Как образование повлияло на вашу жизнь. Часть 2: Еще 4 истории читателей
Признания читателей ВОС с высшим образованием о том, стоили ли того затраченные усилия
Месяц назад в соцсетях мы провели опрос «Как образование повлияло на вас?», а теперь выбрали самые показательные истории наших читателей. Благодаря им мы определили то, что каждый должен знать про образование. Возможно, эти истины напомнят вам о чем-то важном.
Первые пять истин можно прочитать здесь.
Истина №6: Вы лучше знаете, что вам нужно
Анастасия Моськова: «Десять лет назад я закончила в Екатеринбурге Российский профессионально-педагогический университет, преподаватель социологии. В нашем университете тогда был одинаковый набор экзаменов на разные специальности, сдав русский и историю, можно было поступить на факультеты социологии, юриспруденции и экономики, хо-хо, вот это были времена. И поступала я изначально на факультет юриспруденции, но не хватило одного балла, чтобы учиться на бюджете, решение пришло неожиданное — учиться платно и на социолога. Через какое-то время родители начали прессовать, что это профессия странная и кем, мол, ты будешь... Настойчиво начали меня переводить на рельсы другой специальности. Метрология и сертификация — специальность инженера родителям казалась перспективнее, надежнее, востребованнее — какие только доводы не были приведены, тем более знакомый декан факультета нарисовал перспективы бесплатного обучения при должном старании. Пришлось взять академический отпуск, по сути, я просто ходила на пары с другой группой: сопромат, теоретическая механика и прочие страшные названия. Этот мир был новым, чуждым и пугающим для меня, гуманитария, совсем неинтересным и непонятным… Нужно было походить на пары, посдавать предметы и летом сдать вступительные заново, как бы поступить, и тогда меня зачислили бы на второй курс. Но мне совсем не хотелось там учиться, на пары я не ходила почти, и плавно родители поняли, что быть инженером — совсем не моя тема. Спустили это все на тормозах, восстановилась и продолжила обучение на социолога, учиться нравилось.
После получения диплома, естественно, встал вопрос, кем работать, никуда не брали, хотела маркетологом, вроде и образование позволяло, но без опыта не устроиться, в итоге папа запихнул в Институт развития образования Свердловской области, который занимался повышением квалификации учителей, аттестацией, сейчас ЕГЭ и т. п. Запихали меня в бухгалтерию, дали мне поляну — госзакупки, тогда только приняли закон по закупкам и нужно было налаживать этот процесс, учреждение-то бюджетное. Вот я и сидела, ковырялась в этом и сходила с ума, казалось, что жизнь кончена, скукота такая, жуть. Вокруг тетки из бухгалтерии, а они довольно своеобразные, всегда. Не радовали даже перспективы того, что меня в министерство должны были забрать в ревизорский отдел, когда местечко там освободится… Спас меня случай, оказалось, что в этом институте есть, о чудо, отдел социологических исследований и меня зовут туда и ждут с распростертыми. Вот там настоящая социология была, исследования в сфере образования, выезды в "поле": училища, детские дома, школы. Было классно, тут уж моя "ботанская" исследовательская сущность была на месте.
Поработала и ушла в бизнес, работала маркетологом, тоже пригодилось образование, так складывалось, что вокруг всегда социологи были и руководитель, и коллеги, а, да, и взяли-то меня потому, что руководителю социолог по образу мышления в работе был нужен (а при обучении формируется как раз-таки особенный тип мышления и восприятия). В общем, образование было в тему, периодически мы проводили опросы, исследования. Потом лет через пять в бизнесе заскучала, попытки найти новую работу пока не увенчались успехом, потому что хочется в исследованиях развиваться, а в Екатеринбурге эта ниша довольно узкая, поэтому и устроилась по совместительству на свою первую работу, заниматься чистой социологией не для денег, для души скорее.
Так что я социолог по образованию и образу мыслей, и очень рада, что попала на этот факультет и никакие силы не свернули меня с моего пути, потому что эта работа мне очень нравится и я горжусь, что работаю по специальности».
Истина №7: Образование вряд ли поможет в работе
Сабина Башук: «С детства я была любознательной, много читала, задавала вопросы. В школе старалась изо всех сил, родители всячески подпитывали мой комплекс отличницы и твердили мне, что я должна стать самой лучшей. Нас, детей с самыми высокими оценками, собрали со всего младшего звена в один пятый класс, чтобы сделать его "образцовым".
В классе царила самая настоящая конкуренция. Весь класс: 13 серебряных медалистов и 9 золотых, в том числе я. Дружили ли мы? Разве что группками по одному-два. Чем мне запомнились школьные годы? Яростной конкуренцией: "А почему у меня 11 за сочинение, а ему 12?!" И постоянной усталостью в погоне за лучшей оценкой по всем предметам. Тыжмедалист! Старайся! Нас постоянно критиковали и говорили, что все предметы мы должны сдавать одинаково хорошо, вне зависимости от того, куда мы поступаем. Мы боялись универа и лезли из кожи вон за средний балл. Не было ни поблажек, ни заранее определенных билетов на экзаменах. Я выбирала между химией и английским, оба предмета давались мне хорошо. И в итоге выбрала английский, потому что работа в химсфере — вредная (так я думала тогда).
Я мечтала стала переводчиком, переводить конференции, книги, ездить по странам мира, быть уважаемым специалистом. Вырваться из Мариуполя с его катастрофической экологией и двумя перспективами: идти в технический универ, а затем на один из заводов или идти в филологический, учить греческий язык, чтобы на практике найти себе мужа-грека и остаться там.
Поступала в два универа Харькова: Каразина и Политех. Первый считался "мажорным", и мне, девочке из неблагополучной семьи, было неуютно стоять в очереди с абитуриентами, у которых уже были свои машины, заграничные каникулы и т. п. В Политех меня взяли на бюджет с руками и ногами.
Сказать, что универ стал для меня настоящим шоком, — ничего не сказать. На первом курсе я, без ложной скромности, уже знала программу за пять лет универа. Что мне дали пять лет образования? Бесполезные лекции с преподавателями, которые не только не проходили практику за границей (как говорилось в рекламке), но и мало-мальски приличным произношением похвастаться не могли. Бесконечные распечатки текстов на перевод, над которыми мы сначала сидели ночами, а потом стали просто делить на всех, чтобы переводить по кусочку, а потом собирать в один текст. Все равно никто не проверял, не исправлял ошибки. Был бы "вещдок", что домашнее задание выполнено и хорошо. Ни практики с носителями языка, ни помощи в трудоустройстве.
Второй язык, немецкий, мы толком так и не выучили, потому что на всю кафедру был один толковый преподаватель, но наша завкафедрой почему-то решила, что для профилактики взяточничества и всестороннего образования лучше менять преподавателей каждый семестр. В результате мы получили кашу в голове и очень поверхностное представление о немецком.
На третьем курсе стало стыдно просить у родителей деньги, и мы с четырьмя одногруппниками пошли искать работу. Что-то слышали на кафедре о хостинговой компании, куда требовались люди с хорошим английским. Мы толком не изучили ни сайт компании, ни чем она занимается, шли вслепую. Тест на английский, письменный и устный, показался нам слишком легким. Приняли всех. Пришлось разбираться, что такое хостинг, как работает интернет, домены и прочее. Огромное количество информации, которую не давал университет. Стали совмещать универ и работу, в том числе и в ночные смены. В сутках оставалось времени только лишь на поспать. Нервы сдавали. Особенно весело было, когда преподававшая "перевод ИТ-терминов" бабуля лет 65, которая была с компьютером на "вы", исправляла нас и говорила, что мы "используем устаревшие ИТ-термины". Или когда преподаватели кричали, что мы должны чаще посещать их пары, мы, не спав, приходили сразу с ночной на лекции, чтобы нам просто раздали тексты уровня Intermediate и заставили читать по цепочке.
Следующие три года прошли в техподдержке хостинга. Той самой, куда приходят люди, ругающие тебя просто так, не могущие разобраться в двух кнопках своего устройства, не желающие думать. Клиенты были со всего мира, но раздражали все одинаково. Особенно чопорные британцы, которым невдомек было, что ты отвечаешь на несколько чатов одновременно, у тебя гора писем и иногда параллельно звонки еще. Слова благодарности мы получали лишь в 5% случаев. Карьерный рост был или до сисадмина (точнее, серверного инженера), или до биллинга (бухгалтера). Не могу передать, насколько эти варианты не вдохновляли.
Для меня стало открытием, что такая прибыльная (в свои 19 мы получали больше, чем оба родителя вместе) и интеллектуальная работа в ИТ-сфере в итоге свелась к роботическим процедурам. Грубо говоря, ты стараешься, учишься, учишь язык, вникаешь, ходишь по собеседованиям, по полгода ищешь работу, чтобы в итоге устроиться и "жать на три кнопки" в определенной последовательности всю свою жизнь. Очень грустный итог, не правда ли? Причем это так на всех уровнях. Только процедуры разной сложности и длины. И был ли смысл? Неужели все силы, брошенные на получение образования, сводятся к тому, чтобы получать прилично, но выполнять рутинные действия и чувствовать, как деградируешь, треть своей жизни? И осознавать, что тем, чем тебе нравится заниматься, ты просто не прокормишь себя.
Почему я не стала переводчиком? Потому что им платят 3000 грн. За перевод страницы текста дают 20 грн., и, самое унизительное, за набор (!) текста на русском в пунктах распечатки и ксерокса берут ровно столько же. И никого не волнует, что на перевод инструкции к двигателю внутреннего сгорания, на одну страницу, ты можешь потратить 5–10 часов времени, выверяя каждый термин по словарям и справочникам, потому что ты в глаза этого двигателя не видел. Потому что без опыта работы устным тебя не возьмут. А когда ты приходишь на сайты фриланса, ты чувствуешь себя полным нулем со своим одним языком — ведь там полно опытных специалистов, которые работают в сфере уже 10–15 лет и знают три-пять языков!
Если бы я могла вернуться с тем опытом, что имею, в свое время поступления, я бы встряхнула себя и сказала: "Забудь про перевод! Иди лучше сразу на проджект-менеджера, ИТ-маркетинг или SEO. Да, это может быть сложно и непонятно, но ты быстро разберешься и будешь действительно востребованным специалистом и не потратишь время зря. В ИТ-сфере можно и без диплома. На собеседовании тебе дадут задание, выполнишь — будешь работать. И учи параллельно второй язык, а лучше и третий. Все крупные ИТ-конторы хотят работников-полиглотов. Тогда у тебя будет выбор, где работать, и даже заграничные командировки, может быть».
Истина № 8: Диплом может и пригодиться
Анна Ляпаева: «Мои отношения с высшим образованием начались тогда, когда мне не хватило совсем чуть-чуть для поступления на техническую специальность и документы решено было подать в пед. Зато на бюджет. К слову, это большая проблема, что в пед идут те, кому не хватило баллов в желанное место. Если бы у меня была возможность, я бы лучше пропустила год и усерднее готовилась к тестированию.
Потом я поняла, что мне мало одного образования, и я решила пойти на повышение квалификации по специальности "переводчик-референт". Этот диплом я получила за денежку, и в связи с этим его получение было чисто формальным. В том смысле, что с курсов никого не отчисляли, за непосещаемость не ругали, на зачетах и экзаменах многого не требовали. По итогам диплом есть — образования нет. Общаясь с одногруппниками, становилось понятно, что все знания остались практически на том же уровне, а если и повысились, то исключительно за счет самостоятельной работы дома.
С приближением выпускного нарастало напряжение по поводу распределения. В школу мне не хотелось идти ОЧЕНЬ, потому что работа там адовая. И тут возникает прекрасный вариант "наудачу". Поехать в столицу, подать документы туда, где меня не ждут, сдать тяжелейший экзамен с комиссией и надеяться. И все получилось. После магистратуры распределяют мл. н. сотрудником. Сижу теперь в офисе, развлекаюсь, читая ваши статейки, иногда что-то делаю. К слову, тут я немного стормозила, потому что могла пойти в частную фирму, в моей ситуации могли бы распределить и так. Потребовалось бы больше усилий (найти работу и работать в полную силу, зато получать хорошую зарплату), а я пошла по пути наименьшего сопротивления.
Как образование повлияло на меня? Во-первых, грамотность. Зачастую мне жаль и немного противно смотреть на пэтэушников, которые не могут выразить мысль, не вставив мата в каждом предложении. И сразу во-вторых, адаптация. Поскольку я и в компанию тех же пэтэушников вжиться могу, если нужно — и с профессорами объясниться. В-третьих, тяга к прекрасному. Сейчас мне хочется много читать, развиваться в разных направлениях, подтягивать языки. И я делаю это, понимая, что, если бы начала работать на 2–6 лет раньше, возможно, просто проживала бы изо дня в день, ни к чему не стремясь. Выживала, а не жила бы.
Что касается работы не по специальности. В нашей стране работодатель спрашивает о наличии дипломов всегда. Даже если ты собираешься работать продавцом или танцором. Я работала артистом балета, и при приеме на ту должность секретарша ксерокопировала мои дипломы преподавателя и переводчика приговаривая: "Может, на повышение пойдешь".
Подведя итоги, могу сказать, что высшее образование не дало мне конкретных знаний, которые помогут мне в работе. Но что-то определенно дало. Правильный вектор направления в будущее. А магистратура дала понять, что ученого из меня не выйдет, и позволила беспрепятственно переехать в столицу».
Истина №9: Вы можете так никогда и не понять, зачем это все было
Анна Сидельникова: «Я хотела быть ветеринаром. Желание это быстро расширилось до "быть врачом" в общем. Однако моя мама, по профессии медсестра, сказала, что "поступать на медицинский ты пойдешь через мой труп". Профессию свою она никогда не любила, не любит ее и сейчас. Считает, что "ковыряться в задницах" — дело неприличное и негигиеничное. Поэтому главной ее целью было уберечь меня от позора. Вызубрить биологию и химию, которые я не очень понимала и еще меньше любила, я бы смогла. Но "мы" решили сосредоточиться на том, что "у тебя получается", а были это литература, языки и история. Приговор был очевиден: филфак. Я очень смутно, но подозревала, что это не самое перспективное образование. Но на дне открытых дверей декан рассказала, что наш прекрасный факультет заканчивали известные журналисты, переводчики, редакторы, преподаватели и даже несколько писателей. Да-да, прям настоящих писателей.
У мамы была мечта. Она хотела, чтобы ее дочь стала известной писательницей, ну или в худшем варианте известной журналисткой. Поэтому предложение про "несколько известных писателей" решило мою судьбу. Я начала ходить на подготовительные курсы на филфак.
Дальше мама решила, что к моменту поступления кроме серебряной медали, кучи разных дипломов, грамот, рекомендаций и прочая было бы неплохо принести и публикации в какой-нибудь местной газете. Мол, вот такой молодой, а уже автор. Меня отвели в редакцию детской газеты.
Следующие несколько лет, которые я провела в редакции, стали одновременно и самыми прекрасными, и самыми отвратительными в моей жизни. Я встретила огромное количество чудесных и талантливых людей, видела много городов, впервые влюбилась. Однако за все это я платила часами мучений, проведенными перед чистым листом бумаги. Мне не нравилось писать тексты, не нравилось искать «сюжеты в реальной жизни», не нравилось оттачивать и формировать свой стиль, не нравилось вот это все.
В итоге я сбежала от своего мужчины, разорвала все отношения с людьми, которые напоминали об этом периоде, и возненавидела журналистику раз и навсегда. Но мама получила свои публикации, которые мы с гордостью предоставили приемной комиссии. Правда, уже было не надо, потому что поступала я на классическую филологию, о журфаке я не могла и слышать.
Первые пара курсов прошли, как и у многих, в пьянках, беспорядочных связях и влюбленностях. Я была не самой внимательной и прилежной студенткой. Что, однако, не помешало мне закончить факультет с красными дипломом.
С филфака я унесла две новых страсти: стать профессором и чешский язык. Профессорская должность манила меня своей атрибутикой. Мне нравилось представлять эти большие квартиры со скрипучим паркетом где-нибудь в старой части города, под самый потолок заваленные книгами. И это уважение, и почет, и "заслуги". И благодарные ученики, которые помогают своему учителю в бытовых мелочах, потому что он же "светило" и ему не до этого.
Попозже я поняла, что у "светила" нет других функций, кроме как светить, и на это надо положить большой кусок жизни. И мне стало жалко этот кусок. А еще я поняла, чтобы носить корону и раскланиваться по углам, надо, как и в любой другой области, несколько лет стирать начальству портки и бегать за кефиром (читай: писать статьи, рецензировать сборники и вести пары). И все это время получать зарплату менеджера по продаже холодильников. Я передумала становиться профессором. Я захотела денег.
Но это все случилось уже здесь, в Чехии, где я сейчас живу и ничего не делаю в аспирантуре местного университета.
В Чехию меня привело самое важное на данный момент решение в моей жизни: после года обязательного изучения второго славянского языка и общего экзамена, не облегченно вздохнуть и поскорее забыть все эти «насхледаноу» и «декуйи», а продолжить обучение и сделать чешский второй специализацией.
Через три года я впервые приехала в Чехию на стажировку и не поняла ни слова. Но не расстроилась, а через год приехала еще раз. И поняла уже побольше. Узнала о возможностях поступления в чешский вуз с моим российским дипломом. Возможности были. Я поехала домой, работала продавщицей, копила деньги на поездку, собирала бумаги, писала письма, просила помочь, посоветовать, передать, заверить, спросить. Вела многочасовые беседы с мамой, которая считала это моим шансом, а я спрашивала, кому я там нужна. Вела бесконечные диалоги сама с собой и сомневалась. Постоянно сомневалась. Сомневалась и делала. И через два года после принятия решения о переезде я приехала в Чехию. Приехала, чтобы опять учиться.
В Чехии я поступила на отделение русского языка и литературы, пару лет назад его закончила и поступила с аспирантуру. Чешские друзья до сих пор смеются, что в России я учила чешский язык, а в Чехии — русский. Но мне не очень смешно, потому что я опять сделала, как было проще и быстрее. В итоге я филолог с двумя образованиями: чешским и российским. По одной и той же специальности.
Еще в магистратуре я начала преподавать русский язык чехам. В России эта идея казалось смешной: кому он тут нужен? Русский. Чехам. Их всего-то 15 миллионов штук. Какой русский? И потом оккупация, 68-й, все дела. Но, оказывается, нужен — и даже очень. Настолько, что я до сих пор работаю преподавателем и в принципе ни на что не жалуюсь.
Хотя в моей сытой и довольной жизни нет-нет да и мелькнет вопрос: а как моя работа связана с моим образованием и есть ли оно у меня по факту? Я русская, и русский язык мой родной. Я прочитала гору книжек, у меня приличная, грамотная речь, как устная, так и письменная. Я нормально ставлю запятые, у меня нет проблем со словарным запасом. Я родилась и выросла в этой языковой среде, я знаю разговорные, просторечные, нецензурные слова, пословицы и фразеологизмы. Так в чем же роль моего двойного, отмеченного красным дипломом образования в успешности моей профессиональной деятельности? Есть люди, у которых русский язык родной и специальность "прикладная математика", к примеру. И эти люди тоже преподают, и я, конечно же, отношусь к этому презрительно. И тем не менее это не значит, что я не задаю себе вопрос: а чем они собственно хуже меня? Отсутствием "правильного" диплома?
Я умею учить людей. Мне нравится это делать, и студенты мои всегда довольны. Но это профессия, которую я получила в университете, или моя природная способность? Научил ли меня филфак чему-нибудь, кроме рассуждений о проблемах малых славянских языков под винцо с сыром? На что я потратила в итоге эти 10 лет?»
Подпишитесь на нас в социальных сетях