Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Постом и молитвой: Страх православия

Самый честный выпуск честного блога

На прошлой неделе я так и не нашла в себе моральных сил выпустить очередной пост о Посте и пребывала в полнейшем отчаянии. Тем временем, Великий пост закончился, началась Страстная неделя, и в ближайшие дни мне предстоит завершить все то, что я не успела сделать, и, по идее, пережить по-настоящему мощный опыт, к которому я готовилась полтора месяца, воздерживаясь от вкусной пищи и сквернословия, романтических свиданий и угарных вечеринок. И к этому опыту я совсем не готова. Попробую объяснить, что же пошло не так в моих отношениях с православием. Несколько рвано, зато искренне.


Иногда я подрабатываю переводчиком. Пару недель назад переводила лекцию видного немецкого психоаналитика и с тех пор все размышляю над ней. Он утверждает, что многие расстройства, свойственные современным людям, порождены нехваткой идентичности. Скажем, 200 лет назад человек с детства знал, кто он. Он лютеранин, потому что его родители лютеране, он мужчина, потому что у него есть член, он саксонец, потому что рожден в Саксонии, и будущий столяр, потому что так решил его отец.

Нам такой расклад может показаться грустным — мол, а как же свобода выбора, как же индивидуальные склонности, как же право на самоопределение. В то же время мы сами живем среди такого головокружительного изобилия возможностей, что совершенно не знаем, куда приткнуться. Меняем профессии и убеждения, считаем себя космополитами и, регистрируясь на «Фейсбуке», спокойно можем выбрать себе один из 56 предлагаемых видов гендера. А чтобы как-то самоопределиться, ведем себя, как аборигены: бьем татуировки и носим одинаковые кроссовки (пусть и 50 разных оттенков), чтобы показать свою принадлежность к группе. И если что-то не выходит, поносим в соцсетях инакомыслящих, перестаем жрать, чтобы весить вожделенные 38 кг, или идем в зал качать бесполезную, но всем очевидную бицуху. Все для того, чтобы стать хоть кем-то, обрести недостающую идентичность.

Я перестала есть мясо и впервые за многие годы произнесла «Отче наш, иже еси на небесех...» не для того, чтобы порадовать вас этим блогом и убедить главреда, будто я готова пропустить сквозь себя весь фарш русской культуры. Хоть я и шеф-редактор «портала о России», и даже сама решила, что портал должен быть именно о ней, русскую культуру я терпеть не могу ровно столько, сколько себя помню. И впервые отчетливо осознала это, когда года в три или четыре проезжала с папой мимо церкви. Я люблю немецкие рыцарские романы и арабский язык, еврейскую демонологию, датскую классическую живопись и звуки органа в костеле, а вот при одном звуке слова «крестово-купольный» меня слегка мутит. Но весь последний год я преодолеваю себя и пытаюсь принять то, в чем я родилась и выросла, ведь Россию из меня не вытащить так же, как не заставить себя забыть родной язык. И вот на голове моей платок, ноги прикрывает юбка, а на груди алюминиевый крестик, который я внезапно купила после того, как на второй в своей жизни евхаристии отчетливо ощутила во рту вкус крови и испугалась подступающего безумия.

Меня воспитали в атмосфере эзотерического плюрализма. На дворе стояли 90-е, Кастанеда теснил на родительской полке Блаватскую, над православными иконами и волшебными кристаллами висела репродукция Рериха, под музыку Enigma нашу хрущевку заполнял дым благовоний, а папа писал второй диплом о холотропном дыхании как средстве изменения сознания, и как-то я застала его за главой об ЛСД.

Самогипноз, аутогенные тренировки, рэйки, мамины заговоры, юнгианские архетипы — в 16 лет я собрала чемодан и покинула родной дом с одним твердым убеждением: «во что веришь, то и есть». Правда, до этого успела в подростковом бунте нагуляться по кладбищам и нажечь ритуальных костров и, надо признать, до сих пор помню весь текст «Отче наш» задом наперед (вспоминала об этом на прошлой неделе, когда по дороге на исповедь поняла, что на моем свитере красуется надпись: «В 1954 году трое женщин заявили, что занимались любовью с самим дьяволом»). Казалось бы, вся эта хаотичная духовность детства должна была сделать из меня циничного агностика. Но вот, в последнее воскресенье поста я покупаю на благотворительном базаре веточку вербы с привязанной к ней игрушечной птичкой и отправляюсь слушать проповедь.


Мне страшно стать православной. Страшно ассоциировать себя с институтом, который в последние годы зарекомендовал себя как репрессивная машина, не имеющая отношения к христианским идеалам любви и прощения. Страшно присоединиться к толпе «православных» неоязычников, которые приходят в церковь по случаю, чтобы получить отпущение грехов оптом, набрать бутылку святой воды и выпивать потом по глоточку от мигрени или баночку елея и добавлять его в масло при жарке, а напоследок приложиться к иконе матушки Матроны для исцеления от бесплодия. Страшно потерять себя.

Мой лучший друг — воинствующий атеист. Он очень переживает за меня с того самого момента, как, сидя в бургерной за два дня до Великого поста, мы обсудили мое решение. Конечно, он шутит, что после чтения его «Фейсбука», полного фотографий книг с названиями вроде «Без бога шире дорога», мне стоит каждый раз исповедоваться. Он тихо радуется, когда я рассказываю, как мне понравился советский антисектантский фильм «Конец света» из его подборки. Но я знаю, что ему тоже не на шутку страшно.

Конечно, полтора месяца назад какая-то часть меня корыстно полагала, что пост поможет мне поправить здоровье, наладить отношения с людьми и, может быть, даже личную жизнь, а то и избавит меня от необходимости регулярно посещать психотерапевта. Этого не произошло (ну ладно, килограмма три я сбросила). Никаких бонусов.


Вот, например, есть иудаизм. Это религия договора: евреи соглашаются на условия Б-га, а он дает им за это определенные бонусы в течение жизни плюс обещает некоторые отложенные бонусы. Христианство — это точно не договор. И признаюсь, читая Евангелие, читая Иоанна Лествичника, читая статьи современных священников, я все меньше и меньше понимаю, что такое христианство. Мне советуют просто полюбить Христа и принять в нем идеал. Но вот я пишу этот текст в Великий понедельник, день, в который Иисус проклял бесплодную смоковницу. Ну почему идеал любви и прощения проклял и сжег несчастное деревце? Почему он постоянно грубит окружающим и хулиганит? Почему он привлекает людей фокусами? Да, это наивные вопросы, и я могу ответить на них, скажем, как филолог. Но не как человек. И вопросов этих становится все больше. А перспективы жизни в вере, когда не ждешь никаких бонусов, знаков, фокусов, поощрений, облегчения страданий, кажутся мне все более туманными. Но я не останавливаюсь.


Потому что бросить начатое еще более страшно, чем продолжать. Бросить страшно не потому, что я боюсь показаться кому-то плохой. Не потому, что я боюсь попасть в ад. Не потому, что боюсь разъедающего разум страха смерти как абсолютного конца, за которым кромешное небытие. Как и каждый в мире головокружительной свободы, я боюсь жесткой идентичности, но не иметь ее боюсь еще больше. Мне не страшно стать ничем после смерти. Страшно быть никем прямо сейчас.

{"width":166,"columns":6,"padding":40,"line":80}

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+