Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Филипп Дзядко:

«В России все надо начинать с самого начала»

Филипп Дзядко:

«В России все надо начинать с самого начала»

Интервью с главным редактором просветительского проекта «Арзамас»

ВОС запускает новую рубрику «В гостях у сказки», в рамках которой мы будем ходить по московским редакциям и рассказывать вам об их секретах. В первом выпуске — просветительский проект «Арзамас».  Мы поговорили с главным редактором Филиппом Дзядко о том, как им удалось сделать популярным проект о гуманитарном знании, а в конце попросили сотрудника сайта Олега Коронного провести экскурсию по редакции.


Почему образовательные проекты сейчас переживают бум?

Это самое интересное и самое важное, чем вообще можно заниматься, работая в медиа. Сейчас, завтра и позавчера. Всегда. В России надо было бы только этим и заниматься всем тем, кто считает необходимым здесь что-то менять.


Подобных проектов становится больше, это и TheQuestion и Vektor, а еще отдельный образовательный проект готовит один из крупных московских холдингов. А какие-то пять лет назад были одни «Теории и практики».

Да, и это классно. Есть ведь еще «Лекториум», «Постнаука», которая уже три года этим занимается с большим успехом, в какой-то степени и ВОС тоже просветительский проект. Это могут быть очень разные истории. Меня особенно радуют небольшие частные начинания, как например, Тogdazine — в Омске сидит человек, который делает издание о русской истории XX века, или Muzium.org — несколько энтузиастов ведут классный блог о классической музыке: вешают расписания, записывают лекции. Совсем недавно запустилась бомба — проект «Прожито», который занимается дневниками. Мой товарищ историк Дмитрий Споров уже много лет делает проект под названием «Устная история» — они записывают воспоминания исторических свидетелей, скоро делают перезапуск, это будет космос.

Все это в той или иной степени просветительские проекты. И «Арзамас» в нынешнем своем виде — это скорее просветительский проект, а не образовательный.

А где грань между просвещением и образованием?

Образование предполагает систему, проверку, регулярную работу, конкретный результат. Это обязательный урок. А есть факультативные занятия. Например, в лицее, где я учился, был семинар, который вел Константин Поливанов — о том, как читать стихи, например, раннего Пастернака. Никаких контрольных, скорее разговор с друзьями. Это была одна из самых интересных и полезных вещей из тех, которыми я занимался.


А не является ли появление вашего проекта реакцией
на все ухудшающееся образование вообще в стране?

В России все надо начинать с самого начала. И если вам страна небезразлична и вы хотите делать здесь что-нибудь осмысленное, то заниматься нужно тремя вещами: медициной, тем, что называется благотворительность, в том числе правозащитой, и просвещением.

На этой территории так всегда, безотносительно того, какая погода за окном. А сейчас особенно: когда за окном дрянь, то и мотивация выше. В стране сейчас ухудшается не только образование, а вообще все, шансов, что страна вообще сохранится, не так уж много, причин заниматься сохранением культуры хватает.

Как вы выбираете темы для курсов?

В этом сезоне ключевым для нас были лекторы, с ними вместе мы определяли темы курсов. Кого снимать — я более-менее представлял с самого начала, и лекторов приглашала редакция. Помогали нам в этом Михаил Велижев — филолог, преподаватель Вышки, исследователь русской культуры XIX века, и наш продюсер, прекрасная Катя Ламм. Они хорошо знают гуманитарное сообщество и исходили прежде всего от имени исследователя: раньше их могли услышать немногие, теперь — все желающие.


А какой курс самый популярный?

Это будет нечестный рейтинг, потому что есть сильные курсы, которые мы поставили в самом начале, но тогда про нас знало меньше людей. Да я и не совру, сказав, что слабых курсов у нас нет. Отлично смотрят курс Льва Лурье про дореволюционный Петербург. Очень популярен курс «Несоветская философия в СССР» Александра Архангельского. Хорошо смотрят Средневековье — и западноевропейское, и русское. Недавно Юлия Богатко, шеф-редактор, выпустила курс про русский авангард Андрея Сарабьянова — огонь. В выпуске курса принимает участие вся редакция, но у каждого курса есть ведущий редактор, шеф. Соответственно, каждый редактор скажет: «Нет, мой курс самый крутой». А мне нравятся все.


Были какие-то курсы, темы или подходы, которые не оправдали себя?

Расскажу для начала, как у нас устроен курс. Курс — это пять-семь маленьких видеоэпизодов, которые объединены какой-то темой. Плюс сопутствующие материалы — иногда не менее яркие, чем выступление лектора. И сайт каждую неделю меняется — каждую неделю выходит новый курс.

Так вот главная претензия к нам: «У вас так много материалов, что мы не успеваем читать и смотреть». Я первое время думал, что это здорово, раз мы так много делаем хорошего, а теперь понимаю, что это неправильно. Я прихожу в кондитерскую и вижу сто пирожных, мне нравятся все пирожные, но что-то их слишком много — пожалуй, я завтра их съем. Так что это ошибка, что мы делаем такое количество материалов. Я пытаюсь это как-то изменить, но каждый шеф-редактор своего маленького «Арзамаса» говорит: «К чертям! В этом курсе должно быть 34 материала». Это странная борьба: «Друзья, давайте делать меньше». — «Нет, мы будем делать больше». 

Какие у вас были ожидания по поводу аудитории перед запуском?
И оправдались ли они?

Ожидания у меня очень простые. Аудитория «Арзамаса» должна составлять примерно 143 млн человек в день. Таковы мои ожидания. Пока этой цифры мы не достигли, но движемся в этом направлении. 


Не кажется ли вам, что у вас довольно узкие темы, чтобы покорить 143-миллионную аудиторию?

Я исхожу из следующего сомнительного допущения: никто ничего не знает. Нет человека, который знает все.

Ты можешь разговаривать с людьми следующим образом: «Здрасьте, вы еще не готовы, посидите, пожалуйста, еще год в библиотеке, поговорите с умными людьми, и мы вас примем». И просветительских проектов, которые так с людьми разговаривают, много. В этом, вероятно, есть свое обаяние, но будем честны — это полный отстой.

Мы иначе говорим с читателем: «Здравствуйте, мы к вам пришли. Не вы к нам пришли, а мы. Если вы чего-то не знаете — не страшно, мы тоже, давайте разбираться вместе». Главный фокус — это постоянно придумывать удобные ходы. Старые и новые достижения науки нужно упаковать так, чтобы они не говорили: «Внимание! Наука! Все серьезно, перестань улыбаться, сука, сейчас будет важное, выпрямись, галстук напяль». Нет, ровно наоборот, без это звериной серьезности, но рассказывая множество удивительных вещей, просто интересных вещей. Это как приключение. И если ты так разговариваешь с человеком, то любого сможешь заинтересовать — даже шекспировским театром, который вас так напугал.


Ты сказал, что просветительские и образовательные проекты — это чуть ли не самое главное, чем стоит заниматься. Но при этом вы сами занимались раньше другими вещами. 

Если речь про «Большой город», в котором я работал, то некоторые из вещей, которые мы сейчас делаем, начались уже там. Например, наш летний номер, где мы публиковали большие монологи никому не известных пожилых людей. Это пользовалось успехом — частная история. В некотором смысле мы сейчас делаем то же самое. В смысле интонации — в «Большом городе» была та же интонация дружеского разговора.

Был момент, когда казалось, что нужно действовать в политической сфере. Сейчас ты говоришь, что нужно все менять с помощью просвещения и образования.

Я думаю, что каждый должен заниматься своей работой. «БГ» я видел как издание о том, что в воздухе, и в последний год моей там работы самым интересным в воздухе были протестные настроения, о них мы и рассказывали. Лучшая политика — это разговор.


Насколько сложно найти деньги для просветительского проекта? Особенно в свете последних событий вокруг «Династии».

Мы открылись до этой чертовщины и катастрофы с «Династией», лишний раз показавшей, что власти безразлично научное будущее страны. Но и во власти, и вне ее еще есть достаточное количество замечательных людей, которые понимают важность поддержки или создания культурных институтов и готовы в них вкладываться. Понимают, что одна из главных проблем нашей возлюбленной страны в том, что в ней нет никаких институций и институтов. Все либо обветшало, ну либо этого просто нет.

В сфере культуры и в сфере образования происходит бесконечная катастрофа с разными вулканическими взрывами, иногда просто тихое сползание. Бюрократия, стандартизация и прочее уныние.

Пока в мире перепридумывается образование, у нас оно просто доживает — и то только благодаря отдельным выдающимся представителям. Короче говоря, я верю, что достаточно людей понимают, что если они хотят каким-то образом связывать свое настоящее со страной, в которой родились, то нужно работать на будущее — то есть образование, просвещение.

Если бы в ваших руках была власть, как вы изменили бы систему образования — или вам это не интересно?

Мы же сейчас живем в мире, в котором понятие нормы дало сильный крен. Норм нет, а гуманитарные знания предполагают понятия нормы. Что такое хорошо, черт возьми, и что такое плохо.

Моя любимая преподавательница литературы Елена Вигдорова, которую мы записывали для «Арзамаса», на вопрос, почему она вообще занимается русской литературой, зачем вообще все это, говорит, что русская литература бесстрашна. И мне это нравится. И вот это бесстрашие благороднейших людей меня ужасно вдохновляет.

Что бы я стал делать, окажись во власти? Стал бы вместе с людьми, которые в этом хорошо разбираются, придумывать систему. Некоторые из них читают нам лекции. Есть, например, Андрей Зорин, который был бы выдающимся министром образования. Он преподаватель Оксфорда, разрабатывал образовательные модели для разных институтов, придумал целое направление. И это человек, который знает, как собрать команду, как реорганизовать систему. Это должны быть профессионалы, люди, которые понимают, что мир другой. Это не мир 1970-х годов, в который очень хочется некоторым вернуться. Невозможно туда вернуться, даже если хочется.
Мы с вами присутствуем при строительстве глобального музея Советского Союза под открытым небом, мы — экспонаты и подопытные кролики. Я на это не подписывался.

Видеокурсы есть у многих, от пятиминутных роликов до двухчасовых лекций. У вас 15-минутные ролики, и ни один из них не скучный. Как так получается?

Просто мы классные. И много сил во все это вкладываем. Над одним эпизодом работает видеоредактор, фоторедактор, работает вся редакция, которая отсматривает три раза подряд на разных стадиях этот эпизод, корректоры, которые смотрят инфографику, и «Кухня» — команда Сергея Нурмамеда, которая занимается постпродакшеном. Они кладут графику, инфографику, шапки и монтируют. Сложная выматывающая технология. Но иначе вы не достигнете нужного результата.


А кто ведет ваши соцсети?

Мы ужасно мешаем Олегу Коронному, который ведет нашу группу «ВКонтакте», потому что ему все время хочется это делать весело и классно, а я все говорю: «Давайте делать скучно».


Почему?

Я понимаю все достоинства «Образовача», но интонационно мне это совсем не близко. Я ужасно не люблю панибратство во всех его проявлениях.

«ВКонтакте», наверное, нужно говорить языком панибрата, но мне неуютно в этом костюме. При этом у нас много подписчиков в «Одноклассниках», их 80 000.

Как вы этого добились?

Это была блестящая спецоперация с их прекрасными сотрудниками и нашим директором Даней Перушевым. На протяжении некоторого времени люди, попадающие на страницу 404 «Одноклассников», видели не только сообщение об ошибке, но и цитату кого-то из классиков и предложение вступить в группу «Арзамас»... 


Есть ли идеи по выходу в офлайн?

Множество прекрасных людей предлагают нам разные истории, мы хотим, но нам не хватает сил и времени. Просто поставить лектора и попросить его прочитать — неинтересно. Хочется сделать какой-то «***** себе»-фактор, что-то необычное. У нас есть про это идеи, посмотрим. Недавно мы открыли возможность скачивать аудиоверсии наших лекций. А через несколько недель запустим при «Арзамасе» блог, он же журнал, хронику культурных проектов, не наших, который будет рассказывать про всякое удивительное в гуманитарной и окологуманитарной культурной сфере. Условно ВОС возьмет интервью у столетних электриков из ста городов России, это про историю, и нам такое интересно, поставим в блог. Хочется, чтобы это было такое Министерство гуманитарных связей, которое обо всем самом классном, что происходит в стране, связанном с культурой и наукой, сообщало. Не знаю, почему я это сейчас сказал. Может, кто-то из ваших читателей прочитает и поймет, куда ему надо. Мы вас ждем.

P.S. Экскурсия Олега Коронного по редакции «Арзамаса»

{"width":200,"columns":6,"padding":0,"line":80}

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+