Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

По разные стороны Волги:

<style> .slider-utility .paginate i{ background-color: #f00 !important; } </style>

как живут чуваши
и мари

Народные традиции
и постмодерн
в проекте Research

По разные стороны Волги: как живут чуваши и мари

Народные традиции и постмодерн в проекте Research

Из всего, что мы не знаем о России, главным пробелом остается культура малых народов. Мы смеемся над иностранцами, полагающими, что Сибирь — это отдельная страна, но сами даже не подозреваем, скажем, о жителях Поволжья, сохраняющих свои традиции: праздники, костюмы, песни. Проект галереи «Триумф» «Россия. Research» призван восполнить эту лакуну. На этой неделе у вас есть последняя возможность сходить на «Винзавод», чтобы узнать о том, кто такие чуваши и мари сегодня.

ВОС поговорил с двумя участниками проекта — фотографами Максом Шером и Иваном Михайловым об их исследованиях и отношении к фотографии в целом, а также собрал интересные факты о жизни двух удивительных народов, которым посвящена выставка.

Фото: Иван Михайлов

Из всего, что мы не знаем о России, главным пробелом остается культура малых народов. Мы смеемся над иностранцами, полагающими, что Сибирь — это отдельная страна, но сами даже не подозреваем, скажем, о жителях Поволжья, сохраняющих свои традиции: праздники, костюмы, песни. Проект галереи «Триумф» «Россия. Research» призван восполнить эту лакуну. На этой неделе у вас есть последняя возможность сходить на «Винзавод», чтобы узнать о том, кто такие чуваши и мари сегодня.

Часть 1.
Мари

Макс Шер

Расскажите об исследовательской программе Research.

Эта программа галереи «Триумф» уже действует какое-то время, но теперь, благодаря в том числе выставке «Мари.Research / Чуваши.Research», она окончательно (на данный момент) оформилась под названием Department of Research Arts. Задача — создание междисциплинарных проектов на стыке современного искусства, антропологии, социологии, географии и других наук с целью изучения репрезентации России и ее регионов. Представленный на выставке мой небольшой проект «Привет из Йошкар-Олы» — ответвление от моего долгосрочного проекта «Русский палимпсест», который я снимаю пятый год и в рамках которого стараюсь выявить и зафиксировать архетипы постсоветского обитаемого ландшафта.

Даже из описания выставки и фотографий превью возникает ощущение того, что проект пронизан ощущением утраты. Можно ли свести к этому ощущению вашу выставку?

Рискну предположить, что такое ощущение возникает из глубоко укорененного в русской культуре отношения к «теням забытых предков» как к какому-то безвозвратно потерянному раю, исчезнувшему идеальному сказочному миру. Лично мне не кажется, что трансформацию традиционного общества и связанных с ним моделей мышления нужно оплакивать. Тем не менее интересно изучать, как эти модели продолжают влиять на нашу жизнь прямо сейчас. В России из-за неравномерности и прерывистости ее развития это, по-моему, особенно актуально. Мой проект «Привет из Йошкар-Олы» фиксирует в том числе и это: как в одном регионе по воле одного человека, назначенного единолично управлять им из центра, возникает план переустройства городского центра, главная задача которого — не создание комфортной среды и не наполнение ее смыслами, а воплощение в кирпиче и других строительных материалах «монументов» власти и подавления, причем с механическим и не слишком осмысленным воспроизведением разрозненных декоративных элементов из прошлых эпох и разных культур. На пространствах бывшего СССР таких примеров несколько, один из них — йошкар-олинский — я и зафиксировал. Это один из важных архетипов освоения ландшафта.

Ваш проект позволяет жителям нашей страны больше узнать о самих себе, о России, но хотят ли люди сами узнавать что-то о себе самих?

Смотря о ком конкретно говорить. Я снова рискну предположить, что те, кто несет или нес в прошлом ответственность за формирование образа страны у ее жителей (то есть советская / российская интеллигенция), слабо представляют себе, как реально устроены страна и общество, и пребывают в плену иллюзий и устаревших моделей восприятия. В России сильны традиции неосмысления реальности, территории существуют, как правило, в смысловой пустоте. Надеюсь, что Department of Research Arts займется в том числе исправлением и этой ситуации, наполнением нашей русской пустоты смыслами.

Всегда ли вы хотели заниматься фотографией или пришли к ней через другие виды искусства?

Я начинал как фотожурналист, то есть как автор фоторепортажей для журналов (и до сих пор продолжаю их делать иногда), но довольно быстро осознал ограниченность и шаблонность языка массмедиа и начал «расширять горизонты» в сторону искусства.

В эпоху «Инстаграма» и палки для селфи как фотография выживает как искусство?

По-моему, вполне себе выживает. Фотография ведь сама по себе как объект, как продукт взаимодействия человека и камеры не слишком интересна, интересно может быть то, на что она указывает, идеи, которые художник пытается визуализировать с помощью фотографии.

ВОС поговорил с двумя участниками проекта — фотографами Максом Шером и Иваном Михайловым об их исследованиях и отношении к фотографии в целом, а также собрал интересные факты о жизни двух удивительных народов, которым посвящена выставка.

Максим Шер

Альбина Шаймуратова

Федор Телков

Икуру Куваджима

Часть 1. Мари

Интересные факты 

По данным 2010 года, в России живет 1,435 млн чувашей, но только половина из них — непосредственно в Чувашии (всего в мире — 1,5 млн). 

˟

Согласно чувашской мифологии мир квадратный, а чуваши живут в его центре. По углам квадрата стоят четыре столба, которые держат небосвод, на верхушке каждого — гнезда, в каждом — по три яйца, а внутри их — утки. Берега квадрата омывает мировой океан и постоянно их подтачивает. Когда край земли доберется до чувашей, миру придет конец.

˟

В чувашских деревнях по-прежнему любят отмечать национальные праздники. Вот, например, зимний Сурхури напоминает наши Святки. В эту ночь принято гадать. Раньше ловили в темном хлеву овец, завязывали им на ногах веревочки. Наутро по этим веревочкам искали пойманных животных и в зависимости от их масти определяли цвет волос будущего мужа или жены. Если овца была пестренькой, это предвещало суженого-урода.

˟

Чувашский язык позволяет составлять очень длинные слова. Например, «ытарсапĕтермеллемарскерĕмĕрсем» переводится примерно как «вы мои ненаглядные».

˟

Слово «серьга» заимствовано русскими у чувашей.

Часть 2.
Чуваши

Иван Михайлов

Расскажите об исследовательской программе Research.

Эта программа направлена на изучение малых народностей, их обычаев, традиций и их современного состояния. В своем проекте я исследую современную Чувашию. Мне хотелось затронуть вопросы столкновения мифологического языческого прошлого чувашей и современной повседневности, трансформации, происходящие в городе и деревне. Это попытка изучить свои корни, понять место, где я родился и вырос.

Насколько важно сохранить дистанцию с объектом исследования, насколько важно ее преодолеть?

Дистанция — это переменный параметр. Когда я готовился к съемке, читал об истории, обычаях своего родного края, это создавало дистанцию. Тогда смотришь в целом на народ, территорию, культуру. Когда ездишь на съемку, разговариваешь с людьми, сидишь с ними за одним столом — дистанция минимальная, ее практически нет, ты не думаешь о проекте, а полностью растворяешься в жизни этих людей, пытаясь понять и почувствовать их особенность. Дистанция снова увеличивается, когда просматриваешь отснятые материалы, пишешь тексты, выстраиваешь логическое повествование.

Ваш проект позволяет жителям нашей страны больше узнать о самих себе, о России, но хотят ли люди сами узнавать что-то о себе самих?

Интерес появляется, когда людям показываешь что-то новое о них самих. В проекте показываешь собирательный, концентрированный образ и детали, на которые в повседневной жизни большинство не обращает внимания. Часто мы не знаем, что находится в соседнем дворе, пока нам это не показали.

Фотография отражает или преобразовывает действительность?

Фотография — это иллюзия реальности, несмотря на свою документальную природу и визуальную достоверность. Это версия реальности, которую предлагает зрителю фотограф. При этом она формирует для зрителя картину мира, показывает, как все устроено. Не зря в Советском Союзе фотография была на первом месте среди инструментов агитации и пропаганды.

Насколько профессиональное образование влияет на успех фотографа?

Думаю, образование больше влияет на качество и глубину проектов, которые делает фотограф, чем на успех. Хотя одно с другим может быть иногда связано.

На Западе фотографическое образование — это естественный этап развития фотографа. В России такое образование практически негде получить. Тот, кто проявляет активность, учится, ездит, смотрит, со временем становится заметен на территории искусства.

Фотография существует уже более сотни лет. Есть ли возможность сделать что-то новое в этой области?

Это очень маленький срок по сравнению с другими видами искусства, но за это время фотография вобрала и трансформировала в себя все что можно.

Сейчас все больше проектов направлено на попытку понять границы медиа. Что такое фотография? Где она начинается и где заканчивается?

Я пользуюсь пленочной технологией из прошлого века и не стремлюсь делать что-то новое. Я отношусь к фотографии как к картине и строю ее по классическим законам композиции. Фотография для меня — как ручка для писателя, инструмент, которым ты записываешь свои наблюдения.

Насколько для фотографа важны технические навыки?

Сначала отрабатываешь технические навыки, когда о них забываешь, начинается творчество. Фотоаппарат как продолжение руки, мысли, взгляда. О нем просто не думаешь.

Всегда ли вы хотели заниматься фотографией или пришли к ней через другие виды искусства?

С шести лет я занимался исключительно фотографией, с небольшими перерывами. Даже соблазн стать живописцем в годы учебы в институте не поменял моих убеждений.

Как выживает художественная фотография в эпоху палки для селфи?

По-моему, прекрасно выживает, судя по количеству выставок, книг и музеев по всему миру. Это другая территория, при этом художники активно используют и изучают эти массовые явления как трансформацию медиа, его роль и значение в обществе.

Макс Шер

Расскажите об исследовательской программе Research.

Эта программа галереи «Триумф» уже действует какое-то время, но теперь, благодаря в том числе выставке «Мари.Research / Чуваши.Research», она окончательно (на данный момент) оформилась под названием Department of Research Arts. Задача — создание междисциплинарных проектов на стыке современного искусства, антропологии, социологии, географии и других наук с целью изучения репрезентации России и ее регионов. Представленный на выставке мой небольшой проект «Привет из Йошкар-Олы» — ответвление от моего долгосрочного проекта «Русский палимпсест», который я снимаю пятый год и в рамках которого стараюсь выявить и зафиксировать архетипы постсоветского обитаемого ландшафта.

Даже из описания выставки и фотографий превью возникает ощущение того, что проект пронизан ощущением утраты. Можно ли свести к этому ощущению вашу выставку?

Рискну предположить, что такое ощущение возникает из глубоко укорененного в русской культуре отношения к «теням забытых предков» как к какому-то безвозвратно потерянному раю, исчезнувшему идеальному сказочному миру. Лично мне не кажется, что трансформацию традиционного общества и связанных с ним моделей мышления нужно оплакивать. Тем не менее интересно изучать, как эти модели продолжают влиять на нашу жизнь прямо сейчас. В России из-за неравномерности и прерывистости ее развития это, по-моему, особенно актуально. Мой проект «Привет из Йошкар-Олы» фиксирует в том числе и это: как в одном регионе по воле одного человека, назначенного единолично управлять им из центра, возникает план переустройства городского центра, главная задача которого — не создание комфортной среды и не наполнение ее смыслами, а воплощение в кирпиче и других строительных материалах «монументов» власти и подавления, причем с механическим и не слишком осмысленным воспроизведением разрозненных декоративных элементов из прошлых эпох и разных культур. На пространствах бывшего СССР таких примеров несколько, один из них — йошкар-олинский — я и зафиксировал. Это один из важных архетипов освоения ландшафта.

Интересные факты 

По данным 2010 года, в России живет 1,435 млн чувашей, но только половина из них — непосредственно в Чувашии (всего в мире — 1,5 млн). 

˟

Согласно чувашской мифологии мир квадратный, а чуваши живут в его центре. По углам квадрата стоят четыре столба, которые держат небосвод, на верхушке каждого — гнезда, в каждом — по три яйца, а внутри их — утки. Берега квадрата омывает мировой океан и постоянно их подтачивает. Когда край земли доберется до чувашей, миру придет конец.

˟

В чувашских деревнях по-прежнему любят отмечать национальные праздники. Вот, например, зимний Сурхури напоминает наши Святки. В эту ночь принято гадать. Раньше ловили в темном хлеву овец, завязывали им на ногах веревочки. Наутро по этим веревочкам искали пойманных животных и в зависимости от их масти определяли цвет волос будущего мужа или жены. Если овца была пестренькой, это предвещало суженого-урода.

˟

Чувашский язык позволяет составлять очень длинные слова. Например, «ытарсапĕтермеллемарскерĕмĕрсем» переводится примерно как «вы мои ненаглядные».

˟

Слово «серьга» заимствовано русскими у чувашей.

Фото: Макс Шер

Владислав Михайлов

Иван Михайлов

Сергей Новиков

Ваш проект позволяет жителям нашей страны больше узнать о самих себе, о России, но хотят ли люди сами узнавать что-то о себе самих?

Смотря о ком конкретно говорить. Я снова рискну предположить, что те, кто несет или нес в прошлом ответственность за формирование образа страны у ее жителей (то есть советская / российская интеллигенция), слабо представляют себе, как реально устроены страна и общество, и пребывают в плену иллюзий и устаревших моделей восприятия. В России сильны традиции неосмысления реальности, территории существуют, как правило, в смысловой пустоте. Надеюсь, что Department of Research Arts займется в том числе исправлением и этой ситуации, наполнением нашей русской пустоты смыслами. 

Внимание: выставка «Мари.Research / Чуваши.Research» заканчивается 8 марта! Спешите увидеть.

Интересные факты 

До революции русские официально называли марийцев черемисами.

˟

Для общения с Ош Поро Кугу Юмо («добрый великий светлый Бог») и другими божествами марийцы организуют священные рощи — Кӱсото. Располагаются они недалеко от деревни посреди полей, обычно огорожены и занимают площадь до 1 га. Отдельные деревья, которые называются «онапу» (дерево-господин), становятся местом для жертвоприношений домашних животных и птиц.

˟

В начале XX века марийцы подавали официальное прошение о вхождении своего края в состав Финляндии.

˟

В честь столицы Республики Марий Эл Йошкар-Ола назван астероид.

˟

Река Вонча, протекающая на территории Марий Эл, признана самой чистой в мире.

Фото: Макс Шер

Всегда ли вы хотели заниматься фотографией или пришли к ней через другие виды искусства?  

Я начинал как фотожурналист, то есть как автор фоторепортажей для журналов (и до сих пор продолжаю их делать иногда), но довольно быстро осознал ограниченность и шаблонность языка массмедиа и начал «расширять горизонты» в сторону искусства.

В эпоху «Инстаграма» и палки для селфи как фотография выживает как искусство?
По-моему, вполне себе выживает. Фотография ведь сама по себе как объект, как продукт взаимодействия человека и камеры не слишком интересна, интересно может быть то, на что она указывает, идеи, которые художник пытается визуализировать с помощью фотографии. 

Икуру Куваджима

Альбина Шаймуратова

 Федор Телков

Часть 2. Чуваши

Иван Михайлов

Расскажите об исследовательской программе Research.

Эта программа направлена на изучение малых народностей, их обычаев, традиций и их современного состояния. В своем проекте я исследую современную Чувашию. Мне хотелось затронуть вопросы столкновения мифологического языческого прошлого чувашей и современной повседневности, трансформации, происходящие в городе и деревне. Это попытка изучить свои корни, понять место, где я родился и вырос.


Насколько важно сохранить дистанцию с объектом исследования, насколько важно ее преодолеть?

Дистанция — это переменный параметр. Когда я готовился к съемке, читал об истории, обычаях своего родного края, это создавало дистанцию. Тогда смотришь в целом на народ, территорию, культуру. Когда ездишь на съемку, разговариваешь с людьми, сидишь с ними за одним столом — дистанция минимальная, ее практически нет, ты не думаешь о проекте, а полностью растворяешься в жизни этих людей, пытаясь понять и почувствовать их особенность. Дистанция снова увеличивается, когда просматриваешь отснятые материалы, пишешь тексты, выстраиваешь логическое повествование. 

Фото: Иван Михайлов

Фото: Иван Михайлов

Фото: Иван Михайлов

Ваш проект позволяет жителям нашей страны больше узнать о самих себе, о России, но хотят ли люди сами узнавать что-то о себе самих?

Интерес появляется, когда людям показываешь что-то новое о них самих. В проекте показываешь собирательный, концентрированный образ и детали, на которые в повседневной жизни большинство не обращает внимания. Часто мы не знаем, что находится в соседнем дворе, пока нам это не показали. 


Фотография отражает или преобразовывает действительность?

Фотография — это иллюзия реальности, несмотря на свою документальную природу и визуальную достоверность. Это версия реальности, которую предлагает зрителю фотограф. При этом она формирует для зрителя картину мира, показывает, как все устроено. Не зря в Советском Союзе фотография была на первом месте среди инструментов агитации и пропаганды.


Насколько профессиональное образование влияет на успех фотографа?

Думаю, образование больше влияет на качество и глубину проектов, которые делает фотограф, чем на успех. Хотя одно с другим может быть иногда связано.

На Западе фотографическое образование — это естественный этап развития фотографа. В России такое образование практически негде получить. Тот, кто проявляет активность, учится, ездит, смотрит, со временем становится заметен на территории искусства.

Фотография существует уже более сотни лет. Есть ли возможность сделать что-то новое в этой области?

Это очень маленький срок по сравнению с другими видами искусства, но за это время фотография вобрала и трансформировала в себя все что можно. 


Сейчас все больше проектов направлено на попытку понять границы медиа. Что такое фотография? Где она начинается и где заканчивается?

Я пользуюсь пленочной технологией из прошлого века и не стремлюсь делать что-то новое. Я отношусь к фотографии как к картине и строю ее по классическим законам композиции. Фотография для меня — как ручка для писателя, инструмент, которым ты записываешь свои наблюдения.


Насколько для фотографа важны технические навыки?

Сначала отрабатываешь технические навыки, когда о них забываешь, начинается творчество. Фотоаппарат как продолжение руки, мысли, взгляда. О нем просто не думаешь.

Фото: Иван Михайлов

Всегда ли вы хотели заниматься фотографией или пришли к ней через другие виды искусства?

С шести лет я занимался исключительно фотографией, с небольшими перерывами. Даже соблазн стать живописцем в годы учебы в институте не поменял моих убеждений. 


Как выживает художественная фотография в эпоху палки для селфи?

По-моему, прекрасно выживает, судя по количеству выставок, книг и музеев по всему миру. Это другая территория, при этом художники активно используют и изучают эти массовые явления как трансформацию медиа, его роль и значение в обществе.

Фото: Иван Михайлов

Интересные факты 

По данным 2010 года, в России живет 1,435 млн чувашей, но только половина из них — непосредственно в Чувашии (всего в мире — 1,5 млн). 

˟

Согласно чувашской мифологии мир квадратный, а чуваши живут в его центре. По углам квадрата стоят четыре столба, которые держат небосвод, на верхушке каждого — гнезда, в каждом — по три яйца, а внутри их — утки. Берега квадрата омывает мировой океан и постоянно их подтачивает. Когда край земли доберется до чувашей, миру придет конец.

˟

В чувашских деревнях по-прежнему любят отмечать национальные праздники. Вот, например, зимний Сурхури напоминает наши Святки. В эту ночь принято гадать. Раньше ловили в темном хлеву овец, завязывали им на ногах веревочки. Наутро по этим веревочкам искали пойманных животных и в зависимости от их масти определяли цвет волос будущего мужа или жены. Если овца была пестренькой, это предвещало суженого-урода.

˟

Чувашский язык позволяет составлять очень длинные слова. Например, «ытарсапĕтермеллемарскерĕмĕрсем» переводится примерно как «вы мои ненаглядные».

˟

Слово «серьга» заимствовано русскими у чувашей.

Владислав Михайлов

Иван Михайлов

Сергей Новиков


Внимание: выставка «Мари.Research / Чуваши.Research» заканчивается 8 марта! Спешите увидеть.


Фото: Альбина Шаймуратова


{"width":166,"columns":6,"padding":40,"line":80}

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+