Ликбез:
Почему отменяют электрички
Ликбез: Почему отменяют электрички
Кто должен платить за пассажирские перевозки?
Текст: Виктор Давыдов
В рубрике «Ликбез» мы коротко, без соплей и зауми, объясняем суть актуального явления, проблемы или происшествия.
Президент Путин устроил правительству выволочку из-за отмены электричек в регионах. ВОС объясняет, как мы до этого докатились.
Что случилось?
В январе 2015 года в Вологодской и Псковской областях было упразднено пригородное железнодорожное сообщение — вместо поездов власти пообещали пустить автобусы. В Тверской, Нижегородской и Тамбовской тоже отменили часть маршрутов, а в Забайкалье сообщения об отмене электричек привели к тому, что местные жители пригрозили перекрыть Транссиб — в результате из 21 маршрута 19 удалось сохранить. Всего РЖД предупредило о риске отмены 220 маршрутов по всей России.
Вечером 3 февраля СМИ сообщили, что электрички отменили и в Тульской области. Новость вскоре опровергли, но назад пути не было — днем 4 февраля Владимир Путин устроил разнос вице-премьеру Аркадию Дворковичу и потребовал немедленно восстановить все сокращенные маршруты.
Почему так произошло?
Пригородными перевозками в России заведует не напрямую ОАО РЖД, а его «дочки» — так называемые пригородные пассажирские компании (ППК). Таких компаний 26 на 73 региона России. Пригородные перевозки, как правило, убыточны, и до 2011 года РЖД компенсировало убытки доходами от грузовых перевозок и федеральными дотациями. Затем операторами электричек стали ППК, а на регионы была возложена обязанность формировать заказ на перевозки и устанавливать тарифы. Компенсация убытков ППК, таким образом, также стала делом местных властей. Здесь и начинаются проблемы — многие регионы обвиняют ППК в непрозрачности выставляемых цифр и попросту не закладывают компенсации в свои бюджеты. По состоянию на 2013 год, только в шести регионах перевозки оказались прибыльными (за счет высоких тарифов). В минувшем году лишь десять регионов полностью компенсировали ППК убытки, а 22 региона компенсировало не более 50%.
В итоге с 2014 года ППК получили право не работать в долг — иными словами, если регион не заложил в бюджет достаточно средств, то и число перевозок будет снижено соответственно.
Кто должен платить за пассажирские перевозки?
В рубрике «Ликбез» мы коротко, без соплей и зауми, объясняем суть актуального явления, проблемы или происшествия.
Причем тут электрички?
Отмена маршрутов — по сути, единственный способ для пригородных пассажирских компаний минимизировать убытки. За 2012-2013 годы компания «РЖД» постепенно сократила 310 электричек, еще 144 были отменены в начале 2014 года. Полученное в прошлом году пригородными компаниями право не обслуживать регионы в долг лишь упростило дело. Кроме того, некоторые регионы сами не продлевают договоры с ППК, решая заменить электрички автобусами.
Президент Путин устроил правительству выволочку из-за отмены электричек в регионах. ВОС объясняет, как мы до этого докатились.
Что случилось?
В январе 2015 года в Вологодской и Псковской областях было упразднено пригородное железнодорожное сообщение — вместо поездов власти пообещали пустить автобусы. В Тверской, Нижегородской и Тамбовской тоже отменили часть маршрутов, а в Забайкалье сообщения об отмене электричек привели к тому, что местные жители пригрозили перекрыть Транссиб — в результате из 21 маршрута 19 удалось сохранить. Всего РЖД предупредило о риске отмены 220 маршрутов по всей России.
Вечером 3 февраля СМИ сообщили, что электрички отменили и в Тульской области. Новость вскоре опровергли, но назад пути не было — днем 4 февраля Владимир Путин устроил разнос вице-премьеру Аркадию Дворковичу и потребовал немедленно восстановить все сокращенные маршруты.
Что будет?
После публичной порки у Путина чиновники нередко умудряются найти быстрый выход из проблемной ситуации, однако в этом случае остается много вопросов. Один из них — в каком объеме будет восстановлено пригородное сообщение, если с 2012 года последовательно отменили несколько сотен маршрутов, а шум поднялся только сейчас?
Какая-то ясность в отношениях между РЖД, ППК, регионами и правительством может наступить в случае принятия закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения», который правительство мариновало последние несколько лет. 6 февраля в Общественной палате наконец должны состояться «нулевые чтения» по этому законопроекту. Возможно, в свете последних событий его принятие ускорят.
Почему так произошло?
Пригородными перевозками в России заведует не напрямую ОАО РЖД, а его «дочки» — так называемые пригородные пассажирские компании (ППК). Таких компаний 26 на 73 региона России. Пригородные перевозки, как правило, убыточны, и до 2011 года РЖД компенсировало убытки доходами от грузовых перевозок и федеральными дотациями. Затем операторами электричек стали ППК, а на регионы была возложена обязанность формировать заказ на перевозки и устанавливать тарифы. Компенсация убытков ППК, таким образом, также стала делом местных властей. Здесь и начинаются проблемы — многие регионы обвиняют ППК в непрозрачности выставляемых цифр и попросту не закладывают компенсации в свои бюджеты. По состоянию на 2013 год, только в шести регионах перевозки оказались прибыльными (за счет высоких тарифов). В минувшем году лишь десять регионов полностью компенсировали ППК убытки, а 22 региона компенсировало не более 50%.
В итоге с 2014 года ППК получили право не работать в долг — иными словами, если регион не заложил в бюджет достаточно средств, то и число перевозок будет снижено соответственно.
Причем тут электрички?
Отмена маршрутов — по сути, единственный способ для пригородных пассажирских компаний минимизировать убытки. За 2012-2013 годы компания «РЖД» постепенно сократила 310 электричек, еще 144 были отменены в начале 2014 года. Полученное в прошлом году пригородными компаниями право не обслуживать регионы в долг лишь упростило дело. Кроме того, некоторые регионы сами не продлевают договоры с ППК, решая заменить электрички автобусами.
Что будет?
После публичной порки у Путина чиновники нередко умудряются найти быстрый выход из проблемной ситуации, однако в этом случае остается много вопросов. Один из них — в каком объеме будет восстановлено пригородное сообщение, если с 2012 года последовательно отменили несколько сотен маршрутов, а шум поднялся только сейчас?
Какая-то ясность в отношениях между РЖД, ППК, регионами и правительством может наступить в случае принятия закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения», который правительство мариновало последние несколько лет. 6 февраля в Общественной палате наконец должны состояться «нулевые чтения» по этому законопроекту. Возможно, в свете последних событий его принятие ускорят.
Подпишитесь на нас в социальных сетях