Российский феминизм с человеческим лицом
Активистки рассказывают о фем-инициативах и борьбе со стереотипами
Жертвам домашнего насилия продолжают твердить «сами виноваты», медиа выпускают статьи «Женщины тоже люди?» , в «Фейсбуке» не утихают пустые споры о «телочках» и небритых ногах, а большинство людей по-прежнему считают, что феминистка — это та, кто откусит вам руку, если вы попытаетесь подать ей пальто. ВОС поговорил с молодыми феминистками о нелегкой доле фем-инициатив, будущем феминизма в России, борьбе со стереотипами и о их собственном пути к активизму.
Стереотипы
Юлия, активистка российского феминистского объединения «ОНА»:
В последний год резко возросло обсуждение женского вопроса в СМИ. Вместе с этим обострился и градус негатива, бесконечное воспроизведение классических стереотипов о феминистках, которые, думаю, можно даже не перечислять. Способ бороться с этим только один — просвещение.
Если человек пытается унизить феминистку, утверждая, например, что большинство из нас страшные, — необходимо смотреть в самый корень, в самую суть этого утверждения и распространять информацию о том, почему оценивать личность по внешности — это сексизм, рассказывать про индустрию красоты, навязывающую обществу определенные понятия ради материальной выгоды, и т. д.
Сексизм и патриархальные предрассудки лежат в глубинных пластах нашей культуры, они прочно въелись в общественное сознание, и их нельзя «извлечь» безболезненно. Сталкиваться со стеной непонимания неприятно и тяжело, но другого выхода у нас нет. Конечно, вступать в индивидуальные споры, я считаю, не стоит. Лучше приберечь свои силы и нервы для более благодарного дела.
Милена, администратор паблика «сестра сестре! взаимопомощь»:
Сейчас от многих можно услышать, что вот раньше был «умеренный» феминизм, который был за все хорошее и настоящее равенство, а сейчас все уже в клоунаду превратилось, «хотите не пойми чего, то ли мужчин с планеты выжить, то ли еще что».
На самом деле такого правильного феминизма, который всех устраивал и все кивали головами «да, хорошая идея», не было никогда. И на суфражисток были высмеивающие карикатуры, не имевшие с реальностью ничего общего. Все-таки это борьба, а она не бывает уютной для тех, кто привык получать выгоду от существующего порядка вещей.
Активизм в России
Алена Шредер, журналистка,фотограф
Российский фем-активизм затрагивает сразу несколько областей: искусство, общество, правовое поле и СМИ. Часто они пересекаются. Например, после хамского поведения Александра Гордона в эфире Алена Попова решила довести это дело до суда и создала петицию. На днях стало известно, что суд не удовлетворил его встречный иск — это уже маленькая победа. Возможно, Гордона и не снимут с эфира, но большое дело сделано: общественность увидела реальное лицо ведущего, который унижает человеческое достоинство по признаку пола, и сделало свои выводы.
Существуют и арт-группы, к примеру, Vagina Rules. Девушки создают работы в разных направлениях. У них был отличный паблик-арт, в рамках которого они отзеркалили шаблон набивших оскомину объявлений вроде «девушка на час» на «мужчина на час», что смотрелось дико и показательно. По такому же принципу они поступили с оскорбительной акцией KillFish, когда забегаловка просила парней раскрутить своих девушек на фото «голых сисек». Они просто переписали текст, заменив «сиськи» на «письки», — вышло остро и уморительно.
Художница Ксюша Сонная из Школы Родченко создала проект One Love, посвященный несовершеннолетним мамам: сфотографировала молодых девушек, которые забеременели до 18, и спросила их о собственных чувствах и общественной реакции. Темой проекта стала стигматизация молодых матерей. Паблик Equality делает огромную работу. Сейчас он не только поддерживает борьбу с сексистской книгой Новоселова (которая как раз-таки проходит в правовом поле, через прокуратуру), но и публикует образовательные статьи.
Юлия, активистка РФО «ОНА»:
Многие активистки предпочитают действовать автономно, однако создаются и группы для совместной организованной работы. Среди них движение Left-Fem в Питере, «Фем-клуб» в Москве, Тольяттинская феминистская группа, Новосибирская феминистская группа, «Феминистская кухня» и другие. Этим летом в России прошло как минимум два крупных мероприятия — это фестиваль Fem-Frontier в Нижнем Новгороде и летняя Фем-школа в Санкт-Петербурге. Также феминистские группы в различных городах регулярно проводят пикеты, посвященные таким темам, как домашнее насилие, репродуктивные и социальные права женщин. Помимо этого ведется и просветительская работа — проходят лекции, дискуссии, киноклубы, посвященные гендерной проблематике. Феминизм в России часто взаимодействует с левым движением, преимущественно социалистами и анархистами, так как гендерный вопрос входит в повестку создания общества всеобщего равенства, а некоторые направления феминизма говорят и об экономическом, классовом неравенстве, а также специфическом влиянии капитализма на права женщин (таковы социалистический и анархо-феминизм).
К фем-активизму в России следует отнести также многочисленные интернет-инициативы, возникающие в качестве реакции на случаи вопиющей несправедливости, часто связанные с деятельностью суда и полиции. Это и сбор подписей к петициям, видеоакции, поддержка политзаключенных феминисток и жертв гендерного насилия, протесты против определенных законопроектов. В последнее время одним из важных обсуждаемых вопросов является поддержка кризисного центра «Сестры», помогающего жертвам сексуального насилия, — центр оказался без финансового обеспечения, и сейчас активно ведется сбор средств.
Лэйн, активистка РФО «ОНА»:
Организаций в России пока мало даже в количественном отношении, а те, что возникали в последние годы, как правило, функционировали не очень долго, постепенно затухая из-за внутренних конфликтов или иссякания энтузиазма. Различных акций, проектов, зинов в разных городах нашей огромной страны в последние несколько лет становится все больше, равно как и растет число упоминаний феминизма в позитивном ключе в СМИ — это правда. С развитием феминистских пространств в интернете возник естественных рост сторонниц прогрессивных идей. Тем не менее у этого процесса есть и очевидный минус, который виден, если присмотреться: феминистский активизм стал все чаще оборачиваться слактивизмом — сетевой деятельностью, не приносящей результатов, но создающей иллюзию активности и самоудовлетворения.
К примеру, популярны электронные петиции, хотя многие отдают себе отчет, что в нашей стране по гендерным вопросам этот метод еще ни разу не привел к результатам. За закон о домашнем насилии было собрано свыше 100 000 подписей, но никто не собирается его принимать.
Другой пример связан уже с действиями в офлайне. В разных городах периодически проводятся маленькие пикеты. Ресурсы, уходящие на их организацию, зачастую велики, и женщины, которые этим занимаются, сильно устают и даже выгорают. Результаты же неочевидны: кого напугают десять человек с плакатами? С координацией тоже все не очень хорошо. Особенность российского феминистского сообщества — это сильная разрозненность и раздробленность. Многие открыто говорят, что предпочитают что-то делать в одиночку или в кругу идейно близких подруг. Организации плохо взаимодействуют, между разными городами почти нет связи. Очень сложно организовать единую акцию на федеральном уровне, потому что еще даже не отлажены общепризнанные механизмы такой кооперации.
Инициативы
Софико Арифджанова, активистка «Фем-клуба»
Активисты довольно пассивные. Еще в 2012 году все выдохлись, так что сейчас наблюдается относительное затишье. Особенно это чувствуется летом.
Тем не менее дела продолжают делаться. Например, организация «ОНА» сейчас собирает электронную библиотеку, проводит кинопоказы и т. д. Также существует «Фем-клуб», в котором я состою сейчас. Мы организовываем занятия по женской самообороне, всевозможные лекции и круглые столы. Кроме того, этим летом впервые при поддержке Фонда Розы Люксембург прошел наш фестиваль Fem-Frontier в Нижнем Новгороде.
Еще в Санкт-Петербурге есть Left-Fem. Последняя крупная их акция — «За право на аборт»: они собрали невероятно огромное количество видеороликов, где люди объясняли, почему аборты нельзя запрещать. Люди в них приводят какие-то цифры, просто делятся мнением, рассказывают свои личные страшные истории. Единственное — активно подключились православные активисты, которые под теми же тегами и в похожем стиле объясняют, почему аборты — грех и прочее.
Саша Талавер, культуролог, участница проекта «Урбанфеминизм»
Проект «Урбанфеминизм» стартовал в этом году на «ДелайСаммите». В целом мы ничего не делаем, только собираем информацию о городских феминистских проектах и говорим с помощью соратниц о проблемах гендеризации пространств в разной обстановке. Ну и деремся иной раз. Еще вот выпустили зин с итогами первой встречи.
Скоро надеемся запустить сайт, увеличить регулярность занятий по самообороне в рамках «Фем-клуба», а еще сделать новый зин.
Милена, администратор паблика «сестра сестре! взаимопомощь»:
Фем-инициатив довольно много: выставки — тот же «Феминистский карандаш», лекции, не так давно даже появился летний фем-лагерь. О феминистском СМИ мне по крайней мере ничего неизвестно, хотя и были предложения по его созданию. Есть Wonderzine, но назвать его феминистским можно с большой-большой натяжкой.
С другой стороны, для подобного активизма в России есть и препятствия. Начиная от неприятия в обществе (можно вспомнить сколько же грязи вылилось на Беллу Рапопорт за критику статьи на «Медузе», например) и заканчивая возможностью столкнуться с насилием на митингах или пикетах.
Лэйн, активистка РФО «ОНА»:
Объединение «ОНА» изначально создавалось на почве, скажем так, критики определенных аспектов российского феминизма — за его некоторую закрытость от общества, замкнутость на самом себе, высокий порог входа для новеньких, отсутствие программ, стратегий и нормальной организации, неэффективность. Мы хотели создать общероссийскую организацию со сложной, но гибкой структурой, основанную на проектном подходе к деятельности, чтобы попытаться преодолеть существующие минусы. Объединение ориентированно не на феминистское сообщество, а скорее (в идеале) на окружающее нас «большое общество». Наша цель — создание в России действительно мощного феминистского движения, которое в перспективе станет заметной социально-политической силой.
К сожалению, все не так просто, и за последний год мы столкнулись с огромным множеством проблем, связанных как с феминистским сообществом, так и вообще с ситуацией в стране. Главное — гибкость, постоянное стремление отбрасывать то, что не работает, признавать свои ошибки, менять тактику.
Алена Шредер, журналистка, фотограф
На данный момент я работаю над фотопроектом, который посвящен девушкам и женщинам плюс-сайз. Хочу показать гармоничность любого тела и с помощью интервью с героинями поставить зеркало перед бодишеймерами. После этого хочу перейти к созданию проекта о стереотипах про мужчин. Потому что патриархат вредит всем: не только женщинам, но и мужчинам, которые тоже оказываются «должны».
Вообще, чтобы заниматься фем-активностью, не обязательно что-то создавать. Можно просто твердо отстаивать собственную позицию и быть собой.
О пути к фем-активизму
Юлия, активистка РФО «ОНА»
Лично я пришла в феминизм через злость, которая превратилась в сильную творческую силу, а также через чувство солидарности с другими женщинами, чувство единения, когда проблема одной страдающей от дискриминации женщины или группы женщин становится общей проблемой. Чувство важное и до последнего времени тщательно замалчиваемое культурой.
Софико Арифджанова, активистка «Фем-клуба»
Я попала в активизм довольно странно и вместе с тем просто: меня всего лишь пригласили в РФО «ОНА». Презентация этой организации прошла 5 октября, в мой день рождения. И это был лучший подарок: можно сказать, именно с этого дня я стала активной. Не уверена, что это можно назвать борьбой, но я не так давно начала активно зачищать свой круг общения. Я немного боюсь замкнуться в активистской тусовке, но не могу иначе: мне нужен свежий воздух, а не чей-то понос а-ля «раз ты феминистка, то тебя тоже можно бить, как мужика». А, я еще пару раз митинги вела, и каждый раз приходил Энтео со своими обезьянками. На 8 Марта они просто постояли за ограждением несколько минут, сфотографировались на нашем фоне и ушли. На 1 Мая чуть не прилетело яйцо. А потом на этом же митинге пришел какой-то алкаш и начал втирать нам, что мы ошибаемся и все такое.
Алена Шредер, журналистка, фотограф
На самом деле я прошла через все этапы переосмысления собственной позиции. Поэтому уверена, что непринятие феминизма — это вопрос либо зоны комфорта, либо недостаточной образованности. Еще несколько лет назад я (меж тем сама не худенькая девочка) могла назвать девушку или парня плюс-сайз жирной(-ым), грешила бытовой мизогинией, говоря, что с «мальчиками мне интереснее, чем с девочками», и в принципе не слишком задумывалась о том, откуда это во мне. Погрузилась в фем-дискурс год назад, когда поступила в магистратуру факультета свободных искусств и наук СПБГУ на программу «Кураторские исследования». В первом же семестре у нас начался предмет «Феминизм и постфеминизм», название которого смущало как меня, так и некоторых моих одногруппников. Вот это странное отторжение темы женского движения — отличный показатель закостенелости мозга. Тебе кажется, что ты очень продвинутый и либеральный человек, но на деле подчиняешься общественным установкам и, не в состоянии их считать, принимаешь за собственную точку зрения.
После мощной образовательной программы стало понятно, что обратного пути просто нет. Когда погружаешься внутрь — понимаешь, что все эти «девочки должны», «мальчики должны», «семейные институты» — просто блеф, необходимый государству, чтобы контролировать массы, и капитализму, чтобы оставаться на плаву.
Подпишитесь на нас в социальных сетях