»

Банковский клерк по дороге на работу расплачивается с продавцом за свежую газету: кидает ему монету, а та встает ребром. «Сегодня вам должно повезти!» — говорит продавец. Так и оказывается — после этого инцидента молодой человек к своему смущению начинает слышать мысли всех окружающих, узнавая о хорошо, вроде бы, знакомых людях много нового. Чудесная способность помогает ему наладить отношения с симпатичной коллегой — эта линия потом один в один была скопирована в «Чего хотят женщины?»

 

«Живая кукла» (Living Doll) — «Детские игры»

Мать покупает дочке очередную новую куклу (на этот раз говорящую), которая почему-то сразу не нравится отцу семейства. Как оказалось, не зря — кукла творит всякие пугающие вещи, да и вообще пытаться убить мужчину. Этот образ смертоносной игрушки в 80-х закрепился благодаря Чаки — жутковатой ожившей кукле из фильма «Детские игры».

 

«Другой мир» (The World of Difference) —
«Шоу Трумана»

Бизнесмен разговаривает в офисе с секретаршей о дне рождения своей дочери, как вдруг слышит крик «cнято!» и понимает, что все вокруг — съемочная площадка, а все люди, которых он знает — актеры фильма. В «Шоу Трумана», конечно, этот сюжет развивается не так шизофренически, как в «Сумеречной зоне», но от украденной идеи «вся жизнь — кино» никуда не деться.

 

«Его собственный мир» (A World of His Own) — «Руби Спаркс»

Престарелый писатель обнаруживает в себе удивительную способность: если он подробно описывает выдуманнного им персонажа на диктофон, тот материализуется и приходит к нему домой. Таким образом мужчина заводит себе идеальную любовницу, которую в какой-то момент замечает жена писателя: конечно, поверить в подобную историю невозможно, но ей придется. Примерно такая же завязка была использована потом неоднократно: из последнего можно вспомнить фильм «Руби Спаркс», который мало в чем отличается от сумеречного оригинала.

 

«Пропала девочка» (Little Girl Lost) — «Полтергейст»

Маленькая девочка ночью пропадает из своей кровати, но ее родители по-прежнему слышат ее крики. Оказывается, под кроватью открылся портал в другое измерение, в который она залезла и застряла. После этого начинается какая-то непонятная хреновина — прямо как в фильме «Полтергейст». Стивен Спилберг, продюсер этой картины, в 80-х возродил «Сумеречную зону» в виде полнометражного фильма (и сделал это довольно неудачно), так что источник вдохновения очевиден. Кроме того, сиквел «Полтергейста» отсылает к другому знаковому эпизоду под название Long Distance Call, где мальчику названивает с того света его бабушка и зовет присоединиться к ней.

 

«Остановка в Уиллоуби» (A Stop at Willoughby) — «Полночь в Париже»

Уставший мужчина засыпает в поезде в 1960-х, а просыпается в 1888 году и сходит на станции Уиллоуби — прекрасном месте, где все хорошо, а все его проблемы не имеют никакого значения. Когда он затем снова просыпается в поезде, уже в своем времени, то понимает, что хочет вернуться в Уиллоуби, и на этот раз уже навсегда. Вуди Аллен, вам это ничего не напоминает? Впрочем, если «Полночь в Париже» — это история о жизни, то A Stop at Willoughby ассоциируется исключительно со смертью.

 

«Кое-что о машинах» (A Thing about Machines) — «Кристина», «Максимальное ускорение»

Стивен Кинг всегда любил сюжеты про взбесившуюся технику. Самые яркие примеры — фильм «Кристина» по одноименному роману об автомобиле, который ведет себя как женщина (довольно стервозная), и картина «Максимальное ускорение», написанная и снятая лично Кингом, которая повествует об армии взбесившихся, восставших против людей грузовиков. Сам писатель однажды подтвердил, что вдохновлялся «Сумеречной зоной», а именно эпизодом A Thing About Machines, в котором бытовые приборы начали мстить своему нерадивому хозяину. 

10 эпизодов сериала, которые стоит посмотреть

«Автостопщик» (The Hitch-hiker)

Симпатичная девушка, в одиночку путешествующая через весь штат на машине, после небольшой аварии начинает замечать, что постоянно встречает на трассе одного и того же автостопщика. С какой бы скоростью она ни ехала, странный мужчина в шляпе всегда впереди и голосует с загадочной улыбкой в таких местах, где никто и никогда не подумал бы ловить попутку. Поскольку никто, кроме нее, этого автостопщика не видит, женщина быстро впадает в панику — это одна из самых напряженных серий во всей «Сумеречной зоне». Развязка на удивление успокаивающая и сейчас уже чрезвычайно избитая, но смотрится все равно эффектно.

 

«Одинокий» (The Lonely)

Дело происходит в далеком будущем. Самым суровым наказанием для преступников больше не является смертная казнь — теперь их отправляют на отдаленные планеты, где они должны томиться всю жизнь в одиночестве. Сочувствуя одному из заключенных, командир патруля делает ему необычный подарок — симпатичную женщину-робота, запрограммированную любить своего владельца. Как можно догадаться, ничего хорошего из этого не выйдет (хотя почему бы и нет). Стерлинг сумел создать чуть ли не самый пронзительный эпизод во всем сериале, аж слезы наворачиваются.

 

«Полуночное солнце» (The Midnight Sun)

По непонятным причинам орбита Земли отклонилась куда-то в сторону, из-за чего планета все больше приближается к Солнцу. В центре истории — две женщины разного возраста, которые пытаються выжить в обреченном на гибель Нью-Йорке, где температура повышается с каждым днем. Впрочем, одну из них преследует ощущение, что все это просто кошмарный сон, и скоро она проснется, если, конечно, не расплавится на солнце раньше времени. Душная, неприятная и удручающая серия, которая производит невероятное впечатление на зрителя.

 

 

«Третья от Солнца» (Third from the Sun)

Две семьи объединяются перед грядущей ядерной войной, чтобы совершить отчаянный шаг — украсть космический корабль, который, по слухам, может доставить их к планете, где тоже есть жизнь. Пожалуй, одна из самых своеобразных и незаслуженно забытых серий шоу, напряженная и гнетущая, с действительно неожиданным поворотом сюжета в конце. Довольно банальная завязка заставляет весь эпизод недоумевать, где же тут, собственно, сумеречная зона, но когда понимаешь — остается только среагировать в духе «ОХ****».

 

 

«Пешая прогулка» (Walking Distance)

Мужик с грустным лицом застревает с поломанной машиной на заправке и внезапно обнаруживает, что оказался неподалеку от своего родного города. Решив прогуляться туда, он случайно переносится на лет 30 назад и, сам того не понимая, попадает взрослым в собственное детство. Философская и трогательная серия без какой-либо непонятной чепухи, мистики и страха — просто размышления о прошлом, выполненные в мастерской и интригующей манере.

 

«После работы» (The After Hours)

Девушка кукольной внешности по вечерам любит заходить в один и тот же торговый центр. Однажды ее случайно заносит на малознакомый пустой этаж, где некая женщина продает ей бракованное украшение, явно намекая, что знает ее. Заметив брак, девушка пытается вернуть покупку, но выясняется, что тот этаж никогда не использовался в супермаркете, а продавщица выглядит точь-в-точь как манекен из другого отдела. В тоже время, девушка начинает понимать, что забыла о чем-то очень важном…

В общем, «После работы» — одна из серий, во время которых мурашки по коже бегают не переставая, особенно когда дело подходит к шизоидной, но красивой развязке.

 

«Когда открылись небеса» (And When the Sky Was Opened)

Космический корабль, возвращаясь на Землю, на некоторое время пропадает с радаров, а потом cнова появлется как ни в чем не бывало. Все три пилота ничего не помнят о том, что с ними произошло. Двое из них после возвращения решают сходить в бар, один идет позвонить матери, но она не узнает его и говорит, что у нее никогда не было сына. Через несколько минут астронавт исчезает, и никто уже не помнит о том, что он вообще был — кроме его друга-пилота, который начинает осознавать, что это только начало и дальше будет еще хуже.

 

«В глазах смотрящего» (Eye of the Beholder)

Некая женщина с лицом, покрытым бинтами, пытается в очередной раз сделать косметическую операцию и стать «нормальной» — иначе, по законом мира будущего, ее сошлют в специальный лагерь для уродов. Сейчас эта серия любому человеку, который посмотрел в жизни больше пяти фильмов, покажется безумно предсказуемой, но если на 25 минут отключить мозг и воспринимать ее непредвзято, развязка может привести практически в щенячий восторг.

 

«Кошмар на высоте 20 000 футов» (Nightmare at 20,000 Feet)

Абсолютная классика, к которой отсылают десятки фильмов и сериалов. Главный герой (которого, кстати, играет молодой Уильям Шетнер) после нервного срыва возвращается домой на самолете. Он боится летать, поэтому ведет себя, опять-таки, очень нервно. Сидя у окна, он в какой-то момент замечает на крыле самолета СТРАШНОЕ МОХНАТОЕ ЧУДОВИЩЕ, которое пытается сломать двигатель. Конечно, главному герою никто не верит, а мохнатик исчезает каждый раз, когда в окно выглядывает кто-то другой, и это все заставляет Шетнера совершать ну совсем необдуманные поступки. Впрочем, несмотря на культовый статус, этот эпизод последнего, 5-го сезона явно показывает, что сериал начал выдыхаться.

 

«Времени наконец достаточно» (Time Enough At Last)

Наверное, в западных СМИ нет ни одного топа лучших серий «Cумеречной зоны», где этот эпизод не входил бы в первую тройку, а чаще всего его безоговорочно ставят на первое место. Надо сказать, заслуженно: история про старикашку-очкарика, чрезмерно любившего читать, вызывает самые противоречивые чувства. Герой очень любит книги, но жена запрещает ему читать — пока весь мир не погибает из-за ядерной войны. Старик оказывается единственным выжившим и может посвятить всю жизнь своему увлечению. Но получится ли у него?

 

До встречи ​в сумеречной зоне!

До встречи ​в сумеречной зоне!

До встречи ​в сумеречной зоне!

До встречи ​в сумеречной зоне!

До встречи ​в сумеречной зоне!

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+