Подпишитесь на нас в социальных сетях

закрыть
чат чат
свернуть развернуть
Ответить
через вконтакте
через фейсбук
через твиттер
через google

Авторизация подтверждает, что вы ознакомлены с
пользовательским соглашением

Вот такой текст отправится вам на стену, его можно редактировать:
с картинкой
Отправить
в Фейсбук в Вконтакте в Твиттер

Какие памятники нужны Москве?


«Огромный монумент Духовной Скрепе»


Михаил Пожарский размышляет над истерией вокруг памятников князю Владимиру и Феликсу Дзержинскому и предлагает альтернативные решения — памятники-мутанты, объединяющие чекистов с православными на почве любви к государственности.


В последнее время Москва стала полем битвы по установке памятников. Так, депутаты от партии КПРФ попытались организовать в городе референдум о восстановлении на Лубянской площади памятника Феликсу Дзержинскому. Они даже собрали, по их собственным словам, необходимые 146 000 подписей, но затем внезапно отказались их сдавать, пояснив, что продолжат бороться за памятник, но без траты государственных денег на всякие референдумы (да, референдумы у нас сейчас больше любят проводить на территории других стран).

Одновременно Российское военно-историческое общество (РВИО) под руководством министра культуры Владимира Мединского и зампреда правительства Дмитрия Рогозина носится с проектом установки 24-метрового и 300-тонного киевского князя Владимира — почему-то в Москве, а не в Киеве. Первоначально Владимира тоже хотели воткнуть на видное место посреди Лубянки, но, видимо, еще не все сотрудники ФСБ крестились. Комиссия Мосгордумы перенаправила крестителя Руси на Воробьевы горы, но затем отказалась и от этого варианта, поскольку многим идея 24-метрового монумента на смотровой площадке почему-то не пришлась по душе.

Теперь на сайте РВИО идет голосование, в котором Лубянка пока на втором месте. Не исключено, что в итоге на блатное место на Лубянке будут претендовать оба памятника. Кто же победит в этой вселенской битве: святой равноапостольный Владимир или инфернальный Феликс Эдмундович?

Казалось бы, очевидная мысль: «Здесь есть какие-то москвичи, может, спросим у них?» Но согласно опросам ВЦИОМ, москвичи еще не дошли до той степени любви к родной истории, которой страдают государственные деятели. 37% считают, что памятник железному Феликсу можно восстановить (в основном это люди возраста, близкого к средней продолжительности жизни в РФ), но 56% предпочтут памятникам пешеходную зону, сквер с фонтаном и тому подобный прогрессивный урбанизм.

Однако, учитывая настроения последнего времени, символы патриотизма и превозмогания, скорее всего, одержат верх над всякими мелкобуржуазными скверами и фонтанами.


И раз уж памятники неизбежны, у меня есть пара серьезных архитектурных предложений. Для начала можно было бы объединить оба памятника в один — монумент святому князю Владимиру Дзержинскому, крестителю Руси и основателю ВЧК. Или Феликсу Эдмундовичу Рюриковичу, крестителю ВЧК и основателю Руси — это уже кому как больше нравится. В одной руке крест, в другой — маузер.

Во-первых, это красиво. Во-вторых, в истории монументальной Москвы уже есть примеры совмещения двух исторических фигур в рамках одного памятника — Петр I авторства Церетели, предположительно, изначально был Колумбом, которого не удалось продать ни США, ни Испании, ни странам Латинской Америки. В-третьих, это могло бы стать символом долгожданного примирения красных и белых, русского и советского, Бунина и Есенина, Шолохова и Солженицына.

Со временем памятник-химеру можно будет усовершенствовать другими эпохальными историческими фигурами — добавить трубку от товарища Сталина, топор от Петра I (которым рубились головы стрельцов и прорубалось окно в Европу), убитого сына от Ивана Грозного. Так памятник будет отражать всю многогранность тысячелетней российской государственности. Можно даже сделать конструктор, позволяющий привинчивать части разных исторических деятелей ко всяким годовщинам (которые у нас так любят праздновать), а потом отвинчивать.

Но есть предложение еще лучше.

Вообще, монументы воплощают не столько самих исторических персонажей, сколько ценности, которые авторы хотели бы отлить в бронзе, а на самом деле — в людских умах и душах. Поэтому достаточно просто определить ценности и воздвигнуть монумент непосредственно им (например, в США есть известная статуя «Свобода, озаряющая мир», но это, ясное дело, не наш вариант).

Какие ценности у нас олицетворяет Феликс Эдмундович, примерно понятно: красный террор, борьбу с контрреволюцией и классовыми врагами. В общем, символизирует, что ради установления сильной централизованной власти не жалко и угробить пару миллионов душ, включая всяких там культурных деятелей вроде Николая Гумилева.

С князем Владимиром история более сложная, покрытая толстым слоем тысячелетней пыли и переписанная множеством летописцев, мысливших в категориях нравоучительных библейских мифов. Так что лучше спросить у лоббистов монумента, какие качества они ценят в покойном князе:

Князь Владимир — первый древнерусский киевский князь, который объединил под своей властью фактически все восточные славянские племена. Владимир укреплял внутреннюю структуру государства, подчиняя все единой централизованной власти. В тот период это было очень правильно, поскольку государство было молодое, ему было необходимо укреплять военные силы в борьбе с другими народами, прежде всего кочевыми. При Владимире Россия сделала огромный шаг вперед. Он сделал Русь одним из лидеров тогдашнего средневекового мира, повысил ее авторитет, дал возможность развитию культуры и духовному воспитанию людей.


Конечно, научный директор РВИО Михаил Мягков в этом своем комментарии просто промямлил нечто дежурное о развитии культуры. Однако понятно, что восхищает его вовсе не тот Владимир, который позволил восточнославянским племенам приобщиться к сохранившейся в Византии античной культуре. Ему нравится тот Владимир, который про «укрепление государства», «централизацию» и «борьбу с другими народами». При этом слово «государство» он явно использует в современном значении, которое вряд ли бы поняли современники князя. Впрочем, дальше он рассказывает и про Киевскую Русь (термин, придуманный в XIX веке), куда якобы приходил апостол Андрей Первозванный.

Таким образом, ценности, которые воплощают обе фигуры, на поверку оказываются одинаковыми — это оправдание массового насилия ради высоких государственных целей. А памятники представляются их создателям эдакой стационарной гипножабой, которая будет транслировать эти чудесные архетипы в народ.

Каким же должен быть символический монумент, чтобы полностью воплощать описанное? У нас уже давно имеется национальный символ — духовные скрепы. Что это такое, толком никому не понятно (если магическую формулу наделить четким, без экзальтированного придыхания, определением, тотчас же улетучится все волшебство).

К счастью, к пониманию духовных скреп нас могут приблизить занимательные статьи председателя Конституционного суда РФ Валерия Зорькина, которые тот регулярно публикует в официальном печатном органе Российской Федерации:

Столетиями и даже тысячелетиями Россия была скрепляема высшими духовными скрепами, называвшимися по-разному в разные времена. Будучи скреплена этими скрепами, она могла относиться к скрепам правовым с большим или меньшим пренебрежением. Я не буду обсуждать, хорошо это или плохо. Не буду обсуждать и разницу между римским подходом, в рамках которого хитросплетения юридических формул являются системообразующим фактором, и иными подходами, отрицающими такое значение этих хитросплетений.

В общем, духовные скрепы — это нечто, заменяющее нам всякое право, законы и прочие римские юридические хитросплетения. В другой своей статье судья даже конкретизирует, что именно в Российской империи служило такой скрепой:

При всех издержках крепостничества именно оно было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации. Неслучайно же крестьяне, по свидетельству историков, говорили своим бывшим господам после реформы: «Мы были ваши, а вы — наши».

Таким образом, очевидно, что должно стоять в центре Лубянской площади — огромный монумент Духовной Скрепе. Как он будет выглядеть, должны определить профессиональные архитекторы в процессе честного распильно-откатного тендера. Но, на мой дилетантский взгляд, неплохо бы подошли кандалы диаметром метров 50.

Отдельный вопрос — из чего сделать монумент. Благодаря интернету и пиратству и взрослые, и дети у нас знают, что Эйгон «Завоеватель» Таргариен, покорив королевства Вестероса, собрал мечи проигравших королей и лордов да соорудил из них Железный трон с торчащими во все стороны лезвиями. А у нас как раз принялись уничтожать на границах попавшие под российские самосанкции продукты. Самое время собрать весь этот швейцарский сыр, испанский хамон, польские яблоки и соорудить из них монумент Скрепе, который станет символом сокрушительной победы над западной бездуховностью и потреб-вом (как это сделать технически, я не знаю, но для этого есть Академия наук).

Единственная проблема — такой монумент могут съесть. Поэтому нужно будет создать новую спецслужбу или отдел ФСО под названием «Стражи Скрепы» (сокращенно СС), чтобы днем и ночью охранять монумент от поругания и поедания. С другой стороны, поедание Скрепы можно превратить в ежегодный всенародный праздник вроде Масленицы (и вместо выборов): провожаем старую Скрепу, встречаем новую с громогласным повторением мантры «мы — ваши, а вы — наши». 

{"width":112,"columns":6,"padding":105,"line":80}

Черный ВОС

Дорогие читатели. Чтобы бороться с цензурой и ханжеством российского общества и отделить зерна от плевел, мы идем на очередной эксперимент и создаем хуторок свободы — «Черный ВОС». Здесь вас ждут мат, разврат, зависимости и отклонение от общепринятых норм. Доступ к бесстыдному контенту получат исключительные читатели. Помимо новой информации они смогут круглосуточно сидеть в чате, пользоваться секретными стикерами и получат звание боярина. Мы остаемся изданием о России, только теперь сможем рассказать и о самых темных ее сторонах.

Как попасть на «Черный ВОС»?

Инвайт получат друзья редакции, любимые читатели, те, кто поделится с нами своими секретами. Вы также можете оплатить подписку, но перед этим ознакомьтесь с правилами.

Оплатить

Если у вас есть какие-то проблемы с подпиской, не волнуйтесь, все будет. Это кратковременные технические трудности. По всем вопросам пишите на info@w-o-s.ru, мы обязательно ответим.

18+