![](/upload/2015/February/04_Wednesday/8f9afa7a753098c376e913e508830695.jpg)
Ликбез:
Почему отменяют электрички
Ликбез: Почему отменяют электрички
Кто должен платить за пассажирские перевозки?
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/8d18750f1f512148891764ddc76eebbf.gif)
Текст: Виктор Давыдов
В рубрике «Ликбез» мы коротко, без соплей и зауми, объясняем суть актуального явления, проблемы или происшествия.
Президент Путин устроил правительству выволочку из-за отмены электричек в регионах. ВОС объясняет, как мы до этого докатились.
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/74a0c63bd82dba16c6de4d5134de1d9e.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/78318ba12d5c213b025657b0613104ea.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/d2bbcb4ca47a7d265b5d53978a566f72.gif)
Что случилось?
В январе 2015 года в Вологодской и Псковской областях было упразднено пригородное железнодорожное сообщение — вместо поездов власти пообещали пустить автобусы. В Тверской, Нижегородской и Тамбовской тоже отменили часть маршрутов, а в Забайкалье сообщения об отмене электричек привели к тому, что местные жители пригрозили перекрыть Транссиб — в результате из 21 маршрута 19 удалось сохранить. Всего РЖД предупредило о риске отмены 220 маршрутов по всей России.
Вечером 3 февраля СМИ сообщили, что электрички отменили и в Тульской области. Новость вскоре опровергли, но назад пути не было — днем 4 февраля Владимир Путин устроил разнос вице-премьеру Аркадию Дворковичу и потребовал немедленно восстановить все сокращенные маршруты.
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/ea2f1664fd14f135eb3e9ec848f12103.gif)
Почему так произошло?
Пригородными перевозками в России заведует не напрямую ОАО РЖД, а его «дочки» — так называемые пригородные пассажирские компании (ППК). Таких компаний 26 на 73 региона России. Пригородные перевозки, как правило, убыточны, и до 2011 года РЖД компенсировало убытки доходами от грузовых перевозок и федеральными дотациями. Затем операторами электричек стали ППК, а на регионы была возложена обязанность формировать заказ на перевозки и устанавливать тарифы. Компенсация убытков ППК, таким образом, также стала делом местных властей. Здесь и начинаются проблемы — многие регионы обвиняют ППК в непрозрачности выставляемых цифр и попросту не закладывают компенсации в свои бюджеты. По состоянию на 2013 год, только в шести регионах перевозки оказались прибыльными (за счет высоких тарифов). В минувшем году лишь десять регионов полностью компенсировали ППК убытки, а 22 региона компенсировало не более 50%.
В итоге с 2014 года ППК получили право не работать в долг — иными словами, если регион не заложил в бюджет достаточно средств, то и число перевозок будет снижено соответственно.
Кто должен платить за пассажирские перевозки?
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/ee687a75bbc6f2f5b1916b85af39ece7.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/129b567fd01a822d9ec1f2876eb9efc2.gif)
В рубрике «Ликбез» мы коротко, без соплей и зауми, объясняем суть актуального явления, проблемы или происшествия.
Причем тут электрички?
Отмена маршрутов — по сути, единственный способ для пригородных пассажирских компаний минимизировать убытки. За 2012-2013 годы компания «РЖД» постепенно сократила 310 электричек, еще 144 были отменены в начале 2014 года. Полученное в прошлом году пригородными компаниями право не обслуживать регионы в долг лишь упростило дело. Кроме того, некоторые регионы сами не продлевают договоры с ППК, решая заменить электрички автобусами.
Президент Путин устроил правительству выволочку из-за отмены электричек в регионах. ВОС объясняет, как мы до этого докатились.
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/e92640c44249116d7c7fb3b1d4571ca6.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/8706dd87e04bee3d90b656b47c1011b6.gif)
Что случилось?
В январе 2015 года в Вологодской и Псковской областях было упразднено пригородное железнодорожное сообщение — вместо поездов власти пообещали пустить автобусы. В Тверской, Нижегородской и Тамбовской тоже отменили часть маршрутов, а в Забайкалье сообщения об отмене электричек привели к тому, что местные жители пригрозили перекрыть Транссиб — в результате из 21 маршрута 19 удалось сохранить. Всего РЖД предупредило о риске отмены 220 маршрутов по всей России.
Вечером 3 февраля СМИ сообщили, что электрички отменили и в Тульской области. Новость вскоре опровергли, но назад пути не было — днем 4 февраля Владимир Путин устроил разнос вице-премьеру Аркадию Дворковичу и потребовал немедленно восстановить все сокращенные маршруты.
Что будет?
После публичной порки у Путина чиновники нередко умудряются найти быстрый выход из проблемной ситуации, однако в этом случае остается много вопросов. Один из них — в каком объеме будет восстановлено пригородное сообщение, если с 2012 года последовательно отменили несколько сотен маршрутов, а шум поднялся только сейчас?
Какая-то ясность в отношениях между РЖД, ППК, регионами и правительством может наступить в случае принятия закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения», который правительство мариновало последние несколько лет. 6 февраля в Общественной палате наконец должны состояться «нулевые чтения» по этому законопроекту. Возможно, в свете последних событий его принятие ускорят.
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/70681b617baba320b5ef6fc1a3da4e03.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/27bf7fc3db23b1b51379b51a4888bbaa.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/7694e805da376686be42fb09c4b47128.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/2a8d93beadf287c4fcaf5a9a600cf043.gif)
Почему так произошло?
Пригородными перевозками в России заведует не напрямую ОАО РЖД, а его «дочки» — так называемые пригородные пассажирские компании (ППК). Таких компаний 26 на 73 региона России. Пригородные перевозки, как правило, убыточны, и до 2011 года РЖД компенсировало убытки доходами от грузовых перевозок и федеральными дотациями. Затем операторами электричек стали ППК, а на регионы была возложена обязанность формировать заказ на перевозки и устанавливать тарифы. Компенсация убытков ППК, таким образом, также стала делом местных властей. Здесь и начинаются проблемы — многие регионы обвиняют ППК в непрозрачности выставляемых цифр и попросту не закладывают компенсации в свои бюджеты. По состоянию на 2013 год, только в шести регионах перевозки оказались прибыльными (за счет высоких тарифов). В минувшем году лишь десять регионов полностью компенсировали ППК убытки, а 22 региона компенсировало не более 50%.
В итоге с 2014 года ППК получили право не работать в долг — иными словами, если регион не заложил в бюджет достаточно средств, то и число перевозок будет снижено соответственно.
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/42b2f38a4c9507fb2c8f95d82b745477.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/c3f9ed5c6ac35c90f501ad617373bf88.gif)
Причем тут электрички?
Отмена маршрутов — по сути, единственный способ для пригородных пассажирских компаний минимизировать убытки. За 2012-2013 годы компания «РЖД» постепенно сократила 310 электричек, еще 144 были отменены в начале 2014 года. Полученное в прошлом году пригородными компаниями право не обслуживать регионы в долг лишь упростило дело. Кроме того, некоторые регионы сами не продлевают договоры с ППК, решая заменить электрички автобусами.
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/becccc1c33aa02d886bd134a9ddf7c5c.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/c1a5560b7ae399ea057324fab03694d3.gif)
Что будет?
После публичной порки у Путина чиновники нередко умудряются найти быстрый выход из проблемной ситуации, однако в этом случае остается много вопросов. Один из них — в каком объеме будет восстановлено пригородное сообщение, если с 2012 года последовательно отменили несколько сотен маршрутов, а шум поднялся только сейчас?
Какая-то ясность в отношениях между РЖД, ППК, регионами и правительством может наступить в случае принятия закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения», который правительство мариновало последние несколько лет. 6 февраля в Общественной палате наконец должны состояться «нулевые чтения» по этому законопроекту. Возможно, в свете последних событий его принятие ускорят.
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/e4816aa1ef35966283a9e6ce4d82d434.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/a2230515bd91615e149dc77614c16fca.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/8d18750f1f512148891764ddc76eebbf.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/87b2eabffa38588c0c15ae0a2e4807c8.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/eed05d954300b2be36ef429071842ba2.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/39bfa8676fb31b37aa91e40591313b56.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/140041ed9413343d8c688dd9db993a0e.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/0fd7bad3d7dac3333e3f432d800c393b.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/9af6c56ba697198e0c6db2503045e8e0.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/07f792d4f522d0e3b8998467c24c65b0.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/2b6bff123818e61eb9762f0cddff58ae.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/5bb95fa0f95898c777e652367983e25e.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/4da256d8b5d0ea4b3217fd8f8161b05c.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/a43a47fef910f2e066702346e7d69010.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/5313b8d3cb4d6da443bab93a3efa7518.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/ce1d2b695cb02efae3c69b769c2dd3da.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/fd3f87d91238ac7376ba50120a8f390b.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/cf7e19f3e26e404da568a32a1e176f39.gif)
![](/upload/2015/February/04_Wednesday/51fa198719cd1d1f504861bb14eef680.gif)
Подпишитесь на нас в социальных сетях